Рабочая программа образовательной области "Коммуникация"
Документы для скачивания
Рабочая программа по реализации образовательной области «Коммуникация» для детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад «Колосок» п. П ограничный Образовательная область «Коммуникация» Пояснительная записка Рабочая программа по образовательной области «Коммуникация» направлена на овладение дошкольниками конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Содержание образовательной области раскрывает систему работы по: развитию свободного общения со взрослыми и детьми; развитию всех компонентов устной речи детей( лексической стороны, грамматического строя, ЗКР( произносительной стороны) ; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах деятельности; обучению грамоте; практическому овладение нормами речи. Рабочая программа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»/ Т. И. Бабаева, Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011г. и методического комплекта к программе: Сомкова О. Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»: Учебно- методическое пособие/ науч. ред. : А. Г. Гогоберидзе, - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО- ПРЕСС», 2012. Проектирование воспитательно- образовательного процесса в учреждении осуществляется в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе комплексно- тематического принципа построения образовательного процесса в процессе интеграции образовательных областей, с учетом решения программных образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, но и при проведении режимных моментов в адекватных возрасту детей формах и при взаимодействия всех участников образовательного процесса. В основу проектирования образовательного процесса учреждения положен сюжетно- событийный принцип, программа построена на реализации проектов, где организация образовательного процесса осуществляется на основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций, тематических мероприятий. Комплексно- тематическое планирование основывается на « Годовое комплексно- тематическое планирование в д/ саду( занятия, деятельность в режиме дня) » Н. С. Голицына 2015 г. , где распределяется тематика на учебный год с указанием временных интервалов, планируются темы для учреждения и для каждой возрастной группы с учетом итоговых мероприятий, событий( Приложение) . Педагогическими принципами реализации содержания комплексно- тематического плана образовательной деятельности в учреждении являются: принцип спирали: на каждом возрастном этапе идёт повторение тем, но уже с усложнением, углублением в соответствии с возрастом детей; принцип сотворчества детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения социо- культурных традиций и создание единого коллектива" дети – родители – сотрудники учреждения" ; принцип формирования целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте; принцип опоры на эмоционально- эстетическое отношение к предмету освоения; принцип интеграции – целостный системный подход в воспитании детей через объединение( взаимопроникновение) различных видов детской деятельности( музыкальной, речевой, познавательной, изобразительной, двигательной, художественно- творческой и др. ) и всех средств эмоционально- эстетического воспитания( музыка, литература, живопись, природа, окружающая среда) ; принцип природосообразности, заключающийся в организации педагогического процесса в соответствии с законами природы: её ритмами, циклами; принцип культуросообразности, где особая роль отводится значимым событиям и явлениям( исторические, общественные и общекультурные) ; принцип наглядности; принцип преемственности и непрерывности образования в детском саду и затем в школе. 1. Содержание психолого- педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация»( 2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы) II младшая группа Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети Развитие свободного общения со взрослыми и детьми По инициативе взрослого дети учатся вступать в общение: узнавать и называть знакомых персонажей на картинках и их действия( «Это мишка. Мишка спит», «Здесь зайка. Он ест морковку») ; отвечать на вопросы о себе( «Как тебя зовут? Какого цвета твое платье? ») , узнавать на фотографии и называть членов своей семьи, разговаривать о лю бимых игрушках. Проявлять интерес к общению с детьми, называть знакомых детей по именам, по показу воспитателя включаться в игры с общей игрушкой. Вступать в игровое общение со сверстниками — парное и в малой группе. Элементарно договариваться о совместных действиях( «Давай строить гараж», «Давай катать машинки») , о ролях( «Я буду варить суп. Приходите обедать») , С помощью воспитателя узнавать яркие эмоциональные состояния детей( радуются, смеются, испугались, плачут) , учитывать их при об щении: пожалеть, развеселить, пользоваться ласковыми словами. Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности Связная речь. Дети осваивают следующие умения диалогической речи: вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками по разным поводам; отвечать на вопросы, обращения взрослого; сооб щать о своих впечатлениях, желаниях; договариваться со сверстником о совместных действиях в игре; участвовать в общем разговоре; зада вать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения( Кто это? Как его зовут? и т. п. ) Дети начинают осваивать умения монологической речи: принимать задачу, поручение, выраженное в высказывании взрослого( «Большим куклам поставь большие чашки, а маленьким куклам — маленькие чашки») ; сравнивать два предмета, находить одинаковые предметы, составлять пары; по вопросам воспитателя составлять рассказ по кар тинке из 3—4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать короткие стихи об игрушках, приро де, детях, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассмат ривать картинки. Грамматически правильная речь. Дети осваивают умения поль зоваться системой окончаний для согласования слов: согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; пра вильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числах: кошка — котенок, ко тята; осваивать структуру простого распространенного предложения: включать однородные члены предложения( «Я люблю маму, папу, бабушку, дедушку») , вводить дополнения( «Пойду гулять с куклой») , определения( «Пойду гулять с новой куклой») , обстоятельства( «Кукла быстро, оделась на прогулку) »; осваивать способ словооб разования на основе имитации звуков: утка «кря- кря» — крякает, кошка «мяу- мяу» — мяукает; с помощью воспитателя строить слож ные предложения, сначала бессоюзные, затем с союзами и союз ными словами: «Киска мяукает — она хочет есть», «Киска мяукает, потому что она хочет есть». Звуковая культура речи. Дети учатся правильно произно сить гласные звуки; правильно произносить твердые и мягкие со гласные звуки( [ м] , [ б] , [ п] , [ т] , [ д] , [ н] , [ к] , [ г] , [ х] , [ ф] , [ в] , [ л] , [ с] , [ ц] ) ; развитие правильного речевого дыхания, слухового вни мания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата; слы шать специально интонируемый в речи воспитателя звук( песенка для укладывания куклы спать — а- а- а, песенка ветра — у- у- у, ко локольчика — з- з- з, жука — ж- ж- ж, мотора — р- р- р, насоса — с- с- с) . Словарь. Дети практикуются использовать в собственной речи: названия предметов и объектов близкого окружения, их назначение, действия с ними, ярко выраженные части и свойства; названия предметов и действий гигиенических процессов умывания, одева ния, купания, еды, ухода за внешним видом( причесаться, акку ратно повесить одежду) и поддержания порядка( убрать игрушки, поставить стулья) ; слова, обозначающие действия( смять, сжать, погладить) ; слова, обозначающие качества и свойства предметов( мягкость, твердость, гладкость и т. п. ; предметы рвутся, бьются, размокают) ; название материалов( глина, песок, бумага, ткань) ; называние членов семьи, их действий; названия объектов и явлений природы: растений близкого окружения, овощей и фруктов, до машних и некоторых диких животных и их детенышей( кошка, собака, лошадь, корова, медведь, заяц, лиса) ; понимать значение обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрук ты, птицы, животные, звери и т. п. Практическое овладение нормами речи( освоение правил речевого этикета) Дошкольники осваивают умения: знать и использовать основные формы речевого этикета в ситуациях общения: приветствие( здрав ствуйте) , просьба( дайте, пожалуйста) , благодарность( спасибо) , зна комство( как тебя зовут, меня зовут. . . , давай играть) ; использовать обращение к собеседнику по имени, различать формы обращения ко взрослому и ребенку( здравствуйте — здравствуй) ; узнавать детей в группе и называть их по именам, использовать ласковые формы имен( Лена — Леночка, Ваня — Ванечка) ; вежливо обращаться к воспитателю за помощью, привлекать к игровому общению сверс тника. Организация опыта освоения образовательной области Что осваивают дети Воспитатель организует частое индивидуальное общение с ре бенком на основе совместной деятельности с игрушками и пред метами: вносит и обыгрывает новые игрушки, создает игровые си туации( «Украсим комнату куклы», «Соберем куклу на прогулку», «Построим гараж для машины», «Приготовим чай для кукол», «Куклы переезжают», «У куклы день рождения» и т. п. ) . При выполнении культурно- гигиенических процедур воспита тель организует рассматривание предметов: при накрывании на стол — предметов посуды, при умывании — предметов гигиены, при подготовке к прогулке — предметов мебели, при одевании на прогулку и при подготовке ко сну — предметов одежды. На прогулке, в группе педагог стимулирует детей к правильно му и четкому называнию предмета, его частей, признаков, дейст вий с ним. При этом стремится к четким грамматически про стым формулировкам без лишних слов и дополнительных объяс нений. Воспитатель организует игры- драматизации по хорошо знако мым произведениям «Колобок», «Теремок», «Репка», стимулирует детей воспроизводить несложные ролевые диалоги. В творческих играх вопросами и включением в игру стимули рует детей правильно называть себя в игровой роли( «Я — мама») ; называть игровые действия( «Буду кормить дочку, варю кашу. До стану тарелочку, ложку. Поела дочка. Помою посуду, чтоб чистая была») ; отвечать на вопросы об игре( «Куда ты везешь груз? », «Что будешь строить из кубиков? », «Может быть, ты построишь дорогу и сделаешь мост? » «Какие еще машины будут ездить по мосту? ») . Воспитатель организует совместное с ребенком составление рас сказа на тему, предложенную ребенком, с одновременным элемен тарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В подобной ситуации ребенок чувствует себя равноправным парт нером: он может в любой момент включиться в рассказывание и рисование. Другие дети по желанию могут стать наблюдателями или соучастниками деятельности: давать советы, предлагать свои варианты события. Педагог стимулирует совместное со взрослым построение выска зывания из 2—3 предложений о событиях из жизни ребенка, об объ ектах живой и неживой природы. Воспитатель привлекает детей к комментированию( сопровожде нию речью) своих действий в предметной деятельности( «Возьму боль шой кубик. Будет стульчик. А коробка — стол. Сядь кукла. Будем пить сок») . Педагог стимулирует детей к проговариванию последующих действий — к речевому планированию. Для этого включается в обще ние с ребенком и предлагает рассказать, что будет делать дальше( «Что еще захочет делать кукла? С кем она пойдет гулять? ») . Воспитатель беседует с детьми об интересных фактах и событиях их жизни, о личных проблемах, близких людях, героях мультфильмов, домашних животных. Педагог создает условия для развернутого речевого обращения ре бенка к взрослому или сверстнику( «Объясни Наташе, как ты хочешь играть с мячом») . Воспитатель внимательно выслушивает детей, деятельно реагирует на их просьбы, упражняет в составлении самостоятельных высказыва ний с опорой на события из личной или коллективной жизни. Воспитатель привлекает внимание детей друг к другу, предлагая каждое утро здороваться со всеми детьми и индивидуально: «Поздо ровайся с Сережей», «Скажи „доброе утро" Свете», «Назови ласково Федю, чтобы он перестал плакать. Пожалей его». Воспитатель организует игры на развитие речевого дыхания( «Подуй на одуванчик», «Полетели снежинки», «Поплыли кораблики» и другие) , на развитие фонематического слуха( «Кто позвал? » «Что звучит? ») . Для профилактики возможных нарушений звукопроизношения педагог ежедневно проводит упражнения на укрепление мышц артикуляционного аппарата ребенка из серии «Веселый язычок», ис пользует игры с пальчиками на основе фольклорных произведений. Ежедневным содержанием речевого взаимодействия с детьми являют ся игры на звукоподражание( «Кто как кричит», «Отгадай, кто в до мике живет» и т. п. ) . В образовательных ситуациях педагог привлекает детей к ока занию помощи игровым персонажам в решении их «проблемы»( помочь мишке выбрать корзинку нужной величины, чтобы вошли все найденные им грибы; помочь кукле подобрать одежду по раз меру; помочь зайчику выбрать теплую шапочку) . Во всех видах деятельности детей воспитатель комментирует про цесс деятельности ребенка, обобщает в речи полученный результат, стимулируя высказывания детей. Средняя группа Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети Развитие свободного общения со взрослыми и детьми Воспитатель создает условия для того, чтобы ребенок мог охотно вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отве чать на вопросы, слушать ответы других детей, рассказывать о собы тиях, приглашать к деятельности. Дети учатся участвовать в коллек тивном разговоре, поддерживать общую беседу, говорить по очереди, не перебивая собеседника. Передавать с помощью образных средств языка эмоциональные состояния людей( девочка испугалась, мама удивилась) и животных( кошка сердится, она не поймала мышку; обезьяна радуется — у нее есть вкусный банан) . В процессе общения дошкольники учатся адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника( выразить сочувствие, по мочь, пожалеть) . Дошкольники упражняются в использовании средств интонацион ной речевой выразительности( силы голоса, интонации, ритма и темпа речи) дня привлечения и сохранения внимания сверстника в процессе речевого общения. Учатся использовать в речи слова участия, эмоци онального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. Стремятся к самоутверждению в коллективе сверстников, прояв ляют избирательность во взаимоотношениях и общении с ними: предпочтения в выборе партнеров по играм и общению. Используют элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, при разрешении конфликтов; в игровом общении ориентиру ются на ролевые высказывания партнеров, поддерживают их. Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности Связная речь. Дети осваивают умения диалогической речи: в раз говорном общении пользуются( с помощью воспитателя) разными типами предложений в зависимости от характера поставленного во проса; замечают неточности и ошибки в своей речи и в речи това рищей, доброжелательно исправляют их; формулируют вопросы по искового характера( Почему? Зачем? Для чего? ) . Осваивают умения монологической речи: составляют описатель ные рассказы( 5—6 предложений) о предметах, рассказы из личного опыта; самостоятельно пересказывают литературные произведения, воспроизводят текст по иллюстрациям; сочиняют повествовательные рассказы по игрушкам, картинам; составляют описательные загадки и загадки со сравнением, описательные загадки о предметах и объ ектах живой и неживой природы; пользуются элементарными фор мами объяснительной речи. Словарь. Дошкольники осваивают и используют в речи новые слова. Названия предметов и материалов, из которых они изготов лены( ткань, бумага, дерево, резина) . Названия живых существ и сред их обитания( земля, почва, воздух) , некоторых трудовых про цессов( кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и т. п. ) . Слова, обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений, их свойства и качества — цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов( мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т. п. ) , явлений( холодно, мокро, солнечно и т. п. ) . Слова, обозначающие видовые категории с указанием характер ных признаков( чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла) . Слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения( игрушки, посуда, животные, растения и другие) , а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки( живые организ мы — растут, размножаются, развиваются; посуда — это то, что необходимо людям для еды, приготовления и хранения пищи и т. д. ) . Слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими: слова приветствия, благодарности, извинения, учас тия, эмоционального сочувствия и другие. Грамматически правильная речь. Дети осваивают умение свободно пользоваться в речи простыми предложениями( полными, распростра ненными, с однородными членами) . Для передачи временных, про странственных, причинно- следственных связей используют сложно подчиненные предложения. Правильно используют суффиксы и при ставки при словообразовании и для выражения отношений между объектами. Учатся самостоятельно пользоваться системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов для правильного офор мления речевого высказывания. Звуковая культура речи. Дети овладевают произношением наибо лее трудных звуков — свистящих, шипящих, [ л] , [ р] . К пяти годам дети чисто произносят все звуки, четко воспроизводят фонетический и морфологический рисунок слова. Учатся говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы; эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения. Подготовка к обучению грамоте. Дошкольники знают термины «слово», «звук», правильно понимают и учатся использовать их. Знают, что слова состоят из звуков, звучат по- разному, могут быть длинными и короткими. Учатся сравнивать слова по протяженности. Учатся звуковому анализу слова: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук( сначала на основе наглядности, затем — по пред ставлению) ; различать на слух гласные и согласные звуки. Практическое овладение нормами речи( освоение правил речевого этикета) . Дети осваивают умение использовать в знакомых ситуациях общения вариативные формы приветствия( «здравствуйте», «добрый день», «добрый вечер», «доброе утро», «привет») ; прощания( «до сви дания», «до встречи», «до завтра» и т. д. ) ; обращения к взрослым и сверстникам с просьбой( «разрешите пройти», «дайте, пожалуйста») , благодарностью( «спасибо», «большое спасибо») , обидой, жалобой. При обращении к сверстнику называть его имя, к взрослому — имя и отчество. При обращении к незнакомым людям использовать вежливые формы: «скажите, пожалуйста», «будьте добры», «извините за беспо койство». Организация опыта освоения образовательной области Что осваивают дети Для развития коммуникативных умений ребенка воспитатель со здает условия для стимулирования его потребности в общении со сверстниками. Педагог дает поручение для выполнения его двумя- тремя детьми( собрать листья для осеннего букета; навести порядок в игровом уголке; сделать из конструктора гараж для машины) . Сти мулирует общение детей в процессе сюжетно- ролевых и дидактичес ких игр( договориться о распределении ролей, определить, кто пер вым будет ходить в игре и т. д. ) , организует коллективные обсужде ния событий из жизни детей в детском саду( как украсить группу к празднику; почему не цветет комнатное растение, почему сегодня грустит Сережа; чем понравилась прочитанная книга) . Особое зна чение для развития общения в этом возрасте имеет организация поисковой деятельности. Для этого воспитатель вводит игровой пер сонаж и создает проблемные образовательные ситуации, требующие размышления и рассуждения. Для обучения детей составлению описательного рассказа воспи татель организует игровые образовательные ситуации, стимулирую щие интерес детей к описанию наглядно представленных предметов( «Что у тебя, а что у меня», «Отгадай любимую игрушку», «Отгадай, что задумали») , а затем к описанию по схеме и по представлению( «Моя любимая игрушка дома», «Путешествие в страну загадок» и другие) . В процессе режимных моментов воспитатель обращает внимание детей на свойства и качества предметов, с которыми они действуют, организует экспериментирование для выявления их особенностей. Например, перед мытьем рук воспитатель загадывает детям загадки о гигиенических принадлежностях, отражая в них свойства и каче ства предметов. Затем педагог организует обследовательские дейст вия, из которых дети узнают значение слов «мылится», «пенится», «мыльная пена», «скользкое», «гладкое», «душистое» и т. п. , подби рают синонимы к словам( выскользнуло, убежало, ускакало, выпрыг нуло, выскочило, вывалилось) , придумывают сравнения( выскольз нуло как рыбка, выпрыгнуло как мячик, выскочило как мышка, ускакало как лягушка) . В процессе игровых ситуаций с персонажами настольного и паль чикового театра, игрушками воспитатель помогает детям придумы вать окончания и коллективно составлять повествовательные расска зы о животных( «Как зайчонок нашел маму», «Кто спал в корзине», «Как курочка спасла мышонка) , сказочные истории о литературных героях и игрушках( «Как кукла подружилась с медвежонком», «Кто помог грязнуле стать чистым» и другие) . Для развития объяснительной речи воспитатель использует со здание игровых проблемных ситуаций, элементарное эксперименти рование, загадывание загадок игровому персонажу. Для детей сред ней группы лучше использовать описательные загадки и загадки со сравнением. Загадывая их детям, воспитатель предлагает не только назвать отгадку, но обязательно объяснить, почему она подходит к загадке, доказать, что она правильная. Введение игрового персонажа позволяет поставить ребенка в позицию обучающего, стимулирует проявление субъектности( «Расскажи Степашке, объясни ему, научи Степашку, докажи ему, что твоя отгадка правильная») . Для подготовки детей к звуковому анализу слов педагог может использовать уже устоявшиеся в практике обучения грамоте приемы, когда звуки речи сравниваются с природными или бытовыми звуками и называются «песенками»: песенка ветра, змеи, жука, самолета, трактора, насоса, воды, комара, колокольчика и т. п. Для этого ис пользуются игровые упражнения «Чья песенка? », «Что звучит? »( диф ференциация изолированных звуков на слух) . В дальнейшем, когда дети научатся различать слово и звук, воспитатель обращает их вни мание на начальный звук слова, выделяя его голосом( например, слова, начинающиеся с гласного звука: аист, утка, игла) , а затем использует упражнения на узнавание слов с заданным первым зву ком, сочинение чистоговорок «Придумай окончание»( совместное сочинение чистоговорок: « За- за- за — убежала коза, зу- зу- зу — не догоним мы козу, зы- зы- зы — больше нет у нас козы, зе- зе- зе — надо хлеба дать козе, за- за- за — вот вернулась к нам коза») . Педагог организует условия для освоения детьми наиболее слож ной грамматической формы родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных. Обучение правильно му использованию этих форм может осуществляться в играх «Чего не стало? », «Что изменилось? », «Магазин»( «Надо привести в зоо магазин побольше котят, щенков, мышат. . . ») . Дети знакомятся с новым способом словообразования: «Почему цветок называется под снежник? Под чем он растет? — под снегом»; «Что делает кошка на картинке? — кошка залезла на дерево, кошка слезла с дерева, за бралась под стол, выбралась из- под стола, запрыгнула на шкаф, спрыгнула со шкафа» и т. п. Старшая группа «Ургуйки»- воспитатель Шастина Г. С. Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети Связная речь. Дети овладевают следующими умениями. Самостоя тельно строят игровые и деловые диалоги, пересказывают литератур ные произведения, правильно передавая идею и содержание, исполь зуя прямую и косвенную речь, пересказывают произведение по ролям, по частям. В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях при роды точно и правильно подбирают слова, характеризующие особен ности предметов и объектов; используют прилагательные и наречия; с помощью воспитателя определяют и воспроизводят логику описа тельного рассказа. Дети сочиняют сюжетные рассказы по картине, из личного опыта. С помощью воспитателя учатся строить свой рассказ в соответствии с ло гикой повествования: экспозиция( обозначение действующих лиц, вре мени и места действия) , завязка( причина события) , развитие событий и кульминация( момент наивысшего напряжения) , развязка( окончание) . В повествовании отражают типичные особенности жанра сказки или рассказа. Проявляют интерес к самостоятельному сочинению, создают раз нообразные виды творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели. Учатся внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их. Использовать эле менты речи- доказательства и объяснительной речи при отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в повседневном общении. Словарь. Дети осваивают и используют в речи новые слова. Названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения. Личностные характеристики человека( честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т. п. ) , его состояния и настроения, внутренние переживания. Слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально- нравственные представле ния детей. Слова, обозначающие оттенки цвета( розовый, бежевый, зелено вато- голубоватый и т. д. ) , тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта. Дошкольники развивают умение самостоятельно использовать в деятельности и обозначать в речи обследовательские действия, необ ходимые для выявления качеств и свой ств пр едметов( погладил, подул, взвесил на руке, понюхал и т. д. ) . Сравнивают предметы, находят су щественные признаки, объединяют на их основе предметы в группы: посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные принад лежности, транспорт, домашние животные, дикие звери, овощи, фрук ты. Называют существенные признаки понятий; находят в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты; используют их при сочинении загадок, сказок, рассказов. Грамматически правильная речь. Дошкольники овладевают уме ниями: использовать в речевой практике основные грамматические правила; учатся грамматически правильно использовать в речи слож ные случаи русской грамматики: несклоняемые существительные( метро, пальто, пианино, эскимо) , слова, имеющие только множест венное или только единственное число( ножницы, очки) , глаголы «одеть» и «надеть». Упражняются в образовывании слов, пользуясь суффиксами( учитель, строитель, спасатель; солонка, масленка) , при ставками( подснежник, подосиновик) . Звуковая культура речи. Дети учатся чисто и правильно произно сить все звуки родного языка. Упражняются в правильном звукопр о- изношении в процессе повседневного речевого общения и при звуко вом анализе слов. При чтении стихов, пересказе литературных произведений, в про цессе общения учатся самостоятельно пользоваться средствами инто национной выразительности: изменять темп, ритм речи, силу и тембр голоса в зависимости от содержания. Подготовка к обучению грамоте. Дошкольники получают пред ставление о существовании разных языков; знают термины: «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный и согласный звуки», «звуко вой анализ слова», правильно понимают и используют их. Умеют: делить на слоги дву х- трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов( интонационно выделять звуки в слове, составлять схемы звукового состава слова) ; составлять предложения с заданным количеством слов; определять количество и последовательность слов в предложении. Практическое овладение нормами речи( освоение правил речевого этикета) . Дети самостоятельно выполняют основные правила рече вого этикета при приветствиях, прощаниях, обращениях с просьбой, знакомствах, при выражении благодарности. Знакомятся с основными правилами этикета телефонного разгово ра, столового, гостевого этикета, этикетного взаимодействия в обще ственных местах( в театре, музее, кафе) . Приучаются использовать эти правила. Знают и учатся правильно использовать невербальные средства об щения: мимику, жесты, позу, а также тактично обсуждать проблемы взаимоотношений, нравственные стороны поступков людей, давать аргументированные оценки. Участвуют в коллективных разговорах, стремясь использовать при нятые нормы вежливого речевого общения: внимательно слушать со беседника, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения. Организация опыта освоения образовательной области Что осваивают дети Воспитатель стимулирует интерес ребенка к общению со сверстни ками и взрослыми: создает ситуации, в которых ребенку необходимо задавать вопросы, интересоваться мнением других, расспрашивать об их деятельности и событиях их жизни. Для коллективного общения детей необходимо использовать детские проекты, темы которых могут быть разнообразными в соответствии с интересами детей, событиями в детском саду и группе. Воспитатель создает условия для развития речевого творчества детей: использует коллективное сочинение загадок, сказок, рассказов, поэтических четверостиший. Организует игры- драматизации, спектак ли настольного, пальчикового театра, создает условия для игры- фан тазирования. Педагог привлекает внимание ребенка к речи как особому объекту познания: использует игры на словотворчество( «Придумай название сказочному предмету», «Придумай имя сказочному персонажу») , при влекает детей к участию в словесных играх, обсуждает с детьми зна чение новых непонятных слов. Педагог продолжает поддерживать интерес дошкольников к лите ратуре, стимулирует желание научит