a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа средняя группа

Опубликовано: 2016-02-12 13:47:20

Документы для скачивания

Содержание Целевой раздел Пояснительная записка……………………………………. . ……………2- 4 Список детей средней группы …………………………………………. . 5 Возрастные особенности развития детей 4- 5 л ет………………………6- 8 Организация режима пребывания детей средней группы …………. . . 9- 12 Перечень основных видов организованной образовательной деяте льности …………………………………………………………. . 13- 14 Объем образовательной нагрузки……………………………………17- 20 Содержательный раздел 7. Содержание образовательной деятельности по освоению образовательных областей ……………………………………………………. 21 7. 1 Физическое развитие…………………… ………………………………21 7. 2 Социально- коммуникативное развитие……………… ………………. . 22 7. 3 П ознавательно развитие……………………… ………………………. . . 23 7. 4 Речевое развитие……………………………… ………………………. . . 24 7. 5 Художественно- эстетическое развитие ……………………………. . . 25- 26 Организационный раздел 8. Целевые ориентиры освоения программы…………………………. . . . 27- 28 9. Планируемые результаты…………………………………………… … 29- 37 10. Взаимодействие с родителями………………………………………. . 38- 45 Список используемой литературы …………………………. . . . . . . . . . . . . . . 46- 47 Целевой раздел 1. Пояснительная записка Настоящая программа разработана с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, основной образовательной программы МКДОУ Архангельский детский сад ОРВ Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошколь ного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психиче ских и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения. Для достижения целей программы первостепенное значение имеют: • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспи танникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативны ми, стремящимися к самостоятельности и творчеству; •максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса; • творческая организация( креативность) воспитательно- образовательного процесса; • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творче ство в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; • уважительное отношение к результатам детского творчества; • единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи; •соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умст венные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспе чивая отсутствие давления предметного обучения. Рабочая программа представлена в виде комплексно- тематического планирования с использованием следующих областей развития: • физическое развитие; • социально- коммуникативное развитие; • познавательное развитие; • речевое развитие; • художественно- эстетическое развитие. Нормативной базой для составления рабочей программы являются: Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 года № 273- ФЗ СанПин 2. 4. 1. 3049- 13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Приказ Минобразования и науки РФ от 17. 10. 2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования»( ФГОС ДО) . Устав ДОУ. Образовательная программа ДОУ Воспитательно – образовательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно – тематическом принципе. Программные образовательные задачи решаются в процессе организации основных видов организованной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В работе с детьми среднего дошкольного возраста используются игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. В середине занятий( организованной образовательной деятельности) проводятся физкультминутки, перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в средней группе в первую половину дня не превышает 40 минут. Объем недельной образовательной нагрузки соответствует СанПиН: в средней группе( дети пятого года жизни) составляет 4 часа Список детей МКДОУ Архангельский детский сад ОРВ Средняя группа Арапова Ксения Сергеевна 23. 11. 2010 г. р. Афанасьева Полина Владимировна 31. 03. 2011 г. р. Ашихин Егор Романович 12. 07. 2011 г. р. Беседин Илья Алексеевич 29. 09. 2010 г. р. Вискова Арина Ивановна 18. 05. 2011 г. р. Воропаев Кирилл Евгеньевич 18. 05. 2011 г. р. Глаголева Татьяна Викторовна 24. 01. 2011 г. р. Гранкина Ксения Денисовна 19. 10. 2010 г. р. Губанов Максим Владимирович 14. 08. 2011 г. р. Евдокимова Анастасия Сергеевна 07. 03. 2011 г. р. Евдокимова Ольга Даниловна 14. 10. 2010 г. р. Коновалов Кирилл Романович 27. 06. 2011 г. р. Леденько Анастасия Николаевна 28. 07. 2011 г. р. Литовченко Андрей Витальевич 21. 09. 2010 г. р. Лысиков Максим Викторович 20. 12. 2010 г. р. Меканин Николай Эдуардович 11. 08. 2011 г. р. Поляков Илья Андреевич 02. 08. 2011 г. р. Сушков Никита Алексеевич 16. 04. 2011 г. р. Цуканов Никита Николаевич 19. 03. 2011 г. р. Возрастные особенности развития детей 4- 5 лет В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начи нают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Со вершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изоб ражения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5- 6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способныупорядочить группы предметов по сенсорномупризнаку — величине, цвету; выделить такие па раметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7- 8 названий предметов. Начи нает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на упоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети мог сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мыслительное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже сохранение количества, объема и величины. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, к оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15- 20 минут. Он способен удерживать в памяти; при выполнении каких- либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянныепартнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием: игровой деятельности; явлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствован восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричное познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, детализацией. 3. Организация режима пребывания детей средней группы Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня. При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты: время приёма пищи; укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений. Режим дня соответствует возрастным особенностям детей средней дошкольной группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 4- 5лет составляет 5, 5- 6 часов. Организация жизни и деятельности детей спланирована согласно СанПин 2. 4. 1. 3049- 13" Санитарно- эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013 г. N 26. Значимые характеристики. Особенности организации образовательного процесса в группе( климатические, демографические, национально- культурные и другие) 1)   Демографические особенности: Анализ социального статуса семей выявил, что в группе раннего возраста воспитываются дети из полных- 94% из неполных- 6% и многодетных- 11% семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим( 31% ) и средне- специальным профессиональным( 46% ) , без образования –23% 2) Н ационально – культурные особенности: Этнический состав воспитанников группы- дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Основной контингент воспитанников проживает в условиях села. 3)   Климатические особенности: При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений( листопад, таяние снега и т. д. ) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д. Основными чертами климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето. В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе. Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов: 1. холодный период: учебный год( сентябрь- май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности; 2. теплый период( июнь- август, для которого составляется другой режим. Режим дня в дошкольного образовательного учреждения Холодный период года Режимные моменты Средняя 4- 5 лет Приём, осмотр, игры, дежурство 7. 15- 8. 00 Утренняя гимнастика 8. 00- 8. 08 Подготовка к завтраку, завтрак, игры 8. 08- 8. 55 Подготовка к занятиям 8. 55- 9. 00 Занятия 9. 00- 9. 50 Игры, подготовка к прогулке, прогулка( игры, наблюдения, труд) 9. 50- 11. 50 Возвращение с прогулки, игры 11. 50- 12. 15 Подготовка к обеду, обед 12. 15- 12. 50 Подготовка ко сну, дневной сон 12. 50- 15. 00 Постепенный подъём, воздушно- водные процедуры 15. 00- 15. 25 Подготовка к полднику, полдник 15. 25- 15. 50 Занятия, кружки, развлечения 15. 50- 16. 05 Игры, труд, индивидуальная работа 15. 50- 16. 25 Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой 16. 25- 19. 00 Режим дня дошкольного образовательного учреждения Тёплый период года Режимные моменты Средняя 4- 5 лет Утренний приём, игры 7. 00- 8. 18 Утренняя гимнастика 8. 18- 8. 25 Подготовка к завтраку, завтрак 8. 25- 8. 55 Игры, подготовка к прогулке, занятиям и выход на прогулку 8. 55- 9. 20 Занятия на участке 9. 20- 9. 40 Игры, наблюдения, воздушные, солнечные ванны, труд 9. 50- 11. 50 Возвращение с прогулки, водные процедуры 11. 50- 12. 15 Подготовка к обеду, обед 12. 15- 12. 50 Подготовка ко сну, дневной сон 12. 50- 15. 00 Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика 15. 00- 15. 25 Подготовка к полднику, полдник 15. 25- 15. 50 Игры, подготовка к прогулке, выход на прогулку 15. 05- 16. 05 Игры, досуг, наблюдения на участке, уход детей домой 16. 05- 19. 00 Перечень основных видов организованной образовательной деятельности Образовательная область                            Образовательная                            деятельность   детей Средняя  группа Количество в неделю Количество в месяц Количество в год Познание. Ребенок и окружающий мир: - Ознакомление с предметами         окружения и явлениями  общественной жизни. - Формирование элементарных экологических представлений- Конструирование 1           1 4 4 36 36 Коммуникации. Чтение художественной литературы. Развитие речи. Художественная литература           1                    4 36 Художественное творчество. Рисование 1           4         36 Аппликация 0, 5 2 18 Лепка 0, 5 2 18 Физическая культура. Физкультурное 3 12 108 Музыка. Музыкальное 2 8 72 Общее количество занятий 10 40 360 Сетка – расписание организованной образовательной деятельности средней группы Понедельник. Познавательное развитие( ФКЦМ) 9. 00- . 9. 20 Физическое развитие 9. 30- 9. 50 Вторник. Художественно- эстетическое( музыка) 9. 00- 9. 20 Художественно- эстетическое( рисование) 9. 30- 9. 50 Среда. Познавательное развитие( ФЭМП) 9. 00- 9. 20 Художественно- эстетическое( рисование) 9. 30- 9. 50 Физическое развитие( на прогулке) Четверг Речевое развитие( приобщение к худ. Л итературе, развитие речи) 9. 00- 9. 20 Художественно- эстетическое( музыка) 9. 30. - 9. 50 Пятница Физическое развитие 9. 00- 9. 20 Комплексно- тематическое планирование( средняя группа) Период Тема Содержание работы Итоговое мероприятие Сентябрь 1 неделя Детский сад Закреплять знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка. 2 неделя Безопасность Расширять знание детей о безопасности в детском саду, на улице, дома. 3 неделя Осень золотая Способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и не живой природы. Расширять представление об осени, вести сезонные наблюдения за разнообразием явлений природы( моросящий дождь, туман, ветер и др. ) Развлечение для детей, организованное сотрудниками ДОУ 4 неделя Урожай Расширять представления детей об овощах и фруктах. Выделять характерные признаки овощей и фруктов, обследовать их. Закрепить знания о том, что человек ухаживает за растениями и деревьями, чтобы получить хороший урожай. Октябрь 1 неделя Моя семья Расширять у детей представление о семье, членах семьи, их занятиях, семейных признаках и событиях. 2 неделя Животные Способствовать дальнейшему познанию детьми мира животных, признаков животных как живых организмов( двигаться, питаться, дышать, растут) и их особенностями( ест – что, чем, как изменяются) . Труд человека по созданию условий и уходу за домашними животными. Приспособление диких животных к условиям жизни в лесу осенью. 3 неделя Птицы Продолжать знакомить детей с птицами, с особенностями внешнего вида птиц. У птиц есть рот( клюв) ; птица дышит, видит, слышат. Уточнить, что каждой птице необходимо место( жилище, гнездо) влага, пища, свет и тепло. Птицы, которые питаются насекомыми и не могут найти другого корма, улетают на юг. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. Выставка детского творчества 4 неделя Профессия Формировать представление о профессиях взрослых: водитель, летчик; знакомить с техникой, которой они управляют( машины, автобус, самолеты) . Учить находить сходства и различие в профессиях. Закрепить знания о безопасности на дорогах. Ноябрь 1 неделя Моя родина Закрепить название города, страны, столицы, флага России. Знакомить с ближайшим окружением детский сад, некоторые городские объекты( библиотека, школа, магазин и др. ) 2 неделя Предметы, которые нас окружают( предметный мир) Привлекать детей к обследованию предметов, выделению их качественных особенностей, устанавливать связи между качествами и его назначением. 3 неделя Подготовка к зиме Расширять представления детей об изменение природы( наступление холодов, выпадение снега) . Объяснить причину смены одежды. 4 неделя Путешествие в прошлое Знакомить детей с традиционно- бытовой культурой русого народа. Совершенствовать знания о предметах народного быта. Декабрь 1 неделя Здравствуй, зимушка- зима Расширять представление детей о зиме. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и снегом. 2 неделя Безопасность, валеология Формировать представления о безопасном поведение людей зимой. Показать детям значение огня в жизни человека, дать знание о необходимости безопасного общения с огнем. Развивать чувство ответственности за свои поступки. 3 и 4 неделя Новый год спешит к нам в дом Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. Новогодний праздник. Январь 1 и 2 неделя Рождество, святки, прощание с елочкой Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Знакомить с праздником – Рождество. Закрепить знанию о символах новогоднего праздника. Развлечение «Прощание с елочкой 3 и 4 неделя Животные и птицы зимой Продолжать детей знакомить с классификацией животных( дикие, домашние) , особенностях приспособление диких животных, птиц к среде обитания зимой. Дикие животные самостоятельно находят пищу, защищаются от врагов, выращивают потомство. Выставка детского творчества. Февраль 1 неделя Труд взрослых Продолжать знакомить детей с профессиями( младший воспитатель, дворник) . Воспитывать ценность чужого труда. Приобщать помогать взрослым. 2 неделя Обувь, одежда Формировать у детей гендерную принадлежность. Различать особенности внешнего вида, сравнение предметов одежды мальчиков и девочек. Учить опрятному внешнему виду. 3 неделя Наши защитники Знакомить детей с «военными» профессиями( солдат, танкист, военный крейсер) . Осуществлять гендерное воспитание( формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины) . Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. Праздник, посвященный Дню защитника Отечества 4 неделя Масленица Знакомство детей с масленицей, с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. Проведени е масленичных гуляний Март 1 неделя Наши любимые мамы Организовать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Привлекать детей к изготовлению подарков мамам и бабушкам. Праздник «8 марта» 2 неделя Книжкина неделя Воспитывать бережное отношение к книгам и потребность в слушании художественных произведений. Выставка «Моя любимая книга»; конкурс «Любимый герой сказки» 3 неделя Комнатные растения, рассада Продолжить знакомство с комнатными растениями и рассадой, с их признаками и свойствами рассказывать о них, характеризуя, как живые существа( питаются, дышат, растут) и их особенностями, правилами ухода. 4 неделя Встреча весны Расширять представления детей о весне. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения. Весной становится теплее, греет и ярко светит солнце, вырастают и зацветают растения, появляются насекомые, птицы прилетают. Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Апрель 1 неделя Птицы Закреплять знания детей о перелетных птицах, что они начинают вить гнезда и выводить птенцов. Развивать желание заботиться о птицах, охранять их. 2 неделя Путешествие Развивать познавательную активность детей. Помогать осваивать средства и способы познания. Обогащать опыт исследовательской деятельности и представления об окружающем. 3 неделя Труд взрослых, Пасха Продолжать воспитывать ценность труда взрослого. Вовлекать детей в простейшие процессы хозяйственного труда – от постановки цели до получения результата труда. Развивать самостоятельность, умение контролировать качество результатов своего труда( не осталась ли грязь, насухо ли вытерто) . 4 неделя Животные Закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, строения, образа жизни домашних и диких животных, о приспособление конкретных животных к сезонным изменениям. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общение с животными. Май 1 неделя День победы Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представление о празднике, посвященному Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны. Праздник, посвященный Дню Победы. 2 неделя Растения Способствовать познанию ребенком мира природы, разнообразия растительного мира. Учить выделять характерные признаки комнатных растении, создать для растений благоприятное условия. Помочь освоению навыков ухода за растениями. 3 неделя Безопасность Обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. Знакомить с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных ситуациях. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям. 4 неделя Насекомые Знакомить детей с разнообразием мира насекомых. Обогащать знания о пользе и вреде насекомых. 5. Оздоровител ьные мероприятия на учебный год № Мероприятия Дата Ответст венные 1. Утренний прием детей на свежем воздухе, подвижные игры Ежедн. Воспит. 2. Утренняя гимнастика в облегченной одежде. Ежедн. Воспит. 3. Оздоровительный бег. 2 р в нед. Физрук. 4. Рациональный гигиенический режим, четкий распорядок дня, насыщенный физзанятиями, играми на свежем воздухе, закаливанием. Ежедн. Воспит. 5. Физминутки во время специального организованного обучения детей( дыхательные упражнения, упражнения пальцев рук) . Ежедн. Воспит. 6. Самостоятельная двигательная активность, под руководством воспитателей в зале и на воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей. Ежедн. Воспит. 7. Прогулка: одежда по сезону и температуре воздуха. Ежедн. Воспит. 8. Игры большой подвижности, спортивные игры и упражнения( если нет занятий) . Ежедн. Воспит. 9. Игры с водой, песком, снегом и т. д. Ежедн. Воспит. 10 Воздушные ванны перед сном. Ежедн. Воспит. 11 Ходьба по ребристой дорожке Ежедн. Воспит. 12 Местные водные процедуры Ежедн. Воспит. 13 Полоскание рта после еды водой комнатной температуры Ежедн. Воспит. 14 Рациональное питание Ежедн. медсестра 15 Гимнастика после дневного сна, воздушные ванны. Воспит. 16 Физкультурно- оздоровительная работа. По плану Воспит. 17 Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, содействие полноценному физразвитию, обеспечение каждому ребенку физического и психического комфорта. Ежедн. Воспит. Мл. воспит. 18 Работа с родителями: Консультации по организации оздоровительной работы дома. По плану Воспит. 6. Объем образовательной нагрузки и методическое оснащение Объём образовательной нагрузки( как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) является примерным, дозирование нагрузки — условным, обозначающим пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных образовательных областях. Общий объём самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН( 3—4 ч в день) Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. По действующему СанПиНу( 2. 4. 1. 3049- 13) для детей средней группы 4- 5лет планируют не более – 10 занятий в неделю, продолжительностью не более –20минут. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ для детей составляет: Группа среднего возраста – 3 часа 20 минут. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Во второй половине дня непосредственно – образовательная деятельность осуществляется 1 раз в неделю. Для полной реализации программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» с детьми подготовительной группы во второй половине дня планируется совместная образовательная деятельность: - по рисованию – 2 раза в месяц; - по художественному труду – 2 раза в месяц Образовательный процесс в ДОУ реализуется не только в непосредственно – образовательной деятельности, но и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, что дает возможность снизить учебную нагрузку и позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу. Максимальная нагрузка образовательной деятельности средней группы Формы деятельнос- ти Кто проводит количесто Дл. 1 – 2 п. д Программы Программно – методическое обеспечение Нед. Меся. Познавательное развитие ФЭМП Воспи татель 1 4 20 мин. 1 п. . д. Основная образовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Конструирование Воспитатель 0, 5 2 20 мин. 1п. д. Основная образовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» Воспитатель 1 4 20 мин. 1п. д Основная образовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. О. В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир» Речевое развитие Развитие речи. Воспи татель 0, 5 2 20 мин. 1 п. д Основная образовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Н. С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» В. В. Гербова «Приобщение детей к художественной литературе» Художественная литература. Воспитатель 0, 5 2 20мин. 1п. д. Художественно- эстетическое Рисование Воспи татель 0, 5 2 20 мин 1п. д. Основная образовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Дополнительная программа «Цветные ладошки» автора И. А. Лыковой Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Лепка Воспи татель 0, 5 2 20 мин. 1п. д. Аппликация Воспитатель 0, 5 2 20 мин. 1п. д. Музыка. Муз. рук. 2 8 20 мин. 1 п. д. Основная образовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду» Физическое развитие Физическое развитие. Физ. рук. 3 12 20 мин. 1 п. д Основная образовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Всего: 10 40 3часа 20мин. 1 п. д. - 10 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Периодичность Интеграция образовательных областей Утренняя гимнастика ежедневно «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие», «художественно –эстетическое развитие», Комплексы закаливающих процедур ежедневно «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие», «художественно –эстетическое развитие», Гигиенические процедуры ежедневно «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие», «художественно –эстетическое развитие», Ситуативные беседы при проведении режимных моментов ежедневно «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие», «художественно –эстетическое развитие», Чтение художественной литературы ежедневно «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие», «художественно –эстетическое развитие», Дежурства ежедневно «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие», «художественно –эстетическое развитие», Прогулки ежедневно «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие», «художественно –эстетическое развитие», Игра ежедневно «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие», «художественно –эстетическое развитие», Самостоятельная деятельность в уголках развития ежедневно «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие», «художественно –эстетическое развитие», Содержательный раздел 7. Содержание образовательной деятельности по освоению образовательных областей Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности( игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтение) с учетом принципа интеграции образовательных областей( «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие», «художественно –эстетическое развитие», «физическое развитие») 7. 1. Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений( ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) , формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др. ) . МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ Программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой; 7. 2. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Содержание направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ Программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой; дополнительная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Н. Н. Авдеевой; Методическое пособие: Губанова Н, Ф. «Развитие игровой деятельности» Методическое пособие Л. В. Куцаковой« Нравственно- трудовое воспитание в детском саду» 7. 3. Образовательная область «Речевое развитие» Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ Программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой; Методическое пособие Н. С. Варенцовой «Обучение дошкольников грамоте» Методическое пособие Гербовой В. В. «Приобщение детей к художественной литературе». 7. 4. Образовательная область «Познавательное развитие» Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ) , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. , инаправлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: Программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой; Методические пособия: Л. В. Куцаковой «Конструирование из строительного материала» О. В. Дыбина« Ребёнок и окружающий мир» 7. 5. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства( словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей( изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др. ) . МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: Программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой; дополнительная программа «Цветные ладошки» И. А. Лыкова Методические пособия: Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду» Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализовывается в различных видах деятельности( общении, игре, познавательно- исследовательской деятельности- как сквозных механизмах развития ребенка) . для детей дошкольного возраста( 3 года- 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно- ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная( общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) , познавательно- исследовательская( исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) , а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд( в помещении и на улице) , конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная( рисование; , лепка, аппликация) , музыкальная( восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально- ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная( овладение основными движениями) формы активности ребенка. 8. Целевые ориентиры освоения программы: Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики( мониторинга) , и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Результаты педагогического мониторинга используются исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования( в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) ; 2) оптимизации работы с группой детей. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. 9. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы. К пяти годам при успешном освоении Программы достигает ся следующий уровень развития интегративных качеств ребенка: Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками»- обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастно- половым нормативам( по результатам «Ориентировачных показателей физической подготовленности») . - охотно участвует в подвижных играх, выполняет физические упражнения. - выполняет основные гигиенические процедуры, часть из них самостоятельно и без напоминания со стороны взрослых. Интегративное качество «Любознательный, активный»- с интересом встречает неожиданные повороты игрового сюжета, постановку новых игровых задач, активно включается в подобную игру, предлагает свои варианты разрешения игровых программных ситуаций. - задаёт вопросы поискового характера: «Почему? Зачем? Как? Откуда? »- активно знакомится со свойствами новых окружающих предметов, стремится экспериментировать. - проявляет интерес к книге, музыке и различным видам музыкальной деятельности, к объектам природы и т. п. Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»- проявляет доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым; адекватно реагирует на радостные и печальные события в ближайшем социуме. - испытывает чувство удовлетворения от познания нового, радуется от выполненной познавательной задачи. - эмоционально откликается на произведения искусства, в которых переданы разные чувства и состояния людей и животных. - бережно относится к животным и растениям, проявляет желание помогать птицам зимой, полить растение. Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»- проявляет стремление к общению со сверстниками, пытается выстраивать взаимодействие. - объединяется с детьми для совместных игр, действует в соответствии с предложенными правилами. Считается с интересами сверстников, даёт возможность высказаться другим детям, выслушивает их, ориентируется на эту информацию. - инициирует общение со взрослым по поводу увиденного, прочитанного; задаёт вопросы, высказывает свои суждения. Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормыи правила поведения»- старается соотносить свои поступки общественными правилами, делает замечания сверстнику и взрослому при нарушении правил. - способен слушать художественное произведение, действовать в рамках значимой для него деятельности с устойчивым интересом не менее 10 мин. Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные личностные задачи( проблемы) , адекватные возрасту»- использует усвоенные знания и способы для решения несложных задач. - соотносит свои действия с заданными требованиями и планируемым результатом, находит и исправляет свои ошибки. - в свободное время в рамках самостоятельной деятельности обращается к соответствующим играм интеллектуального характера. - использует простые готовые схематические изображения для решения несложных задач, строит по схеме. Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе- знает своё имя, пол, возраст. - осознаёт свои отдельные умения; может перечислять несколько примеров того, чего ещё не умеет делать. - называет членов семьи, их имена, может рассказать о деятельности членов семьи, о семейных праздниках. - может назвать свою страну, улицу, на которой живёт, столицу России. - знает некоторые государственные праздники. - умеет устанавливать простейшие причинно- следственные связи. - знает некоторые правила поведения в природе, старается не топтать растения; знает, что не нужно рвать и пробовать на вкус незнакомые растения, начинает осознавать, что от его действий могут зависеть другие живые существа, приобретает самые первые навыки по уходу за растениями; обращает внимание на то, что нужно закрывать вовремя кран с водой, не бросать мусор на землю. Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»- пытается самостоятельно применить пошаговую инструкцию, устанавливать последовательность действий. - способен зафиксировать своё затруднение; пытается сформулировать его причину; старается преодолевать затруднения разными способами. Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»- участвует в создании коллективных работ в продуктивных видах деятельности. - участвует в создании коллективных работ в продуктивных видах деятельности. Образовательная область «Физическое развитие»- умеет ходить и бегать легко, сохраняя правильную осанку. - умеет лазить по гимнастической стенке, не пропуская реек, прыгать в длину с места на расстоянии 70 см, принимая правильное исходное положение, и мягко приземляться. - умеет ловить мяч кистями рук с расстояния до 1, 5м, принимая правильное исходное положение во время метания мяча и различных предметов; отбивать мяч о землю не менее 5 раз подряд; бросать мяч вверх и ловить его двумя руками не менее 5 раз. - умеет прыгать на месте на мягком покрытии, прыгать в длину с места на расстояние не менее 75см. - выполняет основные гигиенические процедуры, часть из них самостоятельно и без напоминания со стороны взрослых. - имеет некоторые представления о здоровом образе жизни. - знает, что нужно предупредить взрослого в случае травмы или недомогания; может элементарно охарактеризовать своё самочувствие. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»- при напоминании следует элементарным правилам сохранения своего здоровья и здоровья других детей; понимает какие предметы могут быть опасными, и проявляет осторожность в обращении с ними. - знает некоторые правила поведения в природе, старается не топтать растения; знает, что не нужно рвать и пробовать на вкус незнакомые растения, начинает осознавать, что от его действий могут зависеть другие живые существа, приобретает самые первые навыки по уходу за растениями; обращает внимание на то, что нужно закрывать вовремя кран с водой, не бросать мусор на землю. - проявляет стремление к общению со сверстниками, пытается выстраивать взаимодействие. - проявляет доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым; адекватно реагирует на радостные и печальные события в ближайшем социуме. - старается соотносить свои поступки общественными правилами, делает замечания сверстнику и взрослому при нарушении правил. - одевается и раздевается самостоятельно при незначительной помощи взрослого. - объединяется с детьми для совместных игр, действует в соответствии с предложенными правилами. - отражает в играх сюжеты из разных областей действительности. - понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические характеристики. - знает, какой хозяйственной деятельностью по дому занимаются взрослые. - имеет представление о некоторых профессиях, может назвать их и рассказать о них, уважает труд других. - понимает, что предметы, которыми он пользуется, произведены трудом многих взрослых, что нужно обращаться с ними бережно, чтобы они служили долго, а если они больше не нужны, то можно передать их другим людям, которые сами не могут приобрести их. Образовательная область «Познавательное развитие»- умеет выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов по разным признакам. - умеет продолжить ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком. - умеет различать и называть все цвета спектра; различает и называет чёрный, серый, белый цвета; оттенки цветов. - умеет считать в пределах 8, отсчитывает 8 предметов от большого количества, соотносить запись чисел 1- 8 с количеством предметов; умеет находить место предмета в ряду, отвечать на вопрос: «На котором месте справа, ( слева) », располагать числа от 1- 8 по порядку. - умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. - умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними. - умеет определять направление движения от себя; показывает правую и левую руки; называет части суток, устанавливает их последовательность. - может рассказывать о себе и своих игрушках. - имеет представление о разных видах транспорта, одежды, посуды, мебели, называет их, может описать, чем они отличаются; может назвать несколько различий между жизнью города и деревни, рассказать о них; понимает разницу между буднями и праздниками, знает несколько праздников, может их назвать. - различает мир живой и неживой природы, выделяет, что сделано руками человека. - с удовольствием конструирует различные изделия и постройки из строительных деталей, бумаги, картона, природного материала, предметов мебели. При этом учитывает как конструктивные свойства материалов, так и назначение самой постройки; создаёт варианты одного и того же объекта с учётом конструктивной задачи. Образовательная область «Речевое развитие»- имеет соответствующий возрасту словарный запас; называет предметы, их качества, свойства, действия; правильно употребляет слова, обозначающие пространственные отношения, согласовывает существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание слов; образовывает формы, глаголов. - понимает смысл загадок, умеет отгадывать загадки, построенные на описании предметов, явлений, их свойств, действий с ними. - имеет развитый речевой слух, может подобрать слова с определённым звуком, выделяет первый звук в слове. - владеет интонационной выразительностью, говорит с разными интонациями, дикция достаточно чёткая. - умеет пересказывать содержание небольших сказок, рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных, отвечает на вопросы по тексту, может восстановить сюжет по картинкам. - составляет небольшие рассказы по картине или из личного опыта, описывает игрушки и предметы, используя разные типы высказываний. - с интересом изображает знакомые явления и объекты, самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, поделке простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультиков. - в создаваемых образах передаёт доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов, владеет разными художественными техниками. - выражает свои представления переживания, чувства, мысли доступными изобразительно- выразительными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов искусства. Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие»- с интересом изображает знакомые явления и объекты, самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, поделке простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультиков. - в создаваемых образах передаёт доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов, владеет разными художественными техниками. - выражает свои представления переживания, чувства, мысли доступными изобразительно- выразительными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов искусства. - любит петь и поёт естественным голосом, может удерживать на дыхании более продолжительную музыкальную фразу- до 4с. Песни, потешки, соответствующие диапозону голоса, может чисто интонировать. Начинает и заканчивает пение вместе с музыкой. Пропевает все слова знакомой песни вместе со взрослым. - владеет следующими видами движениями: топающий шаг, ходьба на носках, лёгкий бег, прямой голоп, кружение топающим шагом, на носочках в парах и по одному, лёгкие подскоки. Может исполнять движения с различными атрибутами. Может выполнять некоторые образные движения, требующие гибкости и пластичности. - любит играть на музыкальных инструментах, знает основные исполнительские приёмы, может исполнять простейшие ритмы с речевой поддержкой, а затем и без неё; уверенно может исполнять метрический пульс; способен исполнять в шумовом оркестре несложные партии. Любит свободную игровую деятельность с инструментами, умеет самостоятельно подыгрывать на них звучащей музыке. останавливается слушает и- проявляет интерес, когда звучит красивая музыка, останавливается, слушает её; способен слушать несложные пьесы вне движения игры продолжительностью15- 20сек. Мониторинг детского развития проводится два раза в год( в сентябре и мае) . В проведении мониторинга участвуют педагоги, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник, родители. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие дошкольника. При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка. В основе оценки лежат следующие принципы: Она строится на основе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде( в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности) . Тесты проводят педагоги, специалисты, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают ребенка. Оценка максимально структурирована Родители партнеры педагога при поиске ответа на любой вопрос. Анализ осуществляется в соответствии с показателями развития ребенка по интегративным качествам, представленным в общих диагностических листах по каждому возрасту. Для этого заполняются соответствующие карты наблюдения на группу. Карты наблюдения позволяют получить наглядную картину становления интегративных качеств как по группе, так и суммарные показатели по каждому ребенку. Это помогает педагогам планировать индивидуальную работу с детьми, вносить коррективы в содержание образовательного процесса. Низкие показатели на конец года указывают педагогам те области, в отношении которых должна быть усилена работа с отдельными детьми или всей группой. Методика оценивания предусматривает критерии выставления того или иного балла по каждому параметру. Параметры, оцениваемые специалистами, выделены в отдельные подразделы. Среди анализируемых параметров выделены также те, которые характеризуют не одно, а несколько интегративных качеств. Это упрощает для воспитателя процедуру мониторинга, поскольку позволяет переносить баллы из одного раздела в другой. Следовательно, воспитатель заполняет только белые ячейки, а серые ячейки заполняются специалистами или в них переносится оценка из другой ячейки. Таким образом, педагог получает необходимый объем информации в оптимальные сроки. Все данные заносятся в сводные таблицы оценки динамики детей. Система оценок мониторинга трехуровневая: « качество проявляется устойчиво»( 2 балла) , «качество проявляется неустойчиво», то есть, по сути, находится в зоне ближайшего развития, в стадии становления, и проявляется лишь в совместной со взрослым деятельности( 1 балл) , «качество не проявляется»( 0 баллов) . Результаты мониторинга выражены в процентах и объективно показывают: Успешность освоения программы каждым ребенком; Успешность освоения содержания выделенных в Программе образовательных областей всей группой детей; Успешность формирования у каждого ребенка группы необходимых интегративных качеств. При ручном обсчете используется формула: K= средне значение по строке( столбцу) х 100 2 Где k – коэффициент успеха каждого ребенка( группы детей) . Если то или иное интегративное качество или образовательная область представлены показателями итоговых результатов по всем составляющим его строкам. Динамика измененийсформированности интегративных качеств личности, степени освоения содержания образовательных областей каждым ребенком индивидуально и группой детей в целом за весь учебный год определяется путем сравнения результатов, полученных на начало года и на конец года. Если итоговое значение по какому – либо из параметров ниже 75% , то необходима более активная работа с группой детей по данному направлению. Возможно, педагогу следует пересмотреть методы и формы организации образовательной работы. 10. Взаимодействие с родителями Одним из важных принципов технологии реализации рабочей образовательной программы для детей средней группы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников. Большинство детей только приходят в детский сад, и родители знакомятся с педагогами дошкольного учреждения. Поэтому задача педагога —заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми. Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие. В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой. Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях. Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников 1. Познакомить родителей с особенностями физического, социально- личностного, познавательного и художественного развития детей дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения. 2. Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно- гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице. 3. Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально- личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах. 4. Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома. 5. Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире. 6. Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности. Направления взаимодействия педагога с родителями Педагогический мониторинг В ходе организации педагогического мониторинга воспитателю средней группы важно изучить своеобразие семей, особенности семейного воспитания, педагогические проблемы, которые возникают в разных семьях. Для этого воспитатель использует методыпервичной диагностики: анкетирование родителей, беседу с родителями «Наша семья и ребенок», наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезки времени. Так, в ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в утренний и вечерний отрезки времени воспитатель может обратить внимание на следующие показатели. Эмоциональный настрой ребенка на общение с взрослым: ребенок встречается с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с нежеланием, раздраженно. Эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком: взрослый вступает в общение с удовольствием, спокойно, с нежеланием раздраженно. Особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении: сотрудничают, умеют договориться; не взаимодействуют, каждый занимается «своим делом»; конфликтуют, не могут прийти к общему решению. Особенности воспитательной тактики родителя: при затруднениях взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромиссы. Типичная позиция, которую занимает каждый в общении: Лидер( указывает, направляет, заставляет, оценивает) , Партнер( советуется, сочувствует, напоминает, интересуется, согласовывает) , Отстраненный( выслушивает, отвлекается, молчит, задает формальные вопросы) или другие. Возникающие трудности общения, конфликты, их причины, пути выхода из затруднительных ситуаций. Эти проявления родителя и ребенка могут дать воспитателю общую картину их взаимоотношений, помогут понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы. Для того чтобы более глубоко познакомиться с особенностями воспитания и характером взаимоотношений с ребенком в разных семьях, может быть использована методика «Родительское сочинение», в которой воспитатель предлагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка». Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», что позволит в дальнейшем наладить более тесный контакт с семьей воспитанника. Педагогическая поддержка Одна из важнейших задач совместной деятельности воспитателя и родителей в среднем дошкольном возрасте—организовать условия для благополучной адаптации малыша в детском саду. В беседах с родителями педагог подчеркивает, что во многом привыкание ребенка к условиям детского сада зависит от организации его жизни в семье( режима, особенностей питания) , развития элементарной детской самостоятельности в бытовых процессах. Для более успешной адаптации воспитатель предлагает следующие совместные формы с родителями. ■«Первое знакомство», когда мама и ребенок впервые ненадолго приходят в группу, знакомятся с новым окружением, которое ждет малыша в детском саду( шкафчик в раздевалке, интересные игрушки, кроватка в спальне) . Ребенок пробует проявить себя в интересной для него деятельности —порисовать красками, поиграть с водой и песком, слепить мячик из пластилина. ■«Вместе с мамой бегаем, рисуем, играем»: мама или кто- нибудь из близких малыша принимает участие в совместных играх и других видах деятельности. ■ «Делаем рисунок( поделку) в подарок группе». Для родителей дошкольников, которые только поступили в детский сад, особенно важно помочь понять свои возможности как родителя и особенности своего ребенка, узнать, какие возможности для развития ребенка есть в дошкольном учреждении. С этой целью для вновь поступивших воспитанников и их родителей педагоги проводят совместный праздник «Здравствуй, детский сад! ». Его цель —эмоциональное сближение всех участников педагогического процесса, общение в неформальной обстановке, развитие интереса родителей к деятельности дошкольного учреждения. В беседах с воспитателями, психологом родители знакомятся с возможными средствами повышения своей психолого- педагогической компетентности. Это знакомство с материалами информационных бюллетеней и тематических газет, консультации у педагогов и специалистов дошкольного учреждения, посещение программ психолого- педагогического образования родителей, участие в психолого- педагогических тренингах на темы «Знаю ли я своего ребенка? », «Упрямые дети или упрямые родители», «Растим талантливого ребенка». В дальнейшем с помощью ежемесячных информационных бюллетеней «Для вас, родители» они узнают о планируемых в дошкольных учреждениях мероприятиях и выбирают наиболее значимые и интересные для себя. Постепенно воспитатель включает родителей в активное сотрудничество с педагогами группы, нацеливает их на совместное развитие ребенка. Так, например, развивая у детей чувство привязанности к своим близким, желание помочь, позаботиться о них, воспитатель включает в решение этих задач родителей. Родители вместе с детьми рассматривают семейный альбом, узнают и называют близких родственников( бабушка —мамина мама, тетя Вера —мамина сестра) , рассуждают с детьми о внимании со стороны близких и о заботе по отношению к ним. Решая задачи развития детской самостоятельности, инициативности, родители поддерживают стремление малышей участвовать в элементарной трудовой деятельности: вместе с мамой испечь пирожки, помочь навести порядок в комнате, сделать полку вместе с папой. Воспитатель подчеркивает, что взрослым очень важно поощрять самостоятельность детей, поддерживать попытки ее проявления, хвалить ребенка за помощь и заботу. Педагогическое образование родителей Педагогическое образование родителей дошкольников ориентировано на развитие активной, компетентной позиции родителя. Выбирая направления педагогического образования, воспитатель ориентируется на потребности родителей группы. Анализируя результаты педагогического мониторинга, воспитатель определяет наиболее значимые темы для педагогического образования родителей группы, например «Развиваем детскую самостоятельность», «Как научить ребенка играть», «Как организовать семейный досуг». Педагог стремится поддержать активность, заинтересованность родителей, предлагает такие формы встреч, как дискуссии, круглые столы, вечера вопросов и ответов, творческие мастерские, тренинги и ролевые игры. Педагог знакомит родителей с факторами укрепления здоровья детей, обращая особое внимание на их значимость в период адаптации ребенка к детскому саду. Особенно важно вызвать у родителей дошкольников интерес к вопросам здоровья ребенка, желание укреплять его не только медицинскими средствами, но и с помощью правильной организации режима, питания, совместных с родителями физических упражнений( зарядки, подвижных игр) , прогулок. В ходе бесед «Почему ребенок плохо адаптируется в детском саду? », «Как уберечь ребенка от простуды? » воспитатель подводит родителей к пониманию того, что основным фактором сохранения здоровья ребенка становится здоровый образ жизни его семьи. Совместная деятельность педагогов и родителей. Педагог стремится активно включать родителей в совместную деятельность с их детьми — сюжетные и подвижные игры, совместное рисование. Очень важно помочь родителям получать удовольствие от совместных игр, общения со своим ребенком. Развитию совместного общения взрослых и детей помогут циклы игровых встреч с мамами: «Вот она какая, мамочка родная»( мамы совместно с детьми играют, рисуют, читают, рассказывают, поют, угощаются сладостями собственного изготовления) , «Сильные, ловкие, смелые»( дети вместе с родителями играют в подвижные игры) , «Мы рисуем Новый год»( дети вместе с близкими рисуют) . Сплочению родителей и педагогов будет способствовать совместное с родителями оформление групповых газет, фотоальбомов: «Вместе ходим в детский сад», «У нас в семье праздник». Очень интересный проект, созданный совместно с родителями, —групповой фотоальбом «Вот какие малыши, полюбуйтесь от души» о детях группы, в котором можно кроме фотографий детей представить зарисовки родителей, рассказы о детях, о семье, об общих делах и увлечениях. Лучше узнать возможности родителей, их таланты поможет педагогу участие родителей и детей в различных смотрах- конкурсах: «Визитная карточка осени», «Рождественский подарок», «Мамина фантазия, папины руки —в доме веселье, не бывает скуки», «Игрушки для театра —просто и занятно». Очень важно, чтобы после конкурса были отмечены все его участники.  Таким образом, в ходе организации взаимодействия с родителями детей средней группы воспитатель стремится развивать их интерес к проявлениям  своего ребенка, желание познать свои возможности как родителей, включиться в активное сотрудничество с педагогами группы по развитию ребенка. План работы с родителями в средней группе Сентябрь Папки- передвижки «Режим дня», «Наши занятия»; Социальная диагностика семьи; Анкетирование «Выявление запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг». Консультация: «Как знакомить детей с ПДД»; Октябрь Папка- передвижка «Азбука здоровья»; Родительское собрание: «Игра – не забава. Знакомство родителей с задачами воспитания и обучения»; Консультация: «Как научиться понимать своего ребёнка»; Выставка детских поделок из природного материала «Волшебная осень». Ноябрь Папка- передвижка «Физическое воспитание в семье»; Консультация: «Ребёнок и дорога»; Консультация: «Какую литературу читать детям»; Фотовыставка «В гостях у Осени»( по страничкам осенних праздников) . Декабрь Консультации на стенде для родителей: «Профилактика гриппа», «Ветряная оспа»; Привлечь родителей к оказанию помощи в организации уборки снега на территории детского сада; Папка- передвижка «Как речевое общение в семье влияет на формирование речи ребёнка»; Помощь родителей в оформлении группы и зала к Новому году. Январь Консультация: «Как с пользой провести зимние каникулы»; Конкурс рисунков( совместно с родителями) по ПДД; Консультация: «Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры»; Родительское собрание: «Азы воспитания»; Фотовыставка «Новогодние и рождественские праздники». Февраль Консультации на стенде для родителей: «Подвижные игры- естественный спутник жизни ребенка»; «Организация предметно- развивающей среды по обучению детей ПДД». Привлечь родителей к пополнению материалом центров по ПДД и ОБЖ; Папка- передвижка «Как могут родители помочь ребенку в коррекции речи»; Консультация: «Развитие музыкально- творческих способностей детей». Март Консультация: «Закаленным стать- болезней не знать»; Папка- передвижка: «Как знакомить детей с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми»; Участие родителей в проекте «Маленькие огородники»; Привлечь родителей к подготовке весенних праздников. Апрель Конкурс семейных фотографий «Здоровый быт- здоровая семья»: Консультация: «Как знакомить детей с правилами поведения при пожаре»; Всемирная акция «День Земли». «Изготовление листовок- памяток для родителей»; Выставка работ «Скворцы прилетели»( совместно с родителями) . Май Консультация: «Организация безопасности летнего отдыха»; Конкурс совместных рисунков родителей и детей «Планета Земля в опасности»; Родительское собрание «Итоги воспитательно- образовательной работы за учебный год». Консультативная помощь родителям, испытывающие трудности в воспитании ребёнка( в течение года) . 11. Список используемой литературы 1. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: сборник документов по проведению аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений/ Ред. Р. Б. Стеркиной. М. , 1996 г. 2. . Авдеева, Н. II. Безопасность на улицах/ Н. Н. Авдеева. - М. : ООО «АСТ- ЛТД», 1997. 3. Закон ПМР «Об образовании» от 21 мая 2003 г. 4. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации/ О. Б. Дыбина. - М. : Мозаика- Синтез, 2008. 5. Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практическое пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов- на- Дону, 2002 г. 6. Кузьмин С. Образовательная программа ДОУ( теория, особенности разработки, практика) . Методические рекомендации/ / Дошкольное образование №2( 146) 16- 31 января 2005 г. 7. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание до школьника», 2005. 8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошколь ного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика- Синтез, 2010. 9. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методиче ские рекомендации/ Т. С. Комарова. - М. : Мозаика- Синтез, 2008. 10. Микляева Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция. – М. , 2005 г. 11. Позняк Л. В. , Лященко Н. Н. Управление дошкольным образованием. М. , 2001 г. 8. 12. Сажина С. Д. Составление рабочих учебных программ 13. Стеркина Р. , Князева О. Рекомендации по организации работы дошкольных    учреждений/ / Дошкольное воспитание. 1992 г. 14. Стеркина Р. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ/ / Дошкольное воспитание. 1995. №8. 15. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их Правилам дорожного дви жения: метод, разраб. / сост. О. Ю. Грёзина, С. А. Пятаева. - Волгоград: Перемена, 1998. 16. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/ О. А. Соломенникова. - М. : Мозаика- Синтез, 2005. 17. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам- о правилах дорожного движения: пособие для вос питателей дет. сада/ Э. Я. Степаненкова, Н. Ф. Филенко. - М. : Просвещение, 1979. 18. Теплюк, С. Н, Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных уч реждений. Для работы с детьми 2- 4 лет/ С. Н. Теплюк. - М. : Мозаика- Синтез, 2008. 19. Томашполъская, И. Э. Развивающие игры для детей 2- 8 лет. Систематизация, планирова ние, описание игр/ И. Э. Томашпольская. - СПб. : Смарт, 1996. 20. Якунов, А. М. Безопасность на улицах и дорогах/ А. М. Якунов. — М. , 1997.

Оставить комментарий: