Проект "Индейский амулет - мандала"
Министерство образования и науки РФ
МАДОУ «Детский сад № 9 «Калинка»
«Индейский амулет- мандала»
Образовательная область:
художественно- эстетическое развитие
Выполнил:
Мазаник Татьяна Николаевна, воспитатель,
Шаталова Наталья Николаевна, воспитатель.
г. Назарово 2016
Проектная карта |
|||||||
Основные виды деятельности детей, организованные педагогом |
Недели |
Дни недели |
|||||
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
|||
1 |
Непосредственная образовательная деятельность |
1 неделя |
ФЦКМ «Открытие Америки. Индейцы» |
|
ММузыкальное занятие «Индейская национальная музыка» |
|
|
2 неделя |
Музыкальное занятие «Музыка ветра» |
|
|
|
|
||
3 неделя |
|
|
|
|
|
||
2 |
Рассказывание |
1 неделя |
Что такое мандала? |
|
|
|
Что означает цвет мандалы? |
2 неделя |
|
|
|
|
|
||
3 неделя |
|
|
|
|
|
||
3 |
Чтение художественной литературы |
1 неделя |
|
«Синяя родинка» сказка |
|
|
|
2 неделя |
М.Зощенко «Великие путешественники» |
|
«Как появился Млечный путь»сказка |
|
|
||
3 неделя |
|
|
|
|
|
||
4 |
Экспериментированиемоделирование, продуктивная деятельность |
1 неделя |
Изучение цветового круга |
Исследование ниток для плетения |
ИИсследование палочек для плетения |
Плетение квадратной мандалы |
Плетение квадратной мандалы |
2 неделя |
Плетение квадратной мандалы |
Плетение квадратной мандалы |
ППлетение квадратной мандалы |
Плетение квадратной мандалы |
Плетение квадратной мандалы |
||
3 неделя |
Плетение восьмилучевой мандалы |
Плетение восьмилучевой мандалы |
ППлетение восьмилучевой мандалы |
Плетение восьмилучевой мандалы |
Плетение восьмилучевой мандалы |
||
5 |
Игры (настольно-печатные и дидактические) |
1 неделя |
Д/и «Подбери по цвету» |
|
|
|
|
2 неделя |
|
Д/и «Найди похожее» |
|
|
|
||
3 неделя |
|
|
|
|
|
||
6 |
Рисование |
1 неделя |
|
Раскрашивание мандалы |
|
|
|
2 неделя |
|
|
РРаскрашивание мандалы |
|
|
||
3 неделя |
|
|
|
Рисование мандалы красками |
Декорирование типи мандалами |
||
7 |
Лепка |
1 неделя |
|
«Пластилиновая мандала» |
|
|
|
2 неделя |
|
|
|
|
|
||
3 неделя |
|
|
|
|
|
||
8 |
Аппликация |
1 неделя |
|
|
|
|
|
2 неделя |
|
|
|
|
|
||
3 неделя |
|
|
|
«Глаз мира» |
|
Название проекта: «Индейский амулет – мандала»
Тема проекта: Формирование эстетического вкуса и дизайнерских способностей детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.
Проблемное поле проекта:
Требования государственного стандарта к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров, то есть характеристик возможных достижении ребенка. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, обладать развитым воображением. В работе с детьми необходимо создание адекватных условий воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Одной из приемлемых форм работы с детьми является метод мандалы. Мандалы очень полезны как для взрослых, так и для детей. Ведь символический язык рисунка точнее, чем слова, передает содержание внутреннего мира личности, естественен и привлекателен, понятен в любом возрасте. Плетение мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознанию нюансов различных звуков, развитию интуиции, эмоционально-чувственного мира, а в итоге – становлению творческой личности.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:
Исследование видов материалов для плетения мандалы.
Коллекция видов ниток.
Метод мандал в лепке, рисовании и аппликации.
Рассказывание истории создания мандал.
Чтение художественной литературы (сказки индейцев)
Показ образца и способов действия.
Слушание национальной музыки индейцев.
Просмотр видеоматериалов мастер-классов плетения мандал.
Цель:
Приобщать детей старшего дошкольного возраста к образцам декоративно-прикладного искусства индейской культуры.
Задачи:
Формировать представления детей о видах декоративно-прикладного искусства.
Реализовать потребности детей в самореализации творческих возможностей и умений.
Развивать навыки плетения мандал.
Планируемые результаты:
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в технике плетения мандалы.
Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам при выборе материалов, цветовых решений, способе действия в процессе продуктивной деятельности по плетению.
Проявляет устойчивый интерес к истории и традициям создания индейских амулетов – мандал.
Способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или сверстника с целью сообщения информации или собственном продукте художественно-творческой деятельности.
Активно пропагандирует ценность индейской мандалы в семье.
Способен уверенно действовать по инструкции в процессе создания образа.
Проявляет чувство эстетического вкуса в процессе создания продукта.
Проявляет ручную ловкость в процессе работы.
Способен довести работу до конца.
Основные шаги реализации проекта:
Знакомство с индейской культурой, традициями, бытом индейцев.
Знакомство с различными амулетами индейцев (мандала, тотемный столб, ловушка для сна и т.д.).
Исследование видов мандал (рисованные, лепные, из песка, цветной соли, плетеные).
Исследование материалов для изготовления плетеных мандал (нитки, палочки).
Просмотр видеоматериалов с мастер – классом по плетению основных элементов.
Изготовление палочек из газетных трубочек.
Подбор ниток для плетения.
Отработка элементов плетения «квадрат», «круг».
Плетение мандалы с отработанными элементами.
Показ способа действия по плетению восьмилучевой мандалы (соединения из двух частей).
Отработка элементов плетения «звезда».
Плетение восьмилучевой мандалы с отработанными элементами.
Организация выставки работ детей, родителей, педагогов.
Дети: проводят исследование материалов для плетения мандал, просматривают видеоматериалы, выбирают материалы, осуществляют продуктивную деятельность, презентуют свои работы, участвуют в организации выставки.
Родители: предоставляют материалы для изготовления продукта (нитки), помогают в сборе и оформлении коллекции ниток, участвуют в изготовлении мандал, участвуют в организации выставки работ.
Музыкальный руководитель: подбирает музыкальное сопровождение для проведения выставки.
Итоговое мероприятие
Выставка работ детей, педагогов и родителей «Индейские амулеты - мандала», с проведением экскурсии для гостей.
Описание продукта, полученного в результате проекта:
Индейский амулет-мандала, сплетенный из ниток на каркасе из газетных трубочек. (квадратные и восьмилучевые)
Вид проекта – творческий
Состав участников:
Дети – могут участвовать дети старшего дошкольного возраста, без ограничения, не требуются специальные умения для продуктивной деятельности, количество детей на начальном этапе не более 6.
Педагоги – не требуется дополнительного участия педагогов, младшего воспитателя для помощи детям, возможно участие педагогов в проекте, как участников продуктивной и исследовательской деятельности.
Родители – участвуют в проекте, изготавливая мандалы совместно с детьми.
Интеграция образовательных областей
№ |
Название образовательной области |
Содержание (краткое) |
Задачи |
1 |
Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство) |
Знакомить детей с видами декоративно-прикладного искусства. |
Формировать восприятие и понимание видов искусства |
2 |
Художественно-эстетическое развитие (словесное искусство) |
Знакомить детей с индейской фольклором, как видом литературы |
Формировать восприятие художественной литературы |
3 |
Художественно-эстетическое развитие (музыкальное искусство) |
Слушание индейской национальной музыки |
Формировать становление эстетического отношения к музыке |
4 |
Познавательное развитие |
Исследование материалов для плетения, видов мандал |
Формировать представления детей о цветовом круге; о свойствах ниток, бумаги, дерева |
5 |
Социально-коммуникативное развитие |
Совместная конструктивно-модельная деятельность с родителями и педагогом |
Формировать умения представлять свою работу, создавать ситуацию успеха |
6 |
Физическое развитие |
Плетение мандалы по определенному алгоритму, в собственном темпе |
Способствовать развитию координации движения, мелкой моторики обеих рук |
Условия, необходимые для реализации проекта:
Старший дошкольный возраст.
Изучение истории появления индейских амулетов в процессе НОД.
Наличие необходимых материалов для продуктивной деятельности (ниток).
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
Технические средства (телевизор или ноутбук) для просмотра (прослушивания) видеоматериалов и аудиоматериалов;
Нитки (шерстяные, синтетические) для плетения;
Палочки для каркаса (из газетных трубочек, шпажки для барбекю, зубочистки и т.п.)
Клей для фиксирования концов мандалы;
Бусины.
Развивающие центры, работающие на проект:
Центр творчества (газеты и журналы для изготовления газетных трубочек, нитки)
Центр музыки и театра (аудиозаписи национальной индейской музыки)
Центр сюжетно-ролевых игр (фото боевой раскраски индейцев);
Центр развития речи и мини-библиотека (книги об индейцах, сказки, стихи);
Логико-математический центр (игры на развитие комбинаторных способностей «Развиваемся, играя», д/и «Найди похожее», «Подбери по цвету»);
Естественно-научный центр (коллекция ниток, коллекция бумаги);
Центр физкультуры и спорта (подвижная игра «Охота индейцев»);
Центр конструирования (макет индейского национального жилища - типи)
Проект можно реализовать в любое время года,
продолжительность проекта 3 недели.