Рабочая программа по русскому языку 5 класс
Документы для скачивания
«Согласовано» «Утверждено» Зам. директора по УВР Директор М Б ОУ «Пичеполонговская ООШ»_ _ _ _ _ _ _ _ / Т. В. Лушкина/ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ / А. А. Девятаева/ «_ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2015 г. «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ 2015 г. Рабочая программа По русскому языку в 5 классе Составитель: учитель русского языка Чудакова В. И. , первая категория Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования( базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5- 9 классов( авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. , издательство: М. : Просвещение, 2011) . Учебник «Русский язык 5 класс» в 2- х частях( авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. , издательство: М. : Просвещение, 2013) , рекомедован Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 170 часов: 135 часов+ 35 часов развития речи. Программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно- деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык». Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом: программы духовно- нравственного развития и воспита ния личности гражданина России; фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку; требований к результатам освоения основной образова тельной программы основного общего образования; программы развития универсальных учебных действий. В соответствии с ФГОС и Примерной программой содер жание разработанного курса направлено на реализацию сле дующих целей изучения русского( родного) языка в основной общеобразовательной школе: воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссий ского гражданского сознания; человека, любящего свою ро дину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов; воспитание уважения к родному языку, сознательного от ношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально- этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка; овладение русским языком как средством общения в по вседневной жизни и учебной деятельности: развитие готов ности и способности к речевому взаимодействию и взаимо пониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержа тельным компромиссам; потребности в речевом самосовер шенствовании; овладение навыками самостоятельной учебной деятельно сти, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями( умения формули ровать цели деятельности, планировать её, осуществлять ре чевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиогра фический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных т ипов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др. ) ; освоение знаний об устройстве языковой системы и законо мерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, класси фицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами рече вой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенство вание способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельно сти и повседневной жизни. Общая характеристика курса В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях. Программа содержит: отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д. , речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил. Содержание курса русского( родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности( говорения, аудирования( слушания) , чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое. Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов. Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц. Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства. Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся( умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение) . Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально- культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально- культурным компонентом. В рабочей программе реализован коммуникативно- деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского( родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы. Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений. В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане Федеральный базисный( образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации( вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 170 часов. Личностные, метапредметные, предметные результаты Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому( родному) языку являются: понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому( родному) языку являются: владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне( на уроках иностранного языка, литературы и т. Д. ) ; коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких- либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально- культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому( родному) языку являются: представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых основ лингвистики; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка( орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными) , нормами речевого этикета; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста; понимание коммуникативно- эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Основное содержание Основное содержание разработанного курса полностью со ответствует Примерной программе основного общего обра зования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии: содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической( языковедческой) компетенций; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции. В разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в Тематическом планировании. Учебно- тематический план. Содержание Кол- во часов Количество тестов и контрольных работ Развитие речи Изложение Сочинение Язык и общение. 3 0 1 Повторение изученного материала в начальных классах 26 2 6 2 2 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 27 2 3 1 1 Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. 18 1 5 2 2 Лексика. Культура речи. 18 1 5 2 2 Морфемика. Орфография. Культура речи. 23 1 4 1 2 Морфология. Орфография. Культура речи. 49 3 11 4 5 Повторение и систематизация изученного материала. 12 1 ИТОГО 170 11 35 12 14 Содержание учебного предмета Язык и общение( 2+ 1р. р. ) Повторение пройденного в 1- 4 классах( 26ч( в т. ч. 2к. р. , 6 р. р. ) I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3- го лица. Глагол: лицо, время, число, род( в прошедшем времени) ; правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2- м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами. Наречие( ознакомление) . Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. II Текст. Тема текста. Стили. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. - 27ч. ( в т. ч. 2к. р. , 3р. р) I. Основные синтаксические понятия( единицы) : словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения( в конце предложения) , выделения, разделения( повторение) . Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения( с двумя главными членами) . Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами( с двумя главными членами в каждом простом предложении) . Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога. II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом. III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. - 18 ч( в т. ч. 1 к. р. , 5 р. р. ) I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари. II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях( в том числе орфоэпических) . III. Типы текстов. Повествование. Описание( предмета) , отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Лексика. Культура речи- 18ч. ( в т. ч. 1к. р. , 5р. р. ) I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении. Ш. Создание текста на основе исходного( подробное изложение) , членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств. Морфемика. Орфография. Культура речи- 23ч. ( в т. ч. 1к. р. , 4р. р) I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях- лож- - - лаг- , - рос- - - раст- . Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями. III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Морфология. Орфография. Культура речи- 49ч. ( в т. ч. 3к. р. , 11 р. р) Имя существительное I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные( повторение) . Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на- ия, - ий, - ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно( например, фамилия, яблоко) . Умение правильно образовывать формы именительного( инженеры, выборы) и родительного( чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные- синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Имя прилагательное I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких- по родам и числам. II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных( труден, трудна, трудно) . Умение пользоваться в речи прилагательными- синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов. III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Глагол I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола( инфинитив на- ть( - ться) , - ти( - тись) , - чь( - чься) . Правописание- ться и- чь( - чься) в неопределенной форме( повторение) . Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов- бер- - - бир- , - дер- - - дир- , - мер- - - мир- , - nep- - - пир- , - тер- - - тир- , - стел- - - стил- . Правописание не с глаголами. II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки( начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др. ) . Умение согласовывать глагол- сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы- синонимы( например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов. III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Повторение и систематизация изученного- 6 ч. ( в т. ч 1к. р. ) Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса В результате изучения русского языка ученик должен знать/ понимать роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально- делового стилей, языка художественной литературы; особенности основных жанров научного, публицистического, официально- делового стилей и разговорной речи; признаки текста и его функционально- смысловых типов( повествования, описания, рассуждения) ; основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка( орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) ; нормы речевого этикета; уметь различать разговорную речь, научный, публицистический, официально- деловой стили, язык художественной литературы; определять тему, основную мысль текста, функционально- смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; объяснять с помощью словаря значение слов с национально- культурным компонентом; извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости( план, пересказ, изложение, конспект) ; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста( логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др. ) ; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические( внеязыковые) средства общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты Календарно- тематическое планирование по русскому языку для 5 класса к УМК Т. А. Ладыженской и др. ( М. : Просвещение) , составленное с опорой на материал учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта( ФГОС) . Количество часов: всего 170 часов; в неделю 5 часов. № Кол- во ча- сов Содержание Характеристика деятельности учащихся, планируемые результаты Дата Тип урока Предметные результаты( ЗУН) Метапредметные результаты( УУД) план факт Раздел «Язык и общение»- 3 ч. ( в т. ч. 1р. р. ) 1 1 Язык и человек. Научиться дифференцировать понятия язык и речь, определять коммуникативную функцию языка; различать языковые единицы, формировать навыки языкового анализа, различать виды речи и определять стили речи. Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: выделять и формулировать цель; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи, выявляемые в ходе иссследования структуры слова. Урок изуче ния нового мате риала 2 1 Общение устное и письменное. Урок изучения нового материала 3 1 Р. Р. Стили речи. Урок раз вития речи Раздел «Вспоминаем, повторяем, изучаем»- 26ч( в т. ч. 2 к. р. , 6 р. р. ) 4 1 Звуки и буквы. Произношение и правописание. К. Р. Входной диагностический тест. Научиться: - определять орфограмму в корне, составлять и использовать алгоритм нахождения проверки орфограммы; - распознавать части речи, определять их по морфологическим признакам; - воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности; - отличать текст от группы предложений, озаглавливать текст, определять и формулировать тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, отражать идею, главную мысль в заголовке; составлять и правильно оформлять простой план к тексту Личностные: формирование- анализа и самоанализа; - устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; - познавательного интереса; - навыка анализа и самоанализа. Коммуникативные: - формировать навыки работы в группе; - формировать речевые действия; - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; - представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной речи; - формировать речевые действия. Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования правила и выполнения работы над ошибками; Урок контроля знаний 5 1 Орфограммы. Комбинированный урок 6- 7 2 Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Комбинированный урок 8 1 Правописание проверяемых согласных в корне слова. Комбинированный урок 9 1 Правописание непроизносимых согласных в корне. Комбинированный урок 10 1 Буквы и, у, а после шипящих. Комбинированный урок 11 1 Разделительные ъ и ь. Комбинированный урок 12 1 Раздельное написание предлогов с другими словами. Словарный диктант №1 Комбинированный урок 13 1 Р. Р. Текст Урок- исследование 14- 15 2 Р. Р. Обучающее изложение «Хитрый заяц». Анализ изложения. Уроки раз вития речи 16 1 Части речи. Ком бини рованный урок 17 1 Глагол. Словарный диктант № 2 Урок- исследование 18 1- Тся и- ться в глаголах. Урок- прак тикум 19 1 Р. Р. Тема текста. Сочинение «Воскресная прогулка» Урок раз вития речи 20 1 Личные окончания глаголов. Комбинированный урок 21 1 Имя существительное. Урок- исследование 22 1 Падежные окончания существительных Комбинированный уро к 23 1 Имя прилагательное. Урок- исследование 24 1 Местоимение. Урок- исследование 25 1 Р. Р. Основная мысль текста. Урок раз вития речи 26 1 Р. Р. Обучающее сочинение «Летние радости». Урок раз вития речи 27 1 Повторение изученного в начальных классах. 28 1 Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах» Урок контроля знаний 29 1 Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Урок кор рекции знаний Раздел «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»- 27 ч. ( в т. ч. 2 к. р. , 3 р. р. ) 30 1 Синтаксис. Пунктуация. Научиться: - различать единицы языка, определять, какую роль играют знаки препинания; - выделять словосочетание в предложении, анализировать его структуру, устанавливать смысловую связь; - выделять главное в тексте, используя приемы компрессии; - определять вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске; - различать главные и второстепенные члены предложения; - применять пунктуационные правила постановки запятой в предложениях с однородными членами, обращениями, в сложном предложении; - собирать материал для сочинения, оформлять план сочинения, выявлять композиционные и языковые особенности текста типа речи описание; - составлять диалоги, использовать пунктуационные правила при оформлении диалога. Личностные: формирование- устойчивой мотивации к исследовательской деятельности; - навыков составления алгоритма выполнения задачи; - навыка анализа и самоанализа; - устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей. Коммуникативные: - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; - использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний; - использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки; - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: - проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; - осознавать самого себя как движущую силу научения, свою способность к преодолению препятствий, самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования отдельных предложений, главных и второстепенных членов предложения, структуры сложных предложений, прямой речи и диалога, а также в ходе контрольного диктанта. Урок изучения нового материала 31 1 Словосочетание. Урок изуче ния нового мате риала 32 1 Способы выражения грамматической связи в словосочетании Урок- исследование 33 1 Разбор словосочетаний. Словарный диктант №3 Урок- практикум 34 1 Р. Р. Сжатое изложение «Старый пень». Урок раз вития речи 35 1 Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Урок изуче ния нового мате риала 36 1 Виды предложений по интонации. Урок изуче ния нового мате риала 37 1 Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Урок изуче ния нового мате риала 38 1 Сказуемое. Урок изуче ния нового мате риала 39 1 Тире между подлежащим и сказуемым. Урок изуче ния нового мате риала 40 1 Нераспространённые и распространённые предложения. Словарный диктант № 4( упр. 185) Урок изуче ния нового мате риала 41 1 Второстепенные члены предложения. Дополнение. Урок изуче ния нового мате риала 42 1 Определение. Урок изуче ния нового мате риала 43 1 Обстоятельство. Урок изуче ния нового мате риала 44 1 Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Урок изуче ния нового мате риала 45 1 Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Урок изуче ния нового мате риала 46 1 Предложения с обращениями. Урок изуче ния нового мате риала 47 1 Р. Р. Письмо. Урок раз вития речи 48 1 Р. Р. Контрольное сочинение- описание по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки» Урок раз вития речи 49 1 Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. Урок- практикум 50 1 Контрольный диктант по теме «Синтаксис простого предложения» Урок контроля знаний 51 1 Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Знаки препинания в сложном предложении. Урок кор рекции знаний 52 1 Синтаксический разбор сложного предложения. Урок- практикум 53- 54 2 Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Словарный диктант № 5 Урок изуче ния нового мате риала 55 1 Диалог. Урок- практикум 56 1 Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация». Анализ ошибок Урок контроля знаний Раздел «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»- 18 ч. ( в т. ч. 1 к. р. , 5 р. р. ) 57 1 Фонетика. Гласные звуки. Научиться: - находить в собственной речи ошибки, вызванные влиянием местных говоров, и исправлять их; - различать гласные и согласные звуки, ставить ударение в словах, различать звук и букву; - различать слабые и сильные позиции у гласных и согласных звуков, определять позиционные чередования гласных и согласных звуков; - различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; - определять тип речи текста повествование, создавать текс- описание, редактировать написанное; - проводить орфоэпический анализ слова, фонетический разбор слова; - применять правила написания гласных и согласных в разных морфемах; владеть терминологий. Личностные: формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования согласных и гласных звуков, работы с алфавитом, а также в ходе работы над текстом с разными видами связи и в ходе исследования контрольного диктанта. Урок изуче ния нового мате риала 58 1 Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные твёрдые и мягкие. Урок изуче ния нового мате риала 59 1 Позиционные чередования гласных и согласных. Урок- практикум 60 1 Р. Р. Повествование. Урок раз вития речи 61- 62 2 Р. Р. Обучающее изложение с элементами описания: К. Г. Паустовский «Шкатулка». Анализ изложения. Урок раз вития речи 63 1 Согласные звонкие и глухие. Урок изуче ния нового мате риала 64 1 Графика. Алфавит Урок изуче ния нового мате риала 65 1 Обозначение мягкости согласных с помощью ь знака. Урок изуче ния нового мате риала 66- 67 2 Двойная роль букв е, ё, ю, я. Урок изуче ния нового мате риала 68 1 Орфоэпия. Урок изуче ния нового мате риала 69 1 Фонетический разбор слова. Урок- практикум 70 1 Повторение. Тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». Словарный диктант №6 Урок контроля 71 1 Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». Урок контроля 72 1 Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. Урок кор рекции знаний 73 1 Р. Р. Подготовка к сочинению- описанию предметов, изображённых на картине Ф. Л. Толстого «Цветы, фрукты, птица». Урок раз вития речи 74 1 Р. Р. Сочинение- описание предметов, изображённых на картине. Урок раз вития речи Раздел «Лексика. Культура речи»- 18 ч. ( в т. ч. 1 к. р. , 5 р. р. ) 75 1 Слово и его лексическое значение. Научиться рассматривать слова с точки зрения лексического значения, различать лексическое и грамматическое значение Научиться: - определять лексическое значение слова, прямое и переносное значение. - создавать текст- описание, составлять план сочинения, видеть красоту изображенного на картине и передавать ее с помощью словесных образов; - подбирать к слову антонимы, омонимы, синонимы; - применять правила написания гласных и согласных в разных морфемах, правильно ставить знаки препинания в простом и сложном предложении. Личностные: формирование- устойчивой мотивации к исследовательской и проектировочной деятельности, познавательного интереса; - навыков самоанализа и самоконтроля. Коммуникативные: - формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; - использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова как лексической единицы, контрольного диктанта и анализа слов с ошибками, текста на микротемы. Урок изуче ния нового мате риала 76- 77 2 Однозначные и многозначные слова. Урок изуче ния нового мате риала 78- 79 2 Прямое и переносное значение слов. Урок изуче ния нового мате риала 80- 81 2 Омонимы. Урок изуче ния нового мате риала 82- 83 2 Синонимы. Роль синонимов в речи Урок изуче ния нового мате риала 84 1 Р. Р. Подготовка к сочинению по картине. Урок раз вития речи 85 1 Р. Р. Контрольное сочинение- описание по картине Грабаря «Февральская лазурь». Урок раз вития речи 86 1 Антонимы. Урок изуче ния нового мате риала 87 1 Повторение по теме «Лексика. Культура речи». Словарный диктант № 7 Урок повторения 88 1 Контрольный диктант по теме «Лексика. Культура речи». Урок контроля знаний 89 1 Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Урок коррекции знаний 90 1 Р. Р. Подготовка к подробному изложению. Урок раз вития речи 91- 92 2 Р. Р. Написание подробного изложения: К. Г. Паустовский «Первый снег». Урок раз вития речи Раздел «Морфемика. Орфография. Культура речи»- 23 ч. ( в т. ч. 1 к. р. , 4 р. р. ) 93 1 Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица. ( По тексту упр. 375. ) Научиться выбирать материал согласно поставленной задаче, передавать текст от 3- го лица Научиться: - рассматривать слово с точки зрения его морфемного состава, различать форму слова от однокоренного слова; - выделять окончание, основу слова, корень слова, суффиксы, приставки. - создавать текст типа речи рассуждение, формулировать тезис рассуждения, подбирать аргументы, делать вывод- определять орфограмму в приставке, корне, применять правила написания гласных и согласных в морфемах; - создавать текст- описание, использовать средства выразительности в своем сочинении Личностные: формирование- навыков анализа и проектирования. - навыков работы по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки; - творческих способностей. Коммуникативные: - формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. - использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний творческого задания. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования форм слова и однокоренных слов, а также в ходе морфемного анализа слов, работы над текстом с изменением лица и создания текста- описания. Урок раз вития речи 94 1 Морфема. Изменение и образование слов. Урок изуче ния нового мате риала 95 1 Окончание. Основа слова. Урок изуче ния нового мате риала 96 1 Корень слова. Урок изуче ния нового мате риала 97 1 Р. Р. Рассуждение. Урок раз вития речи 98 1 Р. Р. Сочинение- рассуждение «Секрет названия». Урок раз вития речи 99 1 Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Суффикс. Урок коррекции знаний 100 1 Приставка. Словарный диктант № 8 Урок изуче ния нового мате риала 101 1 Чередование звуков. Урок изуче ния нового мате риала 102 1 Беглые гласные. Урок изуче ния нового мате риала 103 1 Варианты морфем. Урок- практикум 104 1 Морфемный разбор слова. Словарный диктант № 9 Урок- практикум 105 1 Правописание гласных и согласных в приставках. Урок изуче ния нового мате риала 106 1 Буквы з и с на конце приставок. Урок изуче ния нового мате риала 107 1 Буквы а – о в корне- лаг- –лож- . Урок изуче ния нового мате риала 108 1 Буквы а – о в корне- раст- –- рос- . Урок изуче ния нового мате риала 109 1 Буквы ё – о после шипящих в корне. Урок изуче ния нового мате риала 110 1 Буквы и – ы после ц. Урок изуче ния нового мате риала 111 1 Повторение по теме «Морфемика». Словарный диктант № 10 Урок закрепления материала 112 1 Контрольный диктант по теме «Морфемика». Урок контроля знаний 113 1 Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Урок коррекции знаний 114 1 Р. Р. Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине». Урок раз вития речи 115 1 Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Урок коррекции знаний Раздел «Морфология. Орфография. Культура речи»- 49ч( в т. ч. 3 к. р. , 11 р. р. ) Имя существительное 116 1 Имя существительное как часть речи. Научиться: - определять постоянные и непостоянные признаки существительного; - различать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные существительные; - характеризовать имя существительное как часть речи, применять правила правописания существительных; - анализировать окружающую языковую среду с точки зрения разграничения в ней нормированного литературного языка и местной речи; - подбирать аргументы к сформулированному тезису, делать на их основании вывод; - определять тему текста, применять приемы пересказа текста с изменением лица; - создавать текст- описание, использовать средства выразительности в своем сочинении. Личностные: формирование- навыков развернутого анализа; - устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов; - навыков самоанализа и самоконтроля. Коммуникативные: - формировать навыки учебного сотрудничества; - использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. - управлять своим поведением. Регулятивные: осознавать свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: - объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования существительных на постоянные и непостоянные признаки. а также в ходе доказательств при рассуждении. - объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста- описания Комбинированный урок 117 1 Р. Р. Доказательства в рассуждении. Урок раз вития речи 118 1 Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Урок изуче ния нового мате риала 119 1 Имена существительные собственные и нарицательные. Урок изуче ния нового мате риала 120 1 Р. Р. Сжатое изложение: Е. А. Пермяк «Перо и чернильница». Урок раз вития речи 121 1 Род имён существительных. Комбинированный урок 122 1 Существительные, которые имеют форму только множественного числа. Урок изуче ния нового мате риала 123 1 Существительные, которые имеют форму только единственного числа. Урок изуче ния нового мате риала 124 1 Три склонения существительных. Словарный диктант № 11 Комбинированный урок 125 1 Падеж имён существительных. Урок изуче ния нового мате риала 126 1 Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Урок изуче ния нового мате риала 127 1 Множественное число имён существительных. Комбинированный урок 128 1 Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Урок изуче ния нового мате риала 129 1 Морфологический разбор имени существительного. Словарный диктант № 12( упр. 562) Урок- практикум 130 1 Р. Р. Подготовка к написанию сочинения- описания по картине. Урок раз вития речи 131 1 Р. Р. Сочинение по картине Г: Нисского «Февраль. Подмосковье». Урок раз вития речи 132 1 Повторение по теме «Имя существительное». Урок закрепления материала 133 1 Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Урок контроля Имя прилагательное 134 1 Имя прилагательное как часть речи. Научиться: - находить в предложении прилагательное, определять непостоянные морфологические признаки, определять синтаксическую роль в предложении; - характеризовать имя прилагательное как часть речи, применять правила правописания прилагательных; - создавать текст- описание, используя прилагательные как средство выразительности; - собирать материал для написания сочинения- описания по картине, составлять план сочинения, владеть методами редактирования написанного. Личностные: формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе в ходе анализа имен прилагательных, а также в ходе создания текста- описания и в ходе контрольного диктанта Комбинированный урок 135 1 Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Урок- практикум 136 1 Р. Р. Описание животного. Изложение: А. И. Куприн «Ю- ю». Урок раз вития речи 137 1 Анализ изложения. Урок- практикум 138- 139 2 Прилагательные полные и краткие. Урок изуче ния нового мате риала 140 1 Р. Р. Описание животного по картине А. Комарова «Наводнение». Устное сочинение по картине. Урок раз вития речи 141 1 Морфологический разбор имени прилагательного. Урок- практикум 142- 143 2 Повторение по теме «Имя прилагательное». Уроки закрепления материала 144 1 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Урок контроля знаний 145 1 Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Урок- практикум Глагол 146 1 Глагол как часть речи. Научиться: - рассматривать глагол как самостоятельную часть речи, применять правила правописания не с глаголами, личных безударных окончаний глагола, правильно определять спряжение приставочных глаголов; - определять неопределенную форму, вид глагола; - образовывать форму прошедшего, настоящего, будущего времени глагола; - - находить в собственной речи ошибки, вызванные влиянием местных говоров, и исправлять их; - создавать рассказ о себе, применять приемы сжатия текста, изменять форму лица при пересказе текста; - составлять план рассказа, писать текст- повествование. Личностные: формирование- устойчивой мотивации к самосовершенствованию через проектирование индивидуальной программы преодоления проблемных зон в обучении; - навыков выполнения задания по образцу; - познавательного интереса. Коммуникативные: - использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия; - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глаголов, а также в ходе создания невыдуманного рассказа о себе. Комбинированный урок 147 1 Не с глаголами. Словарный диктант № 13 Урок изуче ния нового мате риала 148 1 Р. Р. Рассказ. Урок раз вития речи 149 1 Неопределённая форма глагола. Урок изуче ния нового мате риала 150 1 Виды глагола. Урок изуче ния нового мате риала 151 1 Буквы е – и в корнях с чередованием. Урок изуче ния нового мате риала 152 1 Р. Р. Контрольное сочинение. Невыдуманный рассказ «Как я однажды…» Урок раз вития речи 153 1 Время глагола. Прошедшее время. Комбинированный урок 154 1 Настоящее время. Урок изуче ния нового мате риала 155 1 Будущее время. Урок изуче ния нового мате риала 156 1 Правописание безударных личных окончаний глагола. Урок изуче ния нового мате риала 157 1 Морфологический разбор глагола. Словарный диктант № 14 Урок- практикум 158 1 Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица: А. Ф. Савчук «Шоколадный торт». Урок раз вития речи 159 1 Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2- м лице единственного числа. Комбинированный урок 160 1 Употребление времён. Комбинированный урок 161 1 Р. Р. Употребление «живописного настоящего» в речи( упр. 696, 697) Урок раз вития речи 162 1 Повторение по теме «Глагол». Словарный диктант № 15 Урок закрепления материала 163 1 Контрольный диктант по теме «Глагол». Анализ ошибок. Урок контроля знаний 164 1 Р. Р. Сочинение- рассказ по рисунку «Не взяли на рыбалку». Урок раз вития речи Раздел «Повторение и систематизация изученного»- 6 ч( в т. ч. 1 к. р. ) 165 1 Орфограммы в корне слова. . Научиться: - определять орфограммы в корне слова, в приставках и в окончаниях, использовать способы проверки, владеть терминологией; - писать текст- повествование; - применять правила написания гласных в окончаниях существительных и прилагательных; - применять правила постановки знаков препинания в сложном предложении. Показать знания своих достижений в изучении родного языка; задачи на новый учебный год. Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию через проектирование индивидуальной программы преодоления проблемных зон в обучении Коммуникативные: управлять своим поведением( контроль, самокоррекция, оценка своего действия) . Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного исследования текста с орфограммами; объяснять языковые явления, выявляемые в ходе создания сочинения по выбору. Урок закрепления материала 166 1 Орфограммы в приставках и в корнях слов. Урок закрепления материала 167 1 Орфограммы в окончаниях слов. Словарный диктант № 16 Урок закрепления материала 168 1 Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. Урок- практикум 169 1 Итоговый контрольный диктант по программе 5 класса. Анализ работ. Урок контроля знаний 170 1 Защита исследовательских проектов. Урок- практикум ИТОГО: - уроков развития речи – 35( из них: изложений – 10, сочинений – 8, контрольных сочинений – 3) ; - контрольных диктантов – 9; - контрольных тестов – 2; - часов на изучение тем – 124 ВСЕГО: 170 часов.