Сказка учит говорить
Консультация для родителей
«Сказка учит говорить»
Сказка – это проводник ребенка в неизвестный и непредсказуемый мир взрослых отношений. Слушая историю о том, как «Жили-были… » малыш имеет возможность приобщиться к незнакомой для него ситуации и сделать ее своей, обжить ее, прочувствовать и изучить изнутри, с позиции главного героя повествования. Т. е. незаметно шутками или прибаутками, или наоборот, страшилками, они создают систему ценностей и антиценностей. Как же иначе ребенку доступно объяснить, что нельзя пить из лужи (козленочком станешь, что нельзя дверь открывать, не посмотрев в щелочку или глазок (серый волк украдет, что надо жить дружно.
Язык сказок понятен малышу. Через сказку легче всего объяснить первые и главные понятия нравственности: что такое хорошо и что такое плохо. Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. И если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания – не быть злодеем. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
Начинать читать ребенку сказки можно с любого возраста, но чем раньше, тем лучше. Пусть малыш еще ничего не понимает, но он слышит интонацию, ритм, слова, и это играет очень большую роль в его дальнейшем развитии, поэтому читать детям надо обязательно с выражением, выделяя героев разными голосами иногда можно жестикулировать.
Выбирая детскую сказку для малыша, обязательно нужно учитывать особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. В 2 года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениями и звуками, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Это прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Родителям необходимо обращать внимание на любимых и не любимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.
Рассказывая ребенку сказку, можно наглядно продемонстрировать ребенку действия, о которых в ней говориться. Например, используя вырезанные персонажи сказки «Курочка Ряба», можно продемонстрировать ребенку, как мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Очень хорошо зарекомендовал себя известный прием «Перевирание сказок», причем не обязательно менять всех персонажей. На начальном уровне можно заменить одного персонажа сказки, например, в сказке «Курочка Ряба», заменив курочку любой другой домашней птицей, например, утку. Начало сказки такое же. И имя уточки можно оставить такое же или изменить, опять же подобрав вместе с ребенком подходящее прозвище. Курочку звали Ряба, потому что она была рябая. И уточка может быть пестренькая, значит ее можно назвать Пеструшка. Итак, новая сказка началась: «Жили-были дед и баба. И была у них уточка Пеструшка» и т. д.
Всячески поощряйте творческие устремления вашей крохи. Если малыш любит сам придумывать сказки – прекрасно! С одной стороны, этот процесс способствует развитию воображения, с другой – позволяет малышу сообщить окружающим о своих проблемах. Лучше не вмешиваться в то, что, о чем и каким образом сочиняет ребенок. Хотя на начальном этапе, чтобы показать пример малышу можно сочить сказку вместе с ним. Если ребенок разобрался, как это делается, то не мешайте ему творить.