План-конспект "Боди-арт искусство рисования на теле или сказка на ладошке"
План- конспект образовательной деятельности с детьми старшей
группы.
Тема: «Боди- арт - искусство рисования на теле, или сказка на ладошках.»
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником. («Социально-коммуникативное развитие»)
Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, интерес к учебной деятельности. («Социально-коммуникативное развитие»).
Воспитывать умение замечать выразительные средства произведений искусства боди-арт. («Художественно-эстетическое развитие»).
Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче плавности, тонкости линий, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка на ладошке руки. («Художественно-эстетическое развитие»)
Воспитывать трудолюбие и аккуратность в работе. («Социально-коммуникативное развитие»)
Развивающие:
Развивать воображение, логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие, способность к анализу и синтезу.
Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности рыбок и передавать их средствами рисунка на ладошке.
Образовательные:
Продолжать формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства рисования на теле - боди-арт. (Познавательное развитие).
Дать сведения об истории возникновения искусства «Боди-арт», его разновидностях (создание реалистичных изображений животных –«рукозвери» и изображение иллюстраций к сказкам- «сказки на ладошках») («Познавательное развитие»)
Познакомить с произведениями современных художников искусства боди - арт- Гвидо Даниеле и Светланой Колосовой. («Художественно-эстетическое направление»)
Учить передавать в рисунке образы рыбок через использование техники рисования на руке, применять для этого разнообразные цветовые решения. («Художественно-эстетическое направление»)
Уточнить представления детей о различных материалах, на которых рисовали древние люди. («Познавательное развитие»).
Расширить представления детей об информации, которую несут рисунки на лицах древних индейцев. («Познавательное развитие»).
Учить находить подходящий способ сохранения живописного изображения на руке.
Расширить и уточнить представления детей о современных людях, которые раскрашивают себе лица в разных жизненных ситуациях .(«Познавательное развитие»).
Обогатить словарь детей за счет слов: восковые дощечки, скалы, кора дерева, тело, племя, война, обряд, артист, макияж, грим, сцена, арена цирка, болельщики, маскарад, карнавал, соревнования, спортивные игры. («Речевое развитие»).
Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником. («Социально-коммуникативное развитие»).
Ввести в словарь детей новое слово «боди-арт», дать сведения о значении слова, побуждать детей интересоваться смыслом слов. («Речевое развитие»)
Продолжать учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.(«Речевое развитие»)
Методы и приемы:
практические: игровое действие-превращение в волшебников с помощью заклинания, д/и «чего не хватает?», индивидуальная помощь детям.
наглядные: просмотр слайдов презентации, слушание аудиозаписи песня в исполнении Б.Гребенщикова «Есть город золотой» , показ способов изображения ( частичный и индивидуальный).
словесные: рассказ воспитателя, беседа, художественное слово, вопросы, объяснение, поощрение, образец произнесения слова, оценка детской деятельности.
Материалы и оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация «История росписи по телу», сундучок с принадлежностями для рисования, кисти широкие и тонкие, гуашь с добавлением глицерина, стаканчики под воду, клеёнки, влажные салфетки, фотоаппарат.
Формы организация совместной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы совместной деятельности |
двигательная |
Физминутка « Повторяй за мной» |
игровая |
Игровая ситуация – превращение в волшебников, игровое упражнение «Чего не хватает?», игровой момент - «приплыла одинокая рыбка».
|
продуктивная |
Рисование рыбки на ладошке. |
познавательно-исследовательская |
Решение проблемной ситуации – как сохранить работы выполненные в технике боди- арт. |
коммуникативная |
Ситуативные разговоры по ходу и теме образовательной деятельности |
музыкально-художественная |
Слушание песни в исполнении Б.Гребенщикова «Под небом голубым, есть город золотой», музыкальная физкультминутка. |
Логика образовательной деятельности.
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Ожидаемые результаты |
Воспитатель приветствует детей и выражает радость по поводу встречи с ними. Сообщает, что пришла не просто так, а чтобы предложить стать художниками не простыми, а волшебными. Выясняет желание детей и приглашает их в школу профессора изобразительных наук Карандаша Гуашевича Акварелькина. |
Дети знакомятся с воспитателем, соглашаются стать волшебными художниками и посетить необычную школу
|
Сформирован интерес к предстоящей деятельности.
|
Рассказывает, что эта необычная школа находится не далеко, не близко, в волшебном государстве, в сказочном королевстве. Поясняет, что для того чтобы попасть в эту страну, нужно произнести волшебное заклинание. Уточняет у детей их знания о разных заклинаниях. Хвалит детей за оригинальные заклинания и предлагает послушать своё заклинание, берет в руки «волшебную палочку» и произносят слова: « В руки палочку возьму Волшебство я призову! «Вокруг себя повернись Друг другу улыбнись, В художника превратись!» Предлагает повторить заклинание. |
Дети предлагают свои заклинания.
Произносят текст заклинания, зажмурив глаза, кружатся вокруг себя. |
Пополнен опыт по обогащению бытового словаря детей.
Закреплено умение детей оказаться в воображаемой ситуации. |
Воспитатель сообщает, что оказались в школе волшебных художников. Обращает внимание детей на стоящий на столе сундучок, предлагает заглянуть в него и назвать, что же в нём лежит (дидактическое упражнение «Чего не хватает?») Подводит детей к мысли, что все эти предметы необходимы для рисования. Предлагает детям подумать, а чего же не хватает в сундучке? Что ещё необходимо, чтобы получился рисунок? Воспитатель предлагает детям не расстраиваться, потому что рисовать можно не только на бумаге. Приглашает детей к экрану.
|
Дети достают из сундучка гуашевые краски, кисточки, стаканчики для воды, палитры. Делают вывод, что всё это необходимо для рисования. Дети высказывают свои предположения, догадываются, что не хватает бумаги для рисования.
|
Активизирован словарь детей за счет названий предметов для рисования: гуашь, кисточки, стаканчики для воды, палитра. Пополнен опыт детей анализировать, делать выводы. |
Воспитатель демонстрирует презентацию «История росписи по телу», сопровождая каждый слайд своим рассказом, а также выясняет представления детей по данной теме. 1,2.3: слайды: Рассказывает о том, что человек не всегда рисовал на бумаге. Выясняет у детей их знания об этом. Расширяет представления детей о том, что в далёкие времена человек рисовал на скалах, камнях, на восковых дощечках, на коре дерева, и даже на своём теле.
|
Дети рассматривают слайд, отвечают на вопросы. |
Созданы условия для зрительного и слухового внимания. Уточнены представления детей о материалах ,на которых рисовали древние люди. Обогащен словарь детей за счет называния материалов для рисования древних людей: восковые дощечки, скалы, кора дерева, тело. |
4 слайд: Воспитатель комментирует слайд и сообщает о том, что живопись на теле - древнейший вид искусства и первыми живописцами на теле были древние индейцы. Предлагает посмотреть на экран и рассмотреть, как они расписывают свои лица. Выясняет у детей их предположения о том, с какой целью индейцы расписывали себя. Расширяет представления о том, что по их рисункам на лице можно было прочесть информацию: из какого они племени, с кем ведут войну, или к какому обряду готовятся.
|
Дети высказывают свои предположения: для того, чтобы испугать противника, врага, защитится от диких зверей. |
Закреплено умение в построении связного предложения. Пополнен опыт детей логически мыслить, анализировать, делать выводы. Расширены представления детей об информации, которую несут рисунки на лицах древних индейцев. Пополнен словарь детей за счет называния слов: племя, война, обряд.
|
5,6,7,8 слайды: Воспитатель спрашивает детей, расписывают ли люди свое тело или лица в наше время и где можно увидеть таких людей. Выясняет род занятий этих людей. Конкретизирует ответы детей своим рассказом об артистах, которые наносят макияж, когда выходят на сцену, клоунах, которые делают грим для выступления на арене цирка, Людях участвующих в карнавалах и маскарадах, а также болельщиках на спортивных играх, соревнованиях. Выясняет у детей их предположения о том, с какой целью клоуны, люди на маскараде или карнавале, болельщики раскрашивают себе лица. |
Дети отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, просматривают слайды, делятся впечатлениями, слушают.
|
Расширены и уточнены представления детей о современных людях, которые раскрашивают себе лица в разных жизненных ситуациях и в зависимости от рода их занятий. Пополнен опыт детей логически мыслить, анализировать, делать выводы. Закреплено умение в построении связного предложения. Обогащен словарь детей за счет называния слов : артист, макияж, грим, сцена, арена цирка, болельщики, маскарад, карнавал, болельщики, соревнования, спортивные игры.
|
Воспитатель рассказывает историю возникновения искусства рисования на теле - боди-арт. (см. приложение №1) После рассказа просит детей повторить название этого вида искусства -"боди-арт" .
|
Дети слушают рассказ, повторяют новое слово, запоминают его значение
|
Расширены и уточнены представления детей об искусстве боди-арт, его основателе - капитане путешественнике Джеймсе Куке. Введено в словарь детей название искусства рисования на теле: боди-арт.
|
9,10,11,12,13 слайды: Рассказ воспитателя по слайдам о современном итальянском художнике Гвидо Даниеле, который занимаются живописью только на руках человека. (см.приложение № 2)
|
Дети просматривают слайды, делятся впечатлениями, слушают |
Сформированы представления детей об искусстве боди-арт – роспись руки и представителе этого вида искусства - современном итальянском художнике Гвидо Даниеле. . |
14,15,16,17,18 слайды: Рассказ воспитателя по слайдам о московской художнице Светлане Колосовой, которая рисует на своих ладонях иллюстрации к сказкам, так называемый «сказочный боди-арт (см. приложение №3) |
Дети просматривают слайды, делятся впечатлениями, слушают воспитателя, задают вопросы по теме
|
Сформированы представления детей о «сказочном боди-арте» и представителе этого вида искусства - современной московской художнице Светлане Колосовой.
|
Физкультминутка « Повторяй за мной»
|
Дети под музыку повторяют движения, которые выполняют на экране «мультяшные» герои |
Снята психо-эмоциональная напряженность детей, обеспечена потребность в движении. Вызван эмоциональный отклик на музыкальный танец любимых «мультяшных» героев.
|
Воспитатель приглашает детей самим освоить искусство «боди-арт» на собственной ладошке, предлагает подумать, что они смогут изобразить на ладошке.
|
Дети высказывают свои задумки.
|
Сформировано умение фантазировать.
|
19 слайд: Затем обращает внимание детей на экран, на нём появляется одинокая рыбка, которая просит детей нарисовать для нее друзей-рыбок.
|
Дети соглашаются помочь рыбке
|
Создан интерес детей к предстоящей деятельности
|
20 слайд : Воспитатель предлагает детям посмотреть на рисунки рыбок итальянского художника Гвидо Даниэле, обращает внимание на особенности их изображения, цветовое решение. |
Рассматривают разнообразные рисунки рыбок итальянского художника.
|
Пополнен опыт сравнивать, анализировать разнообразные изображения рыбок и оценить выбор цветового решения известным художником.
|
Затем предлагает рассмотреть свою ладошку и подумать, на какую часть тела рыбки похожи ладошка, большой палец и четыре других пальчика руки. Подводит к мысли, что ладошка-туловище, большой палец- это плавник у будущей рыбки, а из четырех других пальчика руки может получиться хвостик рыбки.
|
Дети рассматривают свою ладонь, воображают ладошку туловищем, большой палец руки плавником рыбки, а четыре остальных - хвостиком рыбки.
|
Закреплено умение воображать, анализировать
|
Воспитатель показывает способ рисования рыбки на ладошке, обращает внимание на последовательность изображения. Комментирует свои действия, поясняет, что большой кисточкой нужно закрасить ладошку-туловище с тыльной и лицевой стороны выбранной на свой вкус краской , а хвост из четырех пальчиков можно сделать разноцветным. Поясняет, как тонкой кисточкой прорисовать голову, рот, глаза, чешую у рыбки, а туловище украсить различными элементами: полосками, волнистыми линиями, горошками и т.д.
|
Дети наблюдают новый способ рисования рыбки на ладошке, слушают комментарии и пояснения воспитателя во время показа способа изображения. |
Пополнен опыт рисования рыбки на ладошке. Закреплены разные приемы рисования рыбки широкой и узкой кистями |
Предлагает детям приступить к работе. Во время работы подбадривает детей, напоминает о том, что они талантливы, настоящие художники и рыбки у них получатся очень красивыми, оригинальными, неповторимыми. |
Дети работают под спокойную музыку Б.Гребенщикова «Под небом голубым есть город золотой…» |
Реализованы творческие способности детей в рисовании рыбки на ладошке руки. Закреплены приемы рисования нетрадиционным способом. Вызван эмоциональный отклик на мелодию песни Б.Гребенщикова |
Воспитатель хвалит детей за выполненную работу, выясняет, запомни ли дети названия техники рисования и название вида искусства. Напоминает, что этот вид искусства недолговечен, так как рисуется на руке, теле и лице и поэтому быстро смывается. Выясняет у детей способ сохранения изображения на ладошке. Предлагает сделать общую фотографию рыбок.
|
Дети вспоминают и называют технику рисования и вид искусства. Высказывают своё мнение о том, как можно сохранить изображения рыбки на руке. Фотографируются. Рассматривают получившиеся фотографии, делятся своими впечатлениями. |
Активизировано в речи детей слова: рисование на руке, боди -арт. Пополнен опыт детей логически мыслить, находить необходимый способ сохранения изображения Вызван положительный эмоциональный отклик от творческой работы на нетрадиционном материале- ладошке руки.
|
Приложение №1
Рисовать на теле стали более чем 5000 лет назад. Это сложное занятие, требующее таланта и опыта. Называется этот вид искусства боди-арт.
Слово "боди-арт" произошло от английского body-art - "искусство тела". Слово было изобретено капитаном Джеймсом Куком в 1769 году. Это слово обозначает - украшение тела .
Приложение №2
Современный итальянский художник Гвидо Даниэле занимается ручной росписью. Живопись эта делается на руках. И получаются у этого художника вполне необычные картиныв виде различных животных и птиц. В его работах можно увидеть почти всю энциклопедию животных. Он научился делать их при помощи человеческих рук и краски. Поэтому эти его работы называют «рукозвери».
Оказывается, человеческая рука – это отличный холст, для художника. Ведь руки пластичны, податливы, легко меняют свою форму. Причем, картины эти могут быть нарисованы и на одной руке, и на двух руках. На каждый боди-арт-рисунок на руках у художника уходит по три-четыре часа, но на некоторые тратится и до десяти, особенно если картинка рисуется впервые. Но к сожалению, боди-арт на руках - временное искусство, оно живет всего несколько часов.
Приложение № 3
Боди-арт бывает просто сказочным. В прямом смысле этого слова. Такой сказочный боди-арт создаёт московская художница Светлана Колосова. Она в собственной технике рисует на ладонях людей сказочные кадры из любимых с детства сказок и мультфильмов. Никто в мире больше не создает подобное. Особенность этих картин в том, что при сжатии ладони начинают оживать лица персонажей, бьется их нарисованное сердечко (в районе сердца складка кожи двигается так, что создается иллюзия вздымающейся груди), шевелятся волосы. Живые сказки, наверное, очень жалко смывать с руки…