"В гостях у тётушки Алёны"
Конспект проведения
непосредственно образовательной деятельности
«В гостях у тётушки Алёны»
Программное содержание.
1) Воспитывать интерес, чувство любви и уважение к самобытной культуре русского народа.
2)Развивать образное мышление, внимание, мелкую моторику рук.
3) Расширить представление дошкольников о русских народных семейных обычаях, о предметах русского народного быта и их назначении. Познакомить с образцами русского народного песенного фольклора, формировать интерес к народному творчеству.
Учить мастерить тряпичную узелковую куклу. Ввести в словарь детей следующие понятия: сундук, чугунок, малец-удалец, корыто, крепыш, колыбель, люлька, оберег, домовой, именины, напасти, батюшка, матушка, молодец, девица, томили, топили.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Музыка, Художественное творчество.
Материал и оборудование: Фрагмент русской избы. Сундук с косынками и кушаками. Кукла, уголек, зёрна, монеты. Корыто с водой и полотенце. Русская рубаха. Колыбель. Кусок хлеба, узелок с солью. Лоскуты разноцветной ткани (круги и треугольники). Нитки, вата. Кукла-колокольчик. Корзина. Костюм тетушки Алёны, костюм домового.
Предварительна работа. Беседы «Я и мое имя», «Предметы русской старины». Рассматривание тряпичных кукол, домашней утвари. Чтение русских народных сказок, былин, слушание песен, разучивание народных игр.
Дети входят в зал под русскую народную мелодию. Их встречает тетушка Алёна.
Т. Алёна: -Здравствуйте, заходите, гостюшки дорогие.
Все в горницу приглашаются.
Всех зову я ребятишек, и девчонок и мальчишек,
Будем петь да играть, старину вспоминать.
Я вас ждала и наряды припасла.
Посмотрите какой сундук, но он не обыкновенный, он волшебный.
Чтобы его открыть нужно сказать волшебные слова. Повторяйте за мной.
«Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты.
Сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок»
Открывайте сундучок. (Девочки достают из сундука и повязывают косынки, мальчики- кушаки.)
Теперь вы стали добрыми молодцами да красными девицами. Покажитесь-ка, назовитесь-ка.
Дети. Я красна девица…Я добрый молодец…
Т. Алёна: А я тётушка Алёна. Не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли место хватило?
Посмотрите, сколько здесь интересных вещей (указывает на самовар). Что это?
Дети. Самовар. В нем кипятили воду.
Т.Алёна: Сверху пар, снизу жар – шипит русский самовар (показывает на чугунок). Что это?
Дети. Чугунок. В нем варили еду.
Т. Алёна: В чугуне щи варили, кашу томили, молоко топили. А куда чугунок ставили, чтобы щи сварить, да кашу потомить.
Дети. В печь.
Т. Алёна:- Правильно в печь. В старину говорили: «Печь – всему голова». Голова -значит,самая главная. А знаете почему?
В ней еду готовили.
С ее помощью избу обогревали.
А если ребятишки на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замерзшие, где одежду сушить?
Тоже на печи.
А еще, ребятки, печь лечит. Если простудился кто, уложат его на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников - простуда и пройдет. Так-то!
Раздается плачь ребенка(используется звукозапись)
Т. Алёна: Кто тут плачет, слезы льет? (достает из колыбели куклу).
Да это малец-удалец.
Сегодня родился да вдруг рассердился.
Возьмем его на руки, он и успокоится (ребенок качает куклу, плач утихает).
Т. Алёна: -С давних времен так повелось: когда ребенок рождается, его именем нарекают. Этого малыша зовут Егорушка. А вы, ребятки, какие старинные русские имена знаете? (дети называют имена).
Т. Алёна: - Человек растет, и имя его растет. Пока он кроха, его все будут называть ласково Егорушка. Подрастет малыш, станут Егором звать. А как повзрослеет, будут Егором Ивановичем величать.
- А вас как будут называть, когда вы станете взрослыми? (ответы детей)
-Молодцы! Вот вы и познакомились с Егорушкой, назвали ему свои имена. А вы знаете, что означает имя Егор? Нет ? Егор – хозяин земли. Когда родители называли ребенка этим именем, они мечтали о том, что, когда Егорушка вырастет, будет у него много земли и станет он богатым и счастливым.
-Посмотрите, здесь для маленького Егорушки приготовлены необычные предметы (показывает уголек, зерна, монеты и раздает их детям). Как вы думаете, зачем они младенцу? (предложения детей.)
-Во времена ваших прапрабабушек и прапрадедушек уголек, зерна и монетки опускали в корыто с водой, где ребенка в первый раз купали.
-Когда клали уголек, приговаривали: «Привыкай к домашнему теплу».
- Маша, положи уголек в корыто и повтори эти слова (ребенок выполняет задание.)
А когда клали зерна, говорили: « Будь всегда сыт».
- Саша, опусти зерна в воду и повтори эти слова (ребенок выполняет задание.)
-Кто из вас догадался, для чего клали монетки и какие слова при этом говорили? (предложения детей.) Правильно.
- Положи, Вова, монетки в воду со словами «Будь всегда богат» (ребенок выполняет задание.)
Теперь нашего Егорушку можно купать (вместе с ребенком купает куклу и приговаривает)
«Тили-тили-тили-тили,
А мы по воду ходили.
Воды для Егорки
Полное ведерко.
Мыли-мыли -мыли-мыли,
Бело-набело отмыли.
Лишь головка одна,
Как была, черна -черна!»
-Ира, помоги мне вытереть Егорушку. Подай полотенце (вместе с ребенком вытирает куклу.)
«Полотенце вышито и бело,
Вытирай-ка малыша умело.
Будет чистеньким малыш,
Вырастет у нас крепыш.»
Мы искупали, вытерли Егорушку, а что же дальше?
Дети. Его надо запеленать, одеть.
Т. Алёна:- Заворачивали ребенка в отцовскую рубаху, чтобы был он похож на отца, стал таким же работящим, честным и добрым, как он. (показывает детям рубаху)
-Давайте завернем Егорушку. Помоги мне, Света (вместе с девочкой заворачивают куклу).
- Расти малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как они отдыхают. Пора нашего Егорушку спать уложить. А где спал младенец?
Дети. В колыбели, люльке.
Т. Алёна: - Что это лежит в колыбели?
(вынимает из колыбели кусок хлеба и узелок с солью)
Дети. Это хлеб и соль.
Т. Алёна: -На Руси не только долгожданных гостей ,но и новорожденных встречали хлебом –солью. Укладывая в люльку ломоть хлеба и узелок с солью, приговаривали: «Наконец-то ты родился Егорушка! Долго мы тебя ждали!»
(дети кладут в колыбель хлеб и соль.)
Т. Алёна: - Чтобы Егорушка заснул быстро и спал сладко, споем ему колыбельную.( дети поют вместе с т.Алёной)
«Баю - баюшки –баю,
Я тебе покой дарю.
Ветер за окном свистит,
Снег по улице кружит.
-Спи, сыночек, - говорит.-
Баю – баю-баю-бай,
Спи, Егорка, засыпай!»
Т. Алёна: -Вот и уснул Егорушка.
-А ведь у него сегодня именины.
А на именинах хороводы водить надобно, да в игры играть. Давайте и мы с вами поиграем.
Проводится русская народная игра «Золотые ворота»
Т. Алёна: - Ну вот, поиграли, отдохнули.
А Егорушка сладко спит. Пока в свой первый день ребенок спал, родные и близкие готовили ему подарки. Как вы думаете, что дарили младенцу?
(предположения детей)
-Старались родные и соседи. Кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит.
-Вот и мы, давайте сделаем для Егорушки подарки-куклы-обереги.
Только позабыла я, как их делать. Кто же нам поможет?
(раздается шуршание, покашливание, входит Домовой с корзиной.)
Домовой. Кто и поможет, если не я, хранитель дома?! Я видел, как ваши прабабушки мастерили таких кукол из лоскутов да ниток.
Т. Алёна:- Ребята, это же сам домовой к нам пожаловал. Ну, здравствуй. Будь добр, покажи, как обереги изготовить
( проходят к столам, домовой достает из корзины лоскуты)
Домовой. Я для вас кое-что припас.
Т. Алёна: -Уж вы, ребятушки, слушайте внимательно и постарайтесь сделать кукол яркими да нарядными, чтобы охраняли эти обереги Егорушку от всякого зла и напастей.
Домовой. Надо взять круглый лоскуток, положить в его центр вату. Обернуть вату лоскутком и обвязать ниткой. Это голова куклы. Белый лоскуток для лица складываем противоположными сторонами к центру, примеряем лоскут к голове, регулируем. Закрепляем на шее. Оформляем руки. На голову куклы повяжем косынку. Кукла-оберег готова.
(Дети вместе с домовым и т.Алёной делают кукол. Во время работы звучит русская народная мелодия «Позалоченная прялица»)
Т. Алёна:
- Вот вы и сделали для Егорушки куклы-обереги.
Впрочем, оставьте их себе, а ему мы подарим оберег, который я сделала –куклу-колокольчик. Пусть она хранит его и защищает.
(кладет куклу в колыбель)
Ну, что, ребятки! Работу сделали, подарок имениннику оставили. А теперь на прощание пожелаем нашему Егорушке что-нибудь хорошее, доброе.
Дети. (поочередно)
-Никогда не болей, будь здоров.
-Расти сильным, крепким да удалым.
-Слушай отца-батюшку да родную матушку.
-Живи-поживай да добра наживай.
Домовой.
-Ну, молодцы. А у меня для вас тоже, подарочек припасен.
(отдает детям корзину, в ней гостинцы)
Т. Алёна:- До свидания ребята, до новых встреч.