Речевое занятие: «Почемучки хотят всё знать»
Документы для скачивания
Речевое занятие: «Почемучки хотят всё знать». Программное содержание: обогащать словарный запас дошкольников, продолжать учить составлять описательные рассказы по картине. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, умение концентрировать внимание, способствовать развитию речевого творчества, образного мышления, памяти. Материал к занятию: картины «Лето», «Осень», иллюстративные карточки для игры в «Лото», атрибуты к подвижным играм, игрушки к игре «Угадай, что спрятано? », картинки и муляжи овощей, фруктов и ягод. С егодня на занятии мы будем играть в разные игры, развивать вашу речь, ребята. И я, думаю, что мы понравимся нашим присутствующим гостям: воспитателям из других детских садов и учителям начальных классов. Итак, ребята, послушайте маленький рассказ: мама купила Саше новую книжку. ( Рассказ воспитателя сопровождается музыкой и показом картинок на телеэкране) . В ней было три картинки. На первой – деревья стояли с жёлтыми листочками. Такие же листочки укрывали землю. Светило солнышко и деревья казались золотыми. Дети радовались тёплому осеннему деньку. Весёлая была картина. На второй картинке дети вышли погулять в осенний парк, полюбоваться красотой осени, их не испугал дождик, потому что он был тёплый и весёлый. На третьей картинке небо было затянуто тучами. С деревьев падали разноцветные листочки, шёл холодный осенний дождь, было холодно и сыро, дети оделись потеплее, взяли с собой зонтики. Грустная была картинка. Как называется первая картинка? – спросил Саша маму. «Осень»- сказала мама. А эта? – Саша показал на вторую картинка. «Осень » снова сказала мама. Почему о времени года «осень» художник нарисовал 3 разные картины? Дети говорят о том, что осень бывает ранняя, золотая и поздняя и обосновывают. Картинки проецируются на экран. Дети рассказывают об осени и читают стихотворение и загадки. - Светит, сверкает, всех согревает( солнце) . - Падают с ветки золотые монетки( листочки) . - Его просят, его ждут, А как придёт, прятаться начнут( дождь) . - Растут- зеленеют, упадут- пожелтеют, полежат – почернеют. - Следом за летом осень идёт. Жёлтые песни ей ветер поёт. Красную стелет под ноги листву. Белой снежинкой летит в синеву. 2. Проводится игра «Плавает, летает, растёт». Детям предлагается придумать слова к глаголам. Плавает – рыба, лягушка, кит, уточка, лебедь, человек, спортсмен, гусь, дельфин. Летает – птица, самолёт, ракета, комета, стрекоза, бабочка, комар, жук, вертолёт. Растёт – дерево, ребёнок, трава, цветы, шишка на ёлке, яблоки на яблоне, виноград. 3. Ребята, представьте себя путешественниками, которым всё интересно увидеть, услышать, рассмотреть. Ваши руки могут легко превратиться в бинокль. Давайте попробуем увидеть и назвать любой предмет из изображённых на картине. Придумывание предложений по картине «Осень». Игра «Что внутри, что снаружи». Кто и что находится внутри дома? Что находится внутри шкафа? ( дети перечисляют одежду, обувь, головные уборы) . 4. Физминутка «Чем заняться? » В дружной я живу семье, ( чёткий шаг на месте) Чем же тут заняться мне? Маме помогать я буду( имитация мытья посуды 0 И помою всю посуду Можно рядом с папой встать Вместе огород вскопать( имитация вскапывания земли) . А когда закончим дело( ритмичные хлопки с прихлопыванием) Отдыхать мы будем смело. Мячик с папой погоняем( имитация игры в футбол) Или в жмурки поиграем( закрыть глаза ладошками, бег на месте) , С мамой книжку полистаем, ( имитация переворачивания страниц) , Про зайчонка почитаем( прыжки зайчика) , Нужно только не лениться, А стараться и учиться! А займёмся мы сейчас игрой. 5. Игра «Найди место каждой карточке». Детям предлагаются для рассматривания 2 картины: «Осень» и «Лето». Чем отличаются? Чем похожи? Какого цвета больше на картине? Разложить и приклеить карточки к сюжету картины. 6. Сегодня мы больше говорим об осени. Осенью люди собирают урожай с полей, садов и огородов. Проводится игра с овощами, фруктами и ягодами. Рассмотреть 6- 7 картинок, положить правой стороной вниз. Предложить детям вспомнить, какие картинки разложены, определить место каждой картинке. Игра на внимание: перевернуть картинки лицевой стороной вниз и узнать, какие картинки спрятаны. 7. Игра. «Я- море»- говорит воспитатель, дети продолжают –« я- дельфин- добрый, красивый, быстрый». Взрослый говорит: « Я- лес», ребёнок продолжает: «А я – лисичка, хитрая, пушистая, ловкая…. » и т. д. 8. Мы говорили с вами о том, кто живёт в лесу. В гости к нам пришли дикие и домашние животные: слон, тигр, коза, крокодил, корова. Рядом с каждым животным находится карточка со словом, обозначающим название животного. Запомните это расположение. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, В это время меняются названия, затем меняется расположение животных. 9. Лесная сова внимательно наблюдала за нами, и предложила свою игру, которая называется « Эх, ты, совушка- сова! » Дети: Эх ты, совушка – сова, Где ты, совушка, жила? Сова: Я жила в лесище, во сыром дуплище. Дети: Кто тебя, сову, видал? Кто хлеб – соль твою едал? Сова: все мои подружки – комары да мушки. Дети: ты, сова, не гляди, а скорее нас лови! Предлагаю вам, ребята, соревнование, чтобы проверить ваше внимание! 10. Игра «Лото». Подойдите к столам и закройте соответствующей карточкой символы картинки. Ответьте на вопросы кто, что делает. 11. Педагог: кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать, всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Я приглашаю нашего логопеда поиграть с вами в речевую игру. Произношение слогов и слов со звуком «Л». 12. Педагог: о тгадайте загадку: зелены мы, как трава, наша песенка «ква- ква». Давайте поиграем в игру «Весёлые лягушата». Дети: зелены мы, как трава, наша песенка «ква – ква »( ходят по кругу) Любим порезвиться и повеселиться! Ребёнок – цапля: лягушата, берегитесь! Цапле в клюв не попадитесь! Дети – лягушата убегают в своё озеро. 13. Педагог: Я фокусником стать хочу, слова волшебные скажу: вас хочу я удивить, тайну волшебства раскрыть. Проводится игра «Угадай, какой спрятан предмет? » Дети задают воспитателю наводящие вопросы, чтобы узнать, какой предмет спрятан. Игра с осенним цветком «астра». В какое время года цветёт этот цветок? Что можно сделать с цветком? ( понюхать, полюбоваться, подарить, поставить в вазу, засушить лепестки) . Воспитатель ставит цветок в вазу с цветами. Я говорю слово «астра». Что мы можем сделать со словом «астра»? Можно ли его понюхать, поставить в вазу, засушить лепестки, подарить кому- то? Слово мы можем произнести, повторить, прочитать, написать, придумать предложение. Давайте придумаем предложение со словом «астра». 14. Педагог: Ребята! Осенью погода бывает разной: солнечной, дождливой, пасмурной, ветреной. Давайте поиграем в игру «Прогноз погоды». ( Звучит музыка. ) Представим себя ведущими на телевидении. Дети рассказывают прогноз погоды, картинки проецируются на экран. ( Символы погоды – солнце, тучка, дождь, ветер, затем показать осенние картинки) . Ведущие- дети рассказывают стихотв орения: 1. Птицы к югу улетают, кот под зонтиком гуляет. Ветер листики уносит, это наступила( осень) . 2. Вот художник так художник всё вокруг позолотил, Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл. Отгадать скорее просим, кто художник этот? ( осень) Спасибо вам, уважаемые ведущие. Я говорю вам, ребята, спасибо за то, что вы так весело со мной играли и помогали друг другу. Мы сегодня так много говорили об осени, что она прислала нам в подарок свой осенний веночек, волшебную палочку и золотую корзиночку. Проводится игра «Что у осени в корзинке? » Девочке надевают веночек осени, она предлагает детям заполнить её корзиночку. «В моей корзиночке должны появиться: сладкие, вкусные, жёлтые, полезные, сочные, красные, спелые, зелёные, оранжевые, фиолетовые, очень аппетитные, ароматные. . . » Угадайте, что должно появиться в корзиночке у осени? Мальчику предлагаем волшебную палочку, украшенную осенними листочками, он предлагает детям наполнить корзиночку осени. «В моей корзиночке должны появиться: полезные, сочные, хрустящие, кислые, горькие, разноцветные… Угадайте, что должно появиться в корзиночке у осени? Наше занятие заканчивается, спасибо вам, ребята! Я желаю вам добра, но совсем не серебра! Я добра желаю всем, но не золота совсем! Я желаю вам добра- доброй ночи до утра, Всем желаю добрых снов, добрых дел и добрых слов. Я желаю, чтобы с вами людям было веселей, Чтобы добрыми глазами вы смотрели на людей, Чтобы были справедливы и в решениях мудры. К людям будете добры вы – люди будут к вам добры!