Семинар-практикум для педагогов «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ»
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМ НОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬН ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 54 « Колокольчик» Семинар- практикум для педагогов «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ» Цель: ознакомление с разнообразием нетрадиционных изобразительных техник. Место проведения: актовый зал. Материалы и оборудование: акварельные, гуашевые краски, мягкие, жесткие кисти, восковые мелки, свечи, трубочки для коктейля, засушенные листья, салфетки, емкости с водой, бумага. Подготовила: Завалина Ольга Анатольевна воспитатель Ход: теоретическая и практическая часть. Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта. Дошкольный и школьный возраст это период, когда изобразительная деятельность становится устойчивым увлечением многих детей. Необходимо использовать это увлечение, чтобы заинтересовать ребёнка миром искусства, развивать его воображение, фантазию, способности. Рисование для ребёнка это игра. Дети с удовольствием и интересом выводят на бумаге разные линии, точки, штрихи. Дай им возможность они изрисовали бы всё вокруг. Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка, фломастер оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должна быть красочной и счастливой. Каждый рисунок начинается с простого прикосновения к листу бумаги. Точка, штрих, линия, пятно это стихия, из которой возникают образы, а образы это фантазия. Для выполнения заданий по рисованию используются разнообразные художественные материалы и техники. Это расширяет знания детей об особенностях этих материалов, а знакомство с некоторыми техниками обогащает навыки и умения малышей. В дошкольны х образовательных учреждениях педагоги активно используют нетрадиционные техники рисования. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми в педагогической практике. Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и бумагой, свечой и т. д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе методом набрызгивания краски. Они пробуют рисовать предметы руками( ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони) , получать изображения с помощью подручных средств( ниток, веревок, полых трубочек) , с помощью природного материала( листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Дети видят, что при добавлении разного количества воды в акварель можно получить различные оттенки цвета. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. На занятиях рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что- то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции- это и процесс, и результат практической деятельности- художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Учитывая значимость данного вида работы, рекомендуется организовать в группе художественную мастерскую, где есть все необходимое для самостоятельного творчества. Новый изобразительный материал надо вводить постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. Не нужно навязывать детям процесс рисования, необходимо увлечь их этим видом деятельности. В практической части семинара предлагается знакомство со следующими нетрадиционными изобразительными техниками( Приложение) : - рисование пальчиками, ладошкой; - тычок жесткой полусухой кистью; - восковые мелки+ акварель; - отпечатки листьев; - свеча+ акварель; - оттиск смятой бумагой; - монотипия предметная; - кляксография с трубочкой. Каждая из этих техник- это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Приложение 1 Нетрадиционные изобразительные техники Техника, возраст ребенка Материалы, описание Образец Рисование пальчиками, ладошками От 2 лет Блюдца с гуашью, плотная бумага любого цвета( для ладошек большого формата) , салфетки. Ребенок опускает в гуашь пальчик, ладошку или окрашивает ее с помощью кисти( с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается Тычок жесткой полусухой кистью От 2 лет Ж есткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Р ебенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист или контур. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Восковые мелки+ акварель От 4 лет Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным. Приложение 2 Нетрадиционные изобразительные техники Техника, возраст ребенка Материалы, описание Образец Отпечатки листьев От 4 лет Б умага, гуашь, листья разных де ревьев, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Свеча+ акварель От 4 лет С веча, плотная бумага, акварель, кисти. Р ебенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Оттиск смятой бумагой От 4 лет Блюдце с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Ребёнок прижимает смятую бумагу к блюдцу с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Приложение 3 Нетрадиционные изобразительные техники Техника, возраст ребенка Материалы, описание Образец Монотипия предметная От 5 лет Плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета( предметы выбираются симметричные) . После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Выполнить задание на отдельном листке размером 8х9 см, на это место вклеить Кляксография с трубочкой От 5 лет Бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка( соломинка для напитков) Ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно( капельку) . Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Приложение 4 Нетрадиционные изобразительные техники Техника, возраст ребенка Материалы Описание Оттиск пробкой От 3 лет М исочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки. Р ебёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка. Оттиск печатками из картофеля( поролоном и пенопластом, возраст от 4 лет) О т 3 лет М исочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Р ебёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. Печать по трафарету О т 4 лет М исочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона, трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки. Р ебёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет. Чёрно- белый граттаж( грунтованный лист) О т 5 лет П олукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло( примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами. Р ебёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок Приложение 5 Нетрадиционные изобразительные техники Техника, возраст ребенка Материалы Описание Кляксография обычная О т 5 лет Б умага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Р ебёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается( можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть) . Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Кляксография с ниточкой О т 5 лет Б умага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины. Р ебёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются. Набрызг О т 5 лет Б умага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика( 5x5 см) Р ебёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Монотипия пейзажная От 6 лет Бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке( отпечаток) . Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Цветной граттаж От 6 лет Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.