Средства наглядности и применение их в процессе обучения детей с нарушениями зрения математике.
Документы для скачивания
Средства наглядности и применение их в процессе обучения детей с нарушениями зрения математике. Средства наглядности применяются при преподавании всех учебных предметов слепым учащимся значительно шире, чем при обучении зрячих детей. Нормально видящий ученик знакомится в жизни со множеством предметов и явлений, поэтому учителю массовой школы часто бывает достаточно лишь назвать предмет, чтобы у учащихся возник его образ. Большое значение имеют четкие словесные объяснения учителя, сопровождающие работу с наглядным материалом. Итак, наглядное обучение- одна из ведущих дидактических проблем, от правильного решения которой зависит качество подготовки слепых к общественной и трудовой жизни. При этом с самого начала особое внимание было обращено на осязание как основной способ восприятия предметов окружающего мира слепыми. Этим и определяются принципы наглядности, а в зависимости от них и типы учебно- наглядных пособий. Большое значение при осязательном восприятии предметов имеют движения пальцев и рук слепого ученика. Виды наглядности на уроках математики: • Натуральные, естественные( окружающие нас предметы или процессы) ; Например, понятие «геометрическое тело»- шар. Мы сравниваем с мячом, яблоком. Другие геометрические тела сравниваем со спортивными снарядами, классной доской и так далее. Или «осевая симметрия»- лист клёна, самолёт, человек. . . • Изобразительные, знаковые: чертежи, схемы, таблицы, графики различных функций, изображения геометрических фигур. . . • Объёмные( муляжи различных геометрических тел) : - сплошные модели, - каркасные модели( особенно для нас ценные) , - развёртки геометрических тел( используются на лабораторных работах) , - конструкторы; изготовленные специально для наших школ. • Словесные: тексты, карточки, написанные крупным шрифтом; • К наглядности можно отнести и классную доску. Писать, делать рисунки на доске надо крупным планом, без лишних деталей. Причем, ребёнок может подойти к доске в любой момент, если ему плохо видно. Например, по теме «Векторы» можно работать всем классом у доски. Нужно заранее приготовить рисунки, вопросы. Школьникам нравится работать у доски всем вместе, потому что каждый что- нибудь да ответит. Такая форма работы воспитывает интерес к предмету. Например: параллелепипед( тем более каркасный) используется при изучении понятия прямоугольного параллелепипеда, вычислении площадей боковой поверхности, полной поверхности и объёма( 4- 5 класс) , а также при изучении понятий скрещивающихся, параллельных, перпендикулярных прямых и плоскостей, построение сечений( 11- 12 классы) . Методические рекомендации учителям математики, работающим с детьми с нарушением зрения. Обучение слабовидящих является очень сложным делом, так как нарушение зрительных функций( низкая острота зрения, нарушение полей зрения, снижение способности к цветоразличению и так далее) затрудняют полноценное восприятие окружающего мира, что в свою очередь, осложняет процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Одним из основных аспектов лечебно- профилактической работы является назначение очков и других оптических средств коррекции зрения( линзы, лупы) . Учителя должны строго следить за правильным ношением очков. Слабовидящие дети утомляются быстрее, чем их здоровые сверстники. При переутомлении дети начинают снимать очки, жаловаться на тяжесть в области висков и глаз. При этом они не могут сосредоточиться, зевают, не могут сидеть спокойно за партой, часто меняют позу и чаще ложатся на парту верхней частью туловища. Как предупредить переутомление? Во время проведения урока надо чаще переключать учащихся с одного вида деятельности на другой. Смена видов деятельности способствует повышению работоспособности учащихся. Во время урока учитель должен учитывать допустимую продолжительность зрительной нагрузки для слабовидящих учащихся и длительность активного внимания учеников разных возрастных групп. Непрерывные зрительные нагрузки не больше 15 минут- среднее и старшее звено и 10 минут- начальные классы. Но есть такие забо левания( атрофия зрительного нерва, центральная дистрофия сетчатки. . . ) - и такая нагрузка утомительна. Поэтому к дозировке зрительной нагрузки учащихс я- учитель должен подходить индивидуально. Можно дать задани е- подумать над ним и ответить как письменно( «устное письмо») . Это тренирует память и речь учащихся. Очень утомительны для слабовидящих детей письменные нагрузки, так как из- за низкой остроты зрения, нарушенного поля зрения приходится учащимся низко наклонять голову, а это ведёт не только к значительному напряжению зрения, но и напряжению мышц всего тела. Поэтому в целях сохранения работоспособности школьников в течение урока чаще переключать с одного вида деятельности на другой. Например, после работы зрительного анализатора перейти к работе слухового анализатора: дети письменно решают уравнение, затем переходят к решению задачи( учитель читает задачу, дети анализируют её, проговаривают её запись, а в тетрадь записывают только уравнение этой задачи) . Длительность активного внимания за урок составляет 25- 30 минут- средние классы, 30- 35 минут- старшие классы. Положительное влияние на поддержание работоспособности учащихся на уроке и повышению эффективности проведения учебных занятий оказывает физкультминутки( середина урока) . Упражнения проводятся для глаз, для мышц туловища и др. Если на весь урок, даётся письменная работа, то можно сделать две физпаузы. При этом, надо учитывать, что не все учащиеся могут делать резкие наклоны вниз, активные прыжки и так далее. Голос учителя должен быть достаточно громким, но не резким. При зрительной нагрузке очень важно освещение( от 500 люкс до 1500 люкс) . От уровня освещённости во многом зависит умственная и зрительная работоспособность учащихся. Дневной свет не должен быть очень ярким, на подоконниках не должны находиться предметы, стёкла должны быть всегда чистыми. Тетрадь изготовлена из специальной бумаги для письма по Брайлю. На обложке тетради напечатан алфавит Л. Брайля и обозначение цифр, знаков препинания. На уроках математики коррекционная работа состоит в развитии пространственных представлений и восприятии окружающих предметов; развитии памяти, наблюдательности, внимания, логического мышления, логической речи. Учебник – основное средство обучения. Это традиционное и наиважнейшее средство обучения. Содержание учебников, напечатанных точечно- рельефным шрифтом Брайля соответствует содержанию учебников, изданных плоско- печатным шрифтом для общеобразовательных школ. Содержащиеся в учебнике рельефные рисунки и сюжетные картинки, чертежи, схемы, таблицы дают материал для обобщений, знакомят с различными сторонами окружающей действительности. Особенностью брайлевского учебника является их громоздкость. Например, учебник по алгебре и геометрии( 5- 9классы) занимают около. 3- х десятков книг, поэтому ученики не могут иметь под рукой весь учебник, а это отрицательно сказывается при повторении. Прибор для письма по системе Брайля. Прибор состоит из основания и крышки. Основание прибора разделено на ряды шеститочий. Крышка – на ряды прямоугольных отверстий для письма грифелем. Прибор для письма по Брайлю в специальной тетради. Состоит из двух пластин с петлями с левой стороны. Верхняя пластина состоит из вырезанных прямоугольных ячеек, по 24 ячейки в каждой строке. Основная пластина также состоит из клеток, которые совпадают при наложении с прорезанными ячейками верхней пластины, но ячейки содержат шесть углублений. Внизу прибора имеется фиксатор бумаги( штифты) . Прибор «Школьник» для рельефного рисования и черчения. Его основание покрыто листом резины. На основание накладывается лист специальной плёнки, который закрепляется при помощи металлической крышки в виде рамки и дополнительных зажимов. Прибор ком плектуется шариковой ручкой и листами пленки. На этой пленке с помощью шариковой ручки можно получать прямое рельефное и одновременно цветное изображение, что позво ляет незрячим чертить геометрические фигуры и иллюстрировать( делать схематические рисунки) условия задач. Прибор дает учителю возможность быстро выявлять представ ления детей о тех или иных геометрических объектах, легко контро лировать решение задач на построение или деление геометрических фигур на части. Прибор «Графика». Используется на уроках математики для построения геометрических фигур. Может быть использован при работе с силуэтными изображениями для создания контуров предметных рисунков при помощи магнитных полосок. Стереометрический конструктор. ТАКТИЛЬНАЯ ЛИНЕЙКА С МЕТКАМИ Линейка для слепых учеников длиной в 14 см и 30 см. Имеет рельефные метки с двух сторон. Обе стороны имеют следующие метки: короткая метка обозначает деление 5 мм, длинная – 10 мм. Над длинной меткой через каждые 10 см стоит точка. С одной стороны только вышеописанные метки, с другой стороны имеются дополнительные метки обозначающие миллиметры. Транспортир. Транспортир для слепых имеет следующие рельефные метки: короткая метка обозначает 5 °, средняя 10 °, длинная метка обозначает 90 °. Также на транспортире имеется подвижная линейка с рельефными метками.