a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 4 класс

Опубликовано: 2016-02-17 07:42:10

Документы для скачивания

Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Федерального государ ственного образовательного стандарта начального общего обра зования, Концепции духовно- нравственного развития и воспи тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Б. М. Неменского. Изобразительное искусство: Рабочие программы 1- 4 классы – М. Просвещение, 2011. Цели изучения учебного предмета- совершенствование эмоционально- образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; - развитие способности видеть проявление художествен ной культуры в реальной жизни( музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др. ) ; - формирование навыков работы с различными художест венными материалами. Общая характеристика учебного предмета Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства( ученик- зритель) и собственную художественно- творческую деятельность( ученик- художник) . Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений( народных, классических, современных) . Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Место учебного предмета в учебном плане В Федеральном базисном образовательном плане на изучение изобразительного искусства в 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю, ( 34 учебные недели) , всего 34 часа. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Ценностные ориентиры содержания предмета отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки: - формирование основ гражданственности; - формирование психологических условий развития общения, сотрудничества; - развитие ценностно- смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма; - развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию; - развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации. Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей. Результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно- творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей( потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности) , ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя; Метапредметные результаты: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств информационных технологий для решения различных учебно- творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д. ; Предметные результаты: сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно- нравственном развитии человека; сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности( рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании) , а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ( цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр. ) ; знание видов художественной деятельности: изобразительной( живопись, графика, скульптура) , конструктивной( дизайна и архитектура) , декоративной( народных и прикладные виды искусства) ; •знание основных видов и жанров пространственно- визуальных искусств; понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно- творческих работ; способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; способность использовать в художественно- творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники; Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство» № Наименование разделов Максимальная нагрузка учащегося Из них Теоретическое обучение Практические работы Тесты 1. Истоки родного искусства 8 3 4 1 2. Древние города нашей Земли 7 2 4 1 3. Каждый народ – художник 11 4 6 1 4. Искусство объединяет народы. 8 3 4 1 Итого 34 12 18 4 Основное содержание учебного предмета «Изобразительное искусство». 1. Истоки родного искусства( 8 часов) Знакомство с истоками народного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие природной среды и особенности средневековой природы. Характерные черты, красоты родного для ребенка пейзажа. Повторение и развитие навыков живописи. Общие представления о конструкции народного костюма женского и мужского, украшения и их значения. Постройка, украшение и изображение в народном костюме. Образ русского человека в творчестве художника. Роль праздника в жизни людей. Праздник – это народный образ радости и счастливой жизни. Развитие композиционных навыков. Учащиеся должны уметь: Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни. Различать деятельность каждого из Братьев- Мастеров( Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Пост ройки) при создании русского на родного костюма. Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников. Создавать женские и мужские народные образы( портреты) . Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников. 2. Древние города нашей Земли( 7 часов) Образ древнего русского города. Выбор места для постройки. Впечатление, которое производит город при приближении. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Строительные материалы и их особенности. Соборы – святыни города, они также воплощают красоту, могущество и силу государства. Они являются архитектурным и смысловым центром государства. Организация внутреннего пространства города. Размещение характер жилых построек, их соответствие на Руси сельскому деревянному дому с усадьбой. Образ жизни людей; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов – их форма и красота, цвет в одежде, символическое значение орнаментов. Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и другие города. Они похожи и непохожи между собой. Знакомство с конкретным образом и своеобразием этих исторических центров. Образ теремной архитектуры. Учащиеся должны уметь: Знать картины художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского города. Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры. Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Создавать многофигурные композиции в коллективных панно. Сотрудничать в процессе создания обшей композиции. 3. Каждый народ – художник( 11 часов) Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе. Японские сады. Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Изобретательность человека в построении своего мира. Города в пустыне. Глина – главный строительный материал. Присутствие крепостных стен. Особое значение искусства Древней Греции. Образ греческой природы. Образ готических городов Средневековой Европы. Учащиеся должны уметь: Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма( пагоды) . Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Приобретать новые умения в работе с выразител ьными средствами художественных материалов. Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира. Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. 4. Искусство объединяет народы. ( 8 часов) В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства – матери, дающей жизнь. Существуют в еликие произведения на эту тему, понятные и общие для всех людей. Есть красота внешняя и внутренняя. Главное- внутренняя красота, красота душевной жизни. Красота, в которой выражается жизненный опыт. Изображение сопереживания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие сострадающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Все народы воспевают своих героев. В искусстве всех народов присутствует мечта, надежна на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Учащиеся должны уметь: Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященны х теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые( знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры. Рассказывать об особенностях художественной культуры разных( знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты. Объяснять, почему многообразие художественных культур( образов красоты) является богатством и ценностью всего мира. Учебно – методическое обеспечение Методическая литература 1. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник/ П од редакцией Б. Неме нского. – М. : Просвещение», 2014 2. Б. Неменский. Изобразительное искусство и ху дожественный труд. Программа 1- 4 классы. – М. : «Просвещение», 20 11 3. Др оздова С. Б. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель» 4. Рабочая тетрадь «Твоя мастерская»- 4 класс 5. Дорожкин, Ю. Г. Городецка я роспись. - М. : Мозайский 6. Дорожкин, Ю. Г. Жостовска я роспись. - М. : Мозайский 7. Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. - М. : Мозайский 8. Жегалова, С. Росписи Хохломы. - М. : Детская литература 9. Ильченко, М. Методическое пособие по городецкой росписи. - М. : ИД «Грааль» Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. - М. : Высшая школа, Печатные пособия 1. Портреты русских и зарубежных художников 2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента 3. Таблицы по стилям одежды, предметов быта 4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека 5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству 6. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы Модели и натурный фонд 1. Гербарии 2. Изделия декоративно- прикладного искусства и народных промыслов КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ № п/ п Наименование разделов и тем Виды занятия Количество часов Виды самостоятельных работ Дата проведения Планируемая Фактическая 1. Истоки родного искусства 8 час ов 1. 1 Пейзаж родной земли. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Изображение природы родного края красками 1. 2 Деревня – деревянный мир. Украшение деревянных построек и их значение. Образ традиционного русского дома. Изучение, закрепление новых знаний 3 час а Рисунок деревенского дома Изображение украшений дома 1. 3 Образ красоты человека. Женский портрет. Образ красоты человека. Мужской портрет. Изучение, закрепление новых знаний 2 час а Рисунок человека 1. 4 Народные праздники. Коллективное панно. Обобщение темы четверти. Изучение, закрепление новых знаний 2 час а Составление кроссворда на тему «Праздники» Тест 2. Древние города нашей земли 7 часов 2. 1 Родной угол. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Коллективная работа «Старинный город» 2. 2 Древние соборы. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Рисунок собора 2. 3 Города Русской земли. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Составление рассказа о родном городе 2. 4 Древние воины – защитники. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Рисунок воина 2. 5 Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Самостоятельное изображение городских улиц 2. 6 Узорочье теремов. Изучение, закрепление новых знаний 1час Рисунок терема 2. 7 Пир в теремных палатах( Обобщение темы) . Изучение, закрепление новых знаний 1 час Пано на тему «Праздник» Тест 3. Каждый народ – художник 11 часов 3. 1 Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Изучение, закрепление новых знаний 2 часа Сообщение 3. 2 Народ гор и степей. Изучение, закрепление новых знаний 2 час а Составление кроссворда 3. 3 Города в пустыне. Изучение, закрепление новых знаний 2 часа Пейзаж пустыни 3. 4 Древняя Эллада. Изучение, закрепление новых знаний 2 час а Выразительное чтение 3. 5 Европейские города средневековья. Изучение, закрепление новых знаний 2 час а Пано «Площадь города» 3. 6 Многообразие художественных культур в мире. ( Обобщение темы) Изучение, закрепление новых знаний 1 час Тест 4. Искусство объединяет народы. 8 часов 4. 1 Материнство. Изучение, закрепление новых знаний 2 часа Мини сочинение «Мама» 4. 2 Мудрость старости. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Изображение героя любого литературного произведения 4. 3 Сопереживание. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Ответ на вопросы 4. 4 Герои- защитники. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Изображение памятника герою 4. 5 Юность и надежды. Изучение, закрепление новых знаний 1 час Рисунок образа радости 4. 6 Искусство народов мира. ( Обобщение темы) . Изучение, закрепление новых знаний 2 час а Презентация работ. Итого 34 часа

Оставить комментарий: