a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа дополнительного образования для детей раннего и младшего дошкольного возраста "Пальчиковые забавы"

Автор: Зозулина Татьяна Ильинична Опубликовано: 2016-02-17 15:39:29

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка- детский сад «Оленёнок» МО « Алданский район» РС( Я) 678940 Республика Саха( Якутия) , Алданский район, Н- Куранах, ул. Нагорная, д. 100 « Пальчиковые забавы » Программа дополнительного образования для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Составила: Зозулина Татьяна Ильинична Срок реализации: 2014- 2015 г. 2015 – 2016 г. п. Нижний Куранах 2014 год. Пояснительная записка У детей довольн о часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чём причина задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребёнком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. У чёные, такие как И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев изучили и подтвердили исследованиями взаимосвязь уровня развития речи и сформированности тонких движений пальцев рук. Также Л. С. Выготский, Л. С. Волкова считали, что развитие мелкой и общей моторики положительно сказывается на становление детской речи. Исходя из этого, считаю актуальным и целесообразным то, что тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга. Приоритетное направление в моей программе- пальчиковые иг ры и уп ражнения, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Тексты- рифмованная подсказка к разнообразию движений. Они легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух, кроме того многие потешки, прибаутки, сказки являются примером народной педагогики, в которых ярко, доходчиво представлен реальный ми р понятный даже самым маленьким, здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более чётко и выразительно выполнять движения В работе с детьми по развитию мелкой моторики при помощи пальчиковых упражнений и дидактических игр я ставлю цель:   Определить особенности применения пальчиковы х игр в развитии мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста. В соответствии с поставленной целью я решаю задачи: 1. . Улучшен ие координации движений кистей и пальцев рук, что напрямую воздействует на умственное развитие ребёнка. 2. Формирование способности согласовывать движения и речь. 3. Формирование правильного звукопроизношения при повторении стихотворных строк и одновременного движения пальцами. 4. Активизация словаря в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексической темой. 5. Развитие творческих способностей. 6. Формирование усидчивости. 7. Создание эмоционального, положительного настроя. 8. Знакомство с сенсорными эталонами. 10. Умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность. Так как на развитие движений всей кисти и пальцев рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами, необходимо организовать предметно- развивающую среду, с учётом возрастных особенностей детей, включающая в себя пособия, игры и упражнения на развитие мелкой моторики: 1. Мелкая и крупная мозаика. 2. Леска, проволока, шнуры для нанизывания бусинок и пуговиц. 3. Пособия по застёгиванию пуговиц разной величины. 4. Коробочки для собирания и перекладывания мелких предметов. 5. Цветные клубочки ниток для перематывания и выкладывания узоров на бумаге, «моталочки»- верёвки, соединённые в центре, к концам которых прикреплены ручки. 6. Прищепки бельевые( солнце, ёжик, ёлочка и т. д) 7. Пособия со шнуровкой. 8. Наборы резиновых игрушек для укрепления мышцы руки. 9. Шаблоны( лекало) для обведения, раскрашивания, штриховки 10. Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из ракушек, семян и других природных материалов. 11. Счётные палочки и спички для выкладывания узоров. 12. Головоломки «Собери картинку», пазлы. 13. Пальчиковый театр. 14. Конструктор. 15. Картотека пальчиковых игр и упражнений. Работа по данному направлению подразумевает тесное сотрудничество с родителями. Очень важно чтобы всё закреплялось и повторялось дома, в семье. Для этого необходимо использовать различные формы в работе с родителями: т е м ы 1. Индивидуальные беседы. 2. Консультации. 3. Рекомендации. 4. Помощь родителей в изготовлении игр и пособий. 5. Папки- передвижки. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН реализации программы дополнительного образования «Пальчиковые забавы» для детей раннего и младшего дошкольного возраста на 2014- 2015, 2015- 2016 г. г. В озраст, к оличество занятий в неделю, продолжительность, к оличество занятий в году 2- 3 года 1, 10- 15 минут, 36 3- 4 года 1 15- 20 минут, 36 РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ( форма занятий- игра) Возраст от 2 до 3 лет( первый год) № Циклы занятий и темы. Кол ичество занятий Цикл: «Ладушки- ладушки» 4 1 «Ладушки» 1( стр. 81 «Самые маленькие в д. с») 2 «Ладушки у бабушки» 2( стр. 90) 3 «Сорока- сорока » 1( стр. 89) Цикл занятий: «Трудимся » 5 1 «Тук- тук я стучу» 1( стр. 810) 2 «Весёлые маляры » 1( стр. 81) 3 «Повар » 1( стр. 81) 4 «Пила, пила» 1( стр 82) 5 «Солим щи» 1( стр. 82) Цикл занятий: «Дары осени» 4 1 «Овощи» 2( см. картотеку) 2 «Фрукты» 2( см. картотеку) Цикл занятий: «Этот пальчик » 7 1 «Этот пальчик- бабушка» 2( стр. 81) 2 «Этот пальчик хочет спать » 2( стр. 81) 3 «Пальчики у нас попляшут » 2( стр. 82) 4 «Пальчик побежал » 1( стр. 82) Цикл занятий: «Птички и звери » 7 1 «Птички в гнезде » 2( стр. 82) 2 «Зайкины ушки » 1( стр. 82) 3 «Сидит белка на тележке » 2( стр. 82) 4 «Птички пьют из бочонка» 2( стр. 82) Цикл занятий: « мои забавы » 4 1 «Мозаика» 1 2 «Забавная шнуровка» 1 3 «Сложи картинку » 1 4 «Забавы» 1 Цикл занятий: «Поехали » 5 1 «Поехали » 2( стр. 81) 2 «Лодочка » 1( стр. 82) 3 « Пароход » 1 2 9( стр. 91) 4 « » 1 5 «» 1 ИТОГО 36 Возраст от 3 до 4 лет( второй год) № Циклы занятий и темы, к ол ичест во занятий Цикл: «Осенние деньки» 5 1 «Осенний день» 1 2 «Осень милая шуршит» 1 3 «Листопад» 1 4 «Осенний дождик» 1 5 «Певучие капли» 1 Цикл: «Что нам осень принесла» 8 1 «Вкусные овощи» 1 2 «Сладкие фрукты» 1 3 «Урожай собирай» 2 4 «Дары осени» 2 5 «Вот, что осень принесла! » 1 Цикл: «Мои любимые животные» 7 1 «Котята» 1 2 «Домашние питомцы» 1 3 «Лошадки» 2 4 «Путешествие в лес» 2 5 «Братья меньшие» 1 Цикл: «Братья пальчики» 7 1 «Пять пальцев» 1 2 «Домик для пальцев» 1 3 «Вышли пальчики гулять» 1 4 «Поиграем в пальчики» 1 5 «Моя семья» 2 6 «Братцы пальчики» 1 Цикл: «Мир живой природы» 7 1 «Цветочки» 1 2 «Бабочки- стрекозки» 1 3 «Воробьи» 1 4 «Пчела» 1 5 «На лужок» 1 6 «Пчела» 1 7 «На лужок» 1 Цикл: «Морское путешествие» 6 1 «Рыбки плавают» 2 2 «Море волнуется» 1 3 «Медузы, осьминоги» 2 4 «Морские чудеса» 1 ИТОГО 36 Диагностика С 2 до 3 лет • Поочередное загибание пальчиков, отдельно на каждой руке. • Пальчиковая игра. Выполнять заданные движения, сочетая с текстом стихотворения. Результат диагностики • Низкий уровень- отсутствие основных элементов в структуре движения. • Средний уровень- основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения. • Высокий уровень- точное воспроизведение движений. С 3до 4 лет • Ребенку предлагают выполнить упражнение для пальцев рук, показанное взрослым. Упражнение выполняется как для правой, так и для левой рукой. «Каждым пальцем руки последовательно, начиная с мизинца, коснуться большого пальца 2 раза». Упражнение выполняется как для правой, так и для левой руки. • Сложить из пальцев рук заданное животное( заяц, корова) . Сначала на правой руке, затем на левой руке и на обеих. Результат диагностики • Низкий уровень- отсутствие основных элементов в структуре движения. • Средний уровень- основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения. • Высокий уровень – т очное воспроизведение движений Список литературы: 1. « С амые маленькие в детском саду» из опыта работы московских педагогов, «Линка- Пресс», 2005г. 2. «Пальчиковые игры для детей» С. О. Ермакова, 2009г. 3. «Забавы для малышей» М. Ю. Картушина, Москва «Творческий центр», 2007г. 4. «Потешки для пальчиков» «Обруч» №5, 2009г. 5. «Озорные пальчики» «Музыкальный руководитель» №8, 2007г.

Оставить комментарий: