Рекомендации родителям по воспитанию волевой готовности к школе
Документы для скачивания
Как подготовить ребенка к школе? Этим вопросом задаются все родители выпускников. Многие родители до сих пор понимают под готовностью к школе умение читать и писать. Это не так. Не менее важна и волевая готовность.
Волевая готовность к школе это умение ребенка управлять своим поведением, умственной деятельностью, быть способным к длительному сосредоточению, преодолению желания отвлечься. Для этого необходим определённый уровень развития произвольности. Произвольное поведение – это сознательно контролируемое поведение, у которого есть намерение и цель.
Низкий уровень развития произвольности проявляется в том, что ребёнок не способен долго слушать учителя на уроках, выполнять задания; работать по правилу; работать по образцу; соблюдать дисциплину.
Для развития волевой готовность у ребенка соблюдайте следующие рекомендации:
Приучайте детей выполнять словесные указания:
- Давайте ребенку разные поручения по дому, формулируйте их четко и кратко. Приучайте запоминать с одного раза.
- Периодически давайте ребенку поручения-задания с отсрочкой их выполнения (сегодня на завтра, утром на вечер). Не напоминайте до тех пор, пока не наступит обусловленное время. При невыполнении не ускоряйте, а предложите новое и объясните его важность.
- Периодически предлагайте ребенку сделать определенные конструкции из кубиков, мозаики, пластилина и т.п. Например: построй трехэтажный дом с тремя подъездами; построй трехэтажное здание с тремя подъездами, с пятью окнами на каждом этаже; построй трехэтажное здание с тремя подъездами, с пятью окнами на каждом этаже и гаражами для машин во дворе. Аналогичные задания на рисунках: нарисуй два дома, по бокам деревья, а между домами клумбу.
- Играйте с детьми в игры с правилами (настольные, подвижные, ролевые). Приучайте детей строго соблюдать правила игры; объясните, что если ребенок не будет придерживаться правил, тогда игра разрушится.
- Приучайте преодолевать встречающиеся трудности своими силами.
- Если у ребенка что-то не получается, не спешите ему помочь. Предложите самому разобраться, что сделано неправильно или неудачно, и попросите повторить попытку. Не разрешайте оставлять незаконченными дела.
- Привлекайте ребенка к совместным со взрослыми домашним работам, посильным для ребенка (например: убрать квартиру, приготовить салаты и пр.). Если ребенок чего-то не умеет — не выполняйте вместо него, а покажите и добейтесь, чтобы он сделал сам, хотя-бы и неудачно.
- Приучайте ребенка ежедневно придерживаться принятого в семье распорядка; класть каждую вещь на свое место, убирать на место игрушки и книги.
- Воспитывайте организованность и внимательность.
- Прежде чем начать любое дело (игру, рисование, уборку и пр.), ребенок должен представить и сказать, что для этого понадобится. Приготовить все необходимое и расположить на столе в том порядке, который наиболее удобен для работы. Не разрешайте ребенку начинать какие-то занятия, не приготовившись к ним.
- Учите укладываться в отведенное для работы время: поставьте часы, покажите, сколько можно сделать за 5 минут или за 10 (элементы рисунка, одеться и пр.).
- Приучайте заботиться об исполнении своих замыслов или принятых поручений. До выполнения задания спрашивайте, что он будет делать (какую постройку, какой рисунок, узор и пр.). По окончании — получилось ли то, что он задумал.
- Приучайте ребенка сосредоточиться на том, чем он занят, не отвлекаться в процессе любой деятельности. Не прерывайте его занятий, в случае необходимости — объясняйте, а не приказывайте.