a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия

Опубликовано: 2016-02-19 12:42:45

Документы для скачивания

Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия Д ети старшего дошкольного возраста уже могут произносить практически все звуки( их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков) . Но педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их( с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р) . Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие? Фонематический слух- это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: " коза- коса" , " дом- том" , " бочка- почка" . Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух. Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? » Старшие дошкольники способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки  С и  Ц,   С и  Ш,   Ш  и   Ж  и другие. Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. Цель приведенных ниже игр и упражнений- развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков( с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р) , правильно выделять во фразах нужные слова. Работу по формированию фонематического восприятия необходимо проводить и с детьми младшего возраста. В таких играх, как « Тихо- громко », «Театр настроений» формируют интонационную сторону речи. Игры для детей 2- 4 лет основаны на звукоподражании. «Как ребенок плачет? ААА. Как волк воет? УУУ. Как водичка бежит? ССС». Можно поиграть с детьми младшего возраста в такую игру: вы показываете картинку с символом звука( змея, комар, жук) , а дети воспроизводят необходимый звук( змея – Ш, комар- З, жук- Ж) . Еще одна игра для самых маленьких: «Песенка»- показываем карточки- символы гласных звуков – А, О, У, И в разном порядке, дети поют песенку. ПОЙМАЙ ЗВУК Игра на выделение звука на фоне слова. Задание: дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук( например[ c] - “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”) . ОХОТНИКИ Цель: развитие фонематического восприятия. Описание игры: взрослый предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят( чтобы «не вспугнуть звук») : положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться»( сесть прямо) , услышав нужный звук в ряду других звуков. КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ? Взрослый произносит три- четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук" ш" . Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи –" ж" ; чайник, ключ, очки –" ч" ; щетка, ящик, щавель –" щ" ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось –" сь" ; коза, замок, зуб –" з" ; зима, зеркало, вазелин –" зь" ; цветок, яйцо, курица –" ц" ; лодка, стул, лампа –" л" ; липа, лес, соль –" ль" ; рыба, ковер, крыло –" р" ; рис, крепость, букварь –" рь" . В зрослый следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.   АЛФАВИТ Задание: играет группа детей, каждому присваивается какая – либо буква алфавита. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать. Игру можно провести выделяя первый или последний звук в слове.   ИГРЫ СО ЗВУКАМИ. 1) Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А( Е, О, Л, В и т. д) . Назови слова, которые заканчиваются на звук А( К, Н, Г) . Назови слова, в которых звук А( Д, В, И) в середине слова. 2) Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. ( Воробей, грач…) Подбери слово, чтобы первый звук был бы  к, а последний –  ш. ( Карандаш, камыш…) Какое получится слово, если к" но" - прибавить один звук? ( Нож, нос…) Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука" м" . ( Мама моет Машу мочалкой. ) Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук" у" . ( Бумага, дудочка, Буратино…)   НАЙДИ КАРТИНКИ 1) Ребенок отбирает из набора картинки на заданный звук или несколько звуков. Звук может стоять в начале слова, в конце, в середине. 2) Нахождение звука в названиях предметов по сюжетной картине. Выигрывает тот, кто больше найдет предметов. Сюжетные картины могут подбираться в соответствии с лексической темой. 3) Игра проводится в виде эстафеты. Дети делятся на 2 команды. Одна команда собирает картинки напрмер со звуком Л, другая со звуком Р. Один игрок может взять одну картинку. Когда все дети возьмут по картинке, они поворачиваются друг к другу и называют картинки, выделяя голосом свой звук. Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее соберет картинки.   ВОЛШЕБНИКИ Задание: " Сейчас мы будем превращать одно слово в другое. Я назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: кит- кот. Слова для изменения: дом, сон, сок, пил, мел. Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет. Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.   ОПРЕДЕЛИ НА СЛУХ САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова.  Строитель, каменщик, дом, стекольщик.     ГУСЕНИЦА Ребенок выкладывает из деталей гусеницу. Количество деталей берет столько, сколько звуков в заданном слове. Затем он вытаскивает из двух карточек( на одной изображена голова гусеницы, на другой хвост) одну и называет первый звук в слове или последний в зависимости от картинки.   ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА. Взрослый произносит слова, близкие по звучанию: кошк а- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Нужно следит ь за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.   ИСПРАВЬ ОШИБКИ Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползет зеленый лук С длинными усами( жук) . Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной! »( звери) . Эй, не стойте слишком близко. Я тигренок, а не миска( киска) . Тает снег, течет ручей, На ветвях полно врачей( грачей) . Ехал дядя без жилета, Заплатил он штраф за это( билета) . Сели в ложку и айда! Покатили вдоль пруда( лодку) . Мама с бочками пошла По дороге вдоль села( дочками) . На поляне весной Вырос зуб молодой( дуб) . На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву( лес) . На глазах у детворы Крысу красят маляры( крышу) . Я рубашку сшила шишке, Я сошью ему штанишки( мишке) . Встало солнце, уходит прочь Темная длинная дочь( ночь) . Фруктов в корзине не счесть: Яблоки, груши, бараны есть( бананы) . В реке живет мак, Его не поймаю никак( рак) . Чтоб пообедать, взял Алешка В правую руку левую ножку( ложку) . На пароходе повар – док Приготовил вкусный сок( кок) . Очень ласковый был Он хозяйку лизнул в лоб( кот) . Рогатый дол По дороге шел( вол) . Школьник кончил строчку И поставил бочку( точку) . Тащил мышонок в норку Огромную хлебную горку( корку) . У печки с удочкой сижу От рыбы глаз я не свожу( речки) . Русская красавица Своей козою славится( косой) . Усатый кит сидит на печке, Выбрав теплое местечко( кот) . На поляне лесной Вырос зуб молодой( дуб) . Под березами, где тень Притаился старый день( пень) .   ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО Описание игры: взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Например выставляется предметная картинк а с изображением вагона. Взрослый произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон. . .   УМНЫЕ КАРТОЧКИ Дети на карточке с предметными картинками находят изображения, в названиях которых есть заданный звук, и накрывают их жетонами. РЕГУЛИРОВЩИКИ Дети работают с сигнальными карточками. Определяют, какой звук они слышат: гласный( красный цвет) или согласный, твердый( синий цвет) или мягкий( зеленый цвет) , глухой( без колокольчика) или звонкий( с колокольчиком) . КОРЗИНОЧКИ Игры на выделение звука на фоне слова. На наборном полотне выставляются предметные картинки фруктов или овощей, ягод, грибов, цветов, продуктов и т. п. ( в соответствии с лексической темой) . Дети раскладывают картинки по корзинкам: в синею, если заданный звук звучит твердо, в зеленую, если звук мягкий, в красную, если заданного звука в слове нет. Можно распределить картинки по первому или последнему звуку в слове – твердый, мягкий, гласный. ЖИВЫЕ ЗВУКИ Вызывается группа детей по количеству звуков в слове. Им раздаются звуковые символы в соответствии со звуковой схемой заданного слова. «Было у нас слово каша( пир) , но звуки живые, они все разбежались, д авайте соберем их опять в слово » Дети строятся в нужном порядке, чтобы схема подходила к слову. Затем детям можно предложить придумать новые слова, к которым бы подходила данная схема.   ТЕЛЕГРАФ Цель: обучение слоговому анализу слов. «Сейчас мы поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете их по телеграфу передавать в другой город». Слова произносятся по слогам, сопровождаются хлопками. Затем дети сами придумывают слова, которые надо передавать по телеграфу. «А сейчас я вам передам слова по телеграфу- отстучу, не называя их. А вы должны придумать, какие это могут быть слова». Дети придумывают слова с заданным количеством слогов.  НАСТОЛЬНОПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ В мире звуков – дифференциация похожих по звучанию слов, выделение первого и последнего звука. Логопедическое лото – определение позиции звуков. Читаем сами – отбор картинок на звуки, подбор звуковых схем. Готов ли ты к школе – сборник тестовых заданий. Звонкий – глухой – определение характеристики звуков. Логопедическая ромашка – дифференциация звуков. Десять гласных подружек – работа с глас н ыми звуками. Мои первые буквы – выделение первого звука в слове. Прочитай по первым буквам – выделение первого звука в слове. Путешествие от А до Я – выделение первого звука в слове. И много других игр.

Оставить комментарий: