"Основные закономерности семейного воспитания"
Документы для скачивания
Семья – о сновной институт воспроизводства и социальности подрастающего поколения. Начиная проводить работу с семьей, необходимо знать типологию семьи: традиционная семья и современная семья. Каждая семья для общества несет ту или иную функцию. Функции семьи: Репродуктивная Воспитательная Хозяйственно – бытовая Экономическая Первично – социального контроля Духовная Социально – статусная Досуговая Эмоциональная Индивидуальная Сексуальная. В. Б. Голофаст выдели еще и функции современной семьи отдельно: общественные и индивидуальные. Функции семьи связаны с потребностями общества и личности. Для работы с семье педагогу так – же необходимо учитывать, что в коллективе могут попадаться благополучные семьи и семьи группы риска. Благополучные: Материально обеспеченная Полная Благоприятный эмоциональный и нравственный климат Высокая педагогическая культура Семьи с группой риска: С дефицитом воспитательных ресурсов Асоциальная семья( аморальный образ жизни) Конфликтная семья Нравственно – неблагополучная семья В воспитании детей родители допускают ошибки, которые необходимо так – же увидеть педагогу для того, чтобы правильно спланировать свою деятельность. Авторитарность Попустительство Гиперопека Гиперсоциальность Инверсия родительских ролей. Для индивидуальной работы с родителями предлагаю учитывать типологию мам и пап. Типы мам по А. Я. Варга: Спокойная Тревожная Тоскливая Уверенная Типы пап по А. И. Баркан: Папа- мама Мама – папа «Карабас – Барабас » «Крепкий орешек» «Попрыгунья стрекоза» «Добрый молодец» «Не рыба – не мясо» Проведя индивидуальную работу с родителями и детьми, небольшие опросники( по письменному согласию родителей) , можно выяснить. Какую позицию в семье занимает воспитанник: Педагогически оправданная Заласканное детство Равнодушное детство Задавленное детство. Направления работы с семьей в условиях МБДОУ: Изучение потребностей родителей в образовательных услугах для перспективного развития учреждения( анкетирование, опросники) . Просвещение родителей с целью правовой и педагогической культуры. Вовлечение родителей в образовательный процесс. Изучение и обобщение опыта воспитания родителей их детей. Культурно – досуговая деятельность Физкультурно – оздоровительная работа Консультативно – правовая работа с семьей Коррекционно – педагогическая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии. В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: единый подход к процессу воспитания ребёнка; открытость дошкольного учреждения для родителей; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу; дифференцированный подход к каждой семье; равно ответственность родителей и педагогов. На сегодняшний день в М ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей: - с семьями воспитанников; - с будущими родителями. Задачи: формирование психолог о- педагогических знаний родителей; приобщение родителей к участию в жизни ДОУ; оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей; изучение и пропаганда лучшего семейного опыта. Система взаимодействия с родителями включает: ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ; ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; участие в составлении планов: спортивных и культурно- массовых мероприятий, работы родительского комитета целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах; обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах- практикумах, консультациях и открытых занятиях. Самое главное для успеха ребенка – это уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило. Необходимо вовремя увидеть возникшие проблемы у сына или дочери, знать о них. Взрослый может не только разобраться в возникшей ситуации, расширить репертуар образцов поведения, подсказать как лучше поступить, но и поддержать эмоционально, успокоит, поможет справиться со страхом, обидой и т. д. Организовать занятия и игры на развитие мелкой моторики, внимания, памяти. Учить ребенка взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Правильно отстаивать свою точку зрения, не бояться этого делать, но и не проявлять при этом агрессивность. Конечно – же, необходимо помогать малышу своевременно «сбрасывать» напряжение, давать выход своим эмоциям, удовлетворять его двигательные и интеллектуальные потребности. Ваше участие поможет сформировать у ребенка позитивное отношение к самому себе, так необходимое для успешной адаптации в обществе( коллективе) . В настоящее время достаточно много методик и методов работы с семьей и детьми, которые могут применять сами родители: игровая терапия, сказкотерапия, песочная терапия, телесно – ориентированная терапия, арт – терапия. известно, что все дети любят сказки, но у родителей не всегда находится время почитать или рассказать своему ребенку сказку. Тем не менее, с помощью сказки достаточно легко объяснить ребенку какие – либо образцы поведения, присвоив их сказочным персонажам, или решить какую – либо проблему, развив события в сказке желаемым образом. Любимые сказочные герои отражают модель жизненного поведения, засевшую еще в детском подсознании и находящую отражение во взрослой жизни.