Проект "Заботливые родители"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №31 "Дюймовочка".
Выполнила: Мацковская Ирина Василовна, Воспитатель МБДОУ д/с №31 «Дюймовочка», г. Зеленогорск.
Название проекта: «Заботливые родители».
Актуальность: дефицит внимания взрослых (родителей) к деятельности и развитию ребенка в детском саду и дома.
Цель: создание условий для привлечения родителей (законных представителей) к сотрудничеству для обеспечения полноценного развития личности детей в ДОУ.
Задачи: - расширить знания родителей о возрастных этапах развития ребенка.
- способствовать совместному сотрудничеству родителей и детского сада через игровую деятельность (проведение игр, праздников, походов, консультаций).
- формировать доброжелательные взаимоотношения между взрослыми (родитель – воспитатель, родитель - родитель), а также между взрослыми и ребенком (воспитатель – ребенок; родитель – ребенок).
- способствовать развитию интереса к совместной игровой деятельности родителей и ребенка.
Участники проекта: Воспитатели, дети, родители 1 младшей группы «Муравьишки» МБДОУ д/с №31 «Дюймовочка», музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, психолог.
Сроки реализации проекта: 1 учебный год (сентябрь 2015г - июнь 2016г).
Этапы проекта:
1) подготовительный этап: изучение методической литературы по работе с родителями. Изучение методической литературы по игровой деятельности.
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.
Игра решает следующие развивающие, воспитательные и образовательные задачи:
- Развитие познавательной деятельности ребёнка;
● Развитие эмоционально - волевой сферы;
● Обогащение представлений об окружающем мире;
● Формирование коммуникативных навыков;
● Формирование культурного поведения;
● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
● Преодоление страхов и отрицательных эмоций.
Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психологического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства, успешный переход к обучению в школе.
Этот процесс отличается личностно-ориентированным способом взаимодействия участников. Его цель: организация нового культурно-образовательного пространства, где главной ценностью является личность ребенка и благополучная семья.
Для ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребёнка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи.
В результате изучения методической литературы возникают проблемы включения родителей в образовательную сферу ребенка, в том числе совместную игровую деятельность.
Согласно ФГОС система образования обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьи и повышает компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Осуществление этого требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, перехода к качественно новому содержанию образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать решению следующих задач: выработке общей стратегии действий по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
В связи с этим актуализируется процесс поиска новых подходов к работе дошкольного учреждения с семьей и соответствующих форм деятельности, направленных на развитие личности ребенка, успешное введение его в новый социум.
На основании изученной литературы было проведено анкетирование родителей. В результате анкетирования выяснилось, что 30% родителей к сотрудничеству с детским садом готовы, 10% - настроены негативно, 60% - относятся с нерешительностью и настороженностью к совместной деятельности. После обработки результатов пришла к выводу о необходимости привлечения родителей к совместному сотрудничеству, через участие взрослых в игровой и образовательной деятельности детей.
Формы и методы работы:
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- занятия с участием родителей;
-выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- совместные походы;
- дни добрых дел;
- дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке досугов, и проведении праздников;
- совместное создание предметно - развивающей среды;
- утренние приветствия;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями;
- родительские гостиные.
2) основной этап
Название мероприятия |
Участники |
Период реализации |
Анкетирование родителей и обработка результатов |
Воспитатель, родители |
сентябрь |
Консультация на тему: «Особенности развития детей 3-4 лет» |
Воспитатель, родители |
сентябрь |
Проведение мастер – класса с родителями «Игровая деятельность с детьми» |
родители, психолог, воспитатель |
сентябрь |
Выставка букетов «Осенняя фантазия» |
Родители, дети |
сентябрь |
Фотовыставка «Детские улыбки» |
Родители, воспитатель |
Сентябрь 2015- август 2016 |
Выпуск стенгазеты «Наш МУРАЛАШ» (фотографии группы) |
воспитатель |
сентябрь |
Проведение праздника «День матери», чаепитие |
Воспитатель, музыкальный руков., дети, родители |
октябрь |
Выставка «Моя любимая сказка» |
Родители, воспитатель |
октябрь |
Консультация на тему: «Маленькие почемучки» |
Родители, воспитатель |
октябрь |
Открытое занятие по художественно – эстетической деятельности (рисование) |
Воспитатель, дети, родители |
ноябрь |
Оформление масок и костюмов в театральном уголке группы |
Родители, воспитатель |
ноябрь |
Оформлению участка постройками из снега и льда по сюжету сказки «Теремок» |
Родители, дети, воспитатель |
декабрь |
Разучивание песен и стихов к Новогоднему утреннику |
Родители, дети, Воспитатель, музык. руководитель |
декабрь |
Проведение мастер – класса по изготовлению игрушек из бросового материала (родители совместно с детьми), участие в выставке Новогодних игрушек |
Родители, дети, воспитатель |
декабрь |
Открытое занятие в бассейне |
Родители, дети, Инструктор по плаванию |
январь |
|
|
|
Проведение «Зимних забав» - совместных подвижных игр на природе |
дети, родители, воспитатель, инструктор по физкультуре |
январь |
Консультация на тему: «Закаливающие процедуры» |
Воспитатель, родители |
февраль |
Разучивание стихов и песен к празднику «23 Февраля». Проведение праздника для мальчиков, пап и дедушек |
Родители, дети, Воспитатель, музык. руководитель, инструктор по физ-ре |
февраль |
Открытое занятие по познавательной деятельности (математика) |
Воспитатель, Родители, дети |
февраль |
Проведение квеста «Широкая масленица» |
дети, родители, воспитатель, специалисты |
март |
Разучивание стихов и песен к празднику «8 марта». Проведение праздника для девочек, мам и бабушек |
Родители, дети, Воспитатель, музык. руководитель |
март |
Консультация на тему: «Детские Капризы» |
Воспитатель, родители |
март |
Открытое занятие по Речевому развитию |
Родители, дети, воспитатель |
апрель |
Консультация на тему: «Безопасность на дороге» |
Воспитатель, родители |
апрель |
Открытое занятие по музыке |
Родители, дети, Воспитатель, музык. руководитель, |
апрель |
Консультация на тему: «Чтение книг детям»
|
Воспитатель, родители |
май |
Инсценировка сказки «Муха – Цокотуха» |
Дети, воспитатель |
май |
Открытое занятие по художественно – эстетической деятельности (рисование) |
Родители, дети, воспитатель |
май |
Открытое занятие по физкультуре |
дети, родители, инструктор по физкультуре |
май |
Привлечение родителей и детей к оформлению участка к летнему периоду |
Родители, дети, воспитатель |
май |
3) заключительный этап.
- Проведение квеста «Здравствуй, лето!» (дети, родители, воспитатель, специалисты) (июнь).
- Проведение анкетирования родителей (отзывы и дальнейшие пожелания) о сотрудничестве с детским садом.
Ожидаемый результат: активное участие наибольшего количества взрослых (родителей) к деятельности и развитию ребенка в детском саду и дома.
Благодаря сотрудничеству родители стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны.
Риски проекта: неготовность и настороженность родителей к совместному сотрудничеству с детским садом.
Ресурсное обеспечение: медали, грамоты, сладкие призы, оборудование для проведения игр и открытых занятий.
Список литературы:
- Л.В. КОЗЛОВА “Работа ДОУ с семьей”.
- Журналы “Дошкольное воспитание”, “Обруч”.
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка.- М.: Воронеж, 1997.- 216с.
- Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2000.- №1.- с.88-93.
- Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003.- 230с.
- Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту.- М., 2000.
- Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – 1989.- №3.- с.16-37.
- Флэйк – Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.- М.: , 1998.