Педагогическая технологич развивающих игр БП Никитина
Документы для скачивания
Педагогическ ая т ехнологи я развивающих игр Б. П. Никитина. Современные игровые технологии в ДОУ отводят ребенку роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Игровые технологии в ДОУ позволяют воспитателю развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований. Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Важной особенностью современных игровых технологий, которые воспитатель использует в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. Говоря о современных игровых технологиях, следует особенно отметить технологию развивающих игр Б. П. Никитина, состоящую из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Педагогическая технология развивающих игр( Б. П. Никитина) направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста; она создает условия для опережающего развития способностей детей. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно- трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора- механика и т. д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами « Угадайка », таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п. , и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. д етей дошкольного возраста; она создает условия для опережающего развития способностей детей. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух- трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания. О собенности методики Б. П. Никитина Педагог предоставляет максимальную степень свободы ребенку. Организует предметную среду, оснащенную развивающими играми, привлекает внимание ребенка к играм посредствам собственной игровой деятельности. В процессе игры ребенка взрослый выступает в роли «консультанта». Полностью исключается подсказка взрослого ребенку. Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым. Если ребенок не справляется с заданием, значит взрослый переоценил его способности, необходимо начать игру через несколько дней с более легких заданий. Взрослым создается ситуация непринужденного общения по поводу заданий, предлагаемых в игре. Для маленьких детей взрослый оживляет пару сказок, дает имена узорам, людям, придумывает, фантазирует, пока ребенка не начнет привлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач. Методы и приемы технологии развивающих игр: Игровые методы: - вхождение в воображаемую ситуацию, образное оживление игровой ситуации, - принятие роли и выполнение действии в соответствии с принятой ролью, - выполнение практических действий по получению необходимой информации. Диалогические методы: - беседа, - «вопросы – ответы», - формулировка выводов. Методы обучения: - показ способа действия( после выполнения задания) , - проблемная ситуация, - упражнение. Проанализировав особенности методики развивающих игр( Б. П. Никитина) , можно сказать, что она в полной мере соответствует основным характеристикам развивающего обучения, а именно: - под развивающим обучением понимается новый, активно- деятельностный способ( тип) обучения, идущий на смену объяснительно- иллюстративному способу( типу) ( в развивающих играх ребенок сам активно действует) ; - развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума( в развивающих играх ребенок всегда опирается на свои реальные возможности) ; - в развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности( в развивающих играх ребенок всегда преодолевает свои возможности –« метод «ледокола») ; - в развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности( в развивающих играх ребенок самостоятельно ставит цель, выбирает средства, контролирует результат своей игровой деятельности) ; - развивающее обучение направлено на развитие целостной совокупности качеств личности( в развивающих играх формируются знания, умения, навыки; способы умственных действий; самоуправляющие механизмы личности; эмоционально- нравственная сфера; деятельностн о- практическая сфера ребенка) ; - развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка( в развивающих играх ребенок всегда возвращается к уже «освоенному», затем снова преодолевает трудности) . Таким образом, педагогическую технологию развивающих игр( Б. П. Никитина) в полной мере можно считать соответствующей основным характеристикам развивающего обучения.