Семинар
Документы для скачивания
Отдел образования администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 385 ул. Газетная, 48 тел: 295 – 83 – 32 Семинар – практикум « Развитие познавательного интереса детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности ». ( Всё о мыле и мыльной пене) составила воспитатель 1 квалификационной категории Васильева Е. В. Екатеринбург – 201 6 г. Оглавление. Часть №1 ……………………………………………………………… ……… …. . Введение………………………………………………………………… ……… …. 1. История возникновения метода проектов в педагогике……………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1. Виды проектов………………………………………………………… ……… …. . . 4. Структура проекта……………………………………………………… ……… …. 5. Заключение ……………………………………………………………… ……………………………………………… ……. . 6. . Часть №2 Развитие познавательного интереса детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством эксп ериментальной деятельности…… …8. Проект «Все о мыле и мыльной пене»………………………………………… …. . 9. Литерат ура…………………………………………………………………………. 10. Приложение №1………………………………………………… ……………… …11. Приложен ие №2………………………………………………………………… …14. Приложение №3( Фотоотчет) …………………………………………………… 16. Часть №1. Введение. Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно- образовательном процессе работы с дошкольниками. В основе метода проектов лежит: развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. Но не будем забегать столь далеко, обра тимся вначале к истории возникновения метода проектирования. История возникновения метода проектов в педагогике. Метод проектов возник еще в 20- е гг. прошлого столетия в США, Его называли также методом проб лем и связывали с идеями гуманистического направ ления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. В основе мето да — идея о направленности учебно- познавательной деятельности детей на результат, который по лучается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний резуль тат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоя нием ребёнка, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов под руко водством С. Т. Шацкого внедряла его в образователь ную практику. Педагоги 20- х гг. прошлого века считали, что ме тод проектов вносит разнообразие в учебную деятель ность, стимулирует к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует вос питанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков планирования и организации, распределения сил и средств и т. д. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится инте грированным компонентом разработанной и струк турированной системы образования. Но суть ее оста ется прежней — стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владе ние конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое при менение полученных знаний. 2000 год можно смело назвать началом применения проектной деятельности и метода проектов в отечественных дошкольных образовательных учреждениях. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные многими отечественными педагогами и психологами( А. И. Савенковым, А. Данюковой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Б. В. Хозиевым и Е. Евдокимовой и др. ) . Проектная деятельность является достаточно новым направлением работы дошкольных учреждений. Эта проблема еще не достаточно хорошо изучена. В настоящее время описан опыт работы по реализации исследовательских проектов младшими школьниками и старшими дошкольниками А. И. Савенковым( 2000) , старшими дошкольниками под руководством А. Данюковой( 2001) . Внедрение экологических проектов дошкольниками рассматривают С. Н. Николаева и Н. А. Рыжова( 2002) . Проект как форму продуктивной деятельности старших дошкольников и младших школьников изучает Б. В. Хозиев( 2002) . Использованием проектной деятельности как формы организации познания детей дошкольного возраста занимается Евдокимова Е. ( 2003) . Коллектив педагогов ДОУ № 000 г. Москвы успешно применяет метод проектов в деятельности дошкольного учреждения( 2003) . В современном информационном обществе ме тод проектов становится особенно актуальным. В по следние годы в отечественном образовании наблюда ется возросший интерес к этой форме организации обучения. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумы вать способы их осуществления и многое другое вхо дит в содержание проекта. Неслучайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования — способность проектировать. Сегодня метод проектов широко используете в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы воспитанниками и их родителями. Подведем итоги! Так что же такое метод проектов? Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы( технологию) , которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практиче ским результатом, оформленным тем или иным об разом( проф. Е. С. Полат) . Это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последователь ности для достижения поставленной задачи — реше ния проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельно го приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность ис следовательских, поисковых, проблемных мет одов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познава тельных навыков детей, умений самостоятельно кон струировать свои знания, ориентироваться в инфор мационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Умение пользоваться методом проектов — по казатель высокой квалификации педагога, его про грессивной методики обучения и развития детей. Не даром эти технологии относят к технологиям XXI в. , которые основаны на умении адаптироваться к стре мительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Виды проектов. Рассмотрев предисторию возникновения метода проектов в педагогике, обратимся к существующим видам проектов. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: Условно все существующие виды проектной деятельности можно разделить на три группы: по целевой установке, по количеству участников проекта, по срокам реализации. По целевой установке: И сследовательски- т ворческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; Р олево- игровые ( с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблемы) ; Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные герои или выдуманные персонажи. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все- таки является ролевая. Игровая позиция включает как мировоззренческий аспект развития ребенка, так и свойства его личности. Дети с игровой позицией способны на шутливо- доброе обыгрыван ие различных реальных ситуаций, они выдумщики и фантазеры, создают доброжелательную веселую атмосферу. Такая атмосфера свидетельствует об эмоциональном благополучии детей и способствует формированию и развитию оптимистического мировоззрения. И нформационно- практико- ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы( оформление и дизайн группы, витражи и др. ) ; Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Данный тип проектов требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах( корректировка, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта) . Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкая, т. е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младше го возраста, используются ролевые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др. Значимы и другие виды проектов, в том числе: По количеству участников проекта: комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин! », «Эхо столетий», « Книжкина неделя»; межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»; творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»; групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия »; индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»; исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье». По срокам реализации: · краткосрочными ( одно или несколько занятий) ; · средней продолжительности ( «Я и моя семья в течение полугода) ; · долгосрочные ( например, «Творчество Пушкина»- на учебный год) . Структура проекта. 1 этап – этап подготовки проекта. Задачи и содержание деятельности на данном этапе едины для всех педагогов, независимо от выбранной темы. На этапе подготовки педагоги детского сада: - определяют задачи, которые они будут решать с детьми, родителями, для самообразования, разрабатывают модель взаимодействия всех участников проекта; - определяют прогнозируемый результат; обсуждают проект с родителями; выясняют возможности, средства, необходимые для реализации проекта; - определяют содержание деятельности всех участников проекта. 2 этап – этап практической реализации проекта. На данном этапе педагоги планируют содержание деятельности для всех участников проекта. Составляют перспективные планы, конспекты занятий, сценарии праздников, планируют детские исследовательские проекты, организуют выставки, конкурсы и т. д. , определяют итоговое мероприятие. 3 этап – заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее. На данном этапе педагоги подводят итоги работы и составляют прогноз и перспективы на будущее. 4 этап – презентация и защита проектов Это может быть тематический или итоговый педсовет, конкурс, представление материалов на выставку в методкабинет МДОУ, аттестация и т. д. Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду. в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск; обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность( при поддержки педагога) , сотворчество ребят и взрослых; развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков. Заключение. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества. Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении: 1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. 2. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. 3. Происходит смена стиль общения взрослого с ребенком. 4. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками. Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собствен ный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога. Ведущий: Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Сегодня хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод. Наше обще ние пройдет в форме экспериментальной деятельности" Всё о мыле и мыльной пене» · Часть №2. Развитие познавательного интереса детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности. В ФГОС дано описание планируемых результатов ребенка, поступающего в школу: « любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире( мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире) ; задает вопросы взрослому, любит экспериментировать, способен самостоятельно действовать( в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности) ». В связи с этим важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая представляется не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Особенности возраста позволяют ставить вопрос об обучении дошкольников средствами познания окружающего мира, одним из которых является познавательный интерес. Интерес, вычленяя, информацию из общего потока, выделяя предмет или явления, делает его значимым для ребенка. Причины интеллектуальной пассивности, встречающиеся у детей, часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов детей. Вместе с тем, будучи не в состоянии сравниться с самым простым учебным заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводиться в практическую плоскость или в игру. Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его, измерить, разобрать с целью познания его свойств, внутренних связей и отношений. Перечисленным особенностям исследовательской деятельности соответствует детское экспериментирование с предметами или явлениями, как эффективный метод развития познавательной активности. Для того чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, необходимо создать соответствующие условия, а также использовать приемы, вызывающие у детей ощущение собственного роста. При организации детского экспериментирования необходимо учитывать следующие особенности руководства со стороны взрослого: - воспитатель – равноправный партнер, руководит так, чтобы у детей сохранилось чувство самостоятельности; - необходимо постоянно стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь получить их самостоятельно; - в процессе работы поощрять детей, ищущих собственные способы решения задач; - при формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутых ответов; - при анализе и фиксировании полученных результатов важно помнить, что непредусмотренный результат не является не правильным. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. « Все о мыльной пене »( Знакомим детей младшего и среднего дошкольного возраста со свойствами мыла) Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться. Работая с детьми раннего возраста, большое внимание мы уделяем сенсорным и моторным играм, делая акцент на знакомство детей со свойствами различных веществ. Сенсорные игры дают ребенку опыт экспериментальной деятельности с такими природными материалами, как песок, глина, вода и др. Данные игры способствуют развитию сенсорной системы ребёнка: зрения, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т. е. воспринимать окружающий предметный мир. Решение задач сенсорного развития, овладения навыками экспериментальной деятельности осуществляется в проектной деятельности, с октября 2015 по февраль 2016 года». Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельностью, был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – пеной. Тема проекта соответствует возрастным особенностям, имеющимся опытом, сформированным знаниям и умениям детей первой младшей группы детского сада. Большое удовольствие детям среднего возраста приносят игры с мыльной пеной – это нравится всем без искл ючения малышам. Педагог помогае т ребёнку почувствовать разнообразие тактильные ощущения при игре с пышной пеной. Показывают, какие интересные образы можно создать из пены. Игры с пеной помогают детям поближе познакомиться с белым цветом, учат действовать самостоятельно в экспериментальной деятельности, накапливать практический опыт. Цель: развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, воображение и фантазию, творческое мышление, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности. Задачи проекта: Развивать наглядно- образное мышление, речь, внимание, моторику, координацию движений; Формировать представления о свойствах пены: «белая», «воздушная», «легкая». При реализации проекта использовались наглядные, практические и словесные методы: показ воспитателя, вопросы, беседа, самостоятельное выполнение детьми опыта, игры с пеной, как наиболее соответствующие цели проекта и возрастным особенностям детей данного возраста. Значимость данного проекта определяется потребностью развития личности в деятельности, а также непосредственным участием ребёнка в проводимых опытах. Вид проекта: долгосрочный. Срок реализации: в течени и года. Участники проекта: - воспитатель; - воспитанники средней группы. Дети являются полноправными участниками проекта – принимают активное участие в проводимых играх- экспериментах. Для реализации проекта были проведены, а также планируются следующие игры- опыты: «Знакомство с пеной», «Мыльные пузыри», «Купаем куклу Дашу», «Стираем платочки», «Игры с пеной», «Рисуем пеной по зеркалу», «Разложи пену по формочкам», «Пенящие волны». Результатом проекта « Все о мыльной пене» является: формирование у детей элементарных навыков поисковой деятель ности, знаний о воды, мыла и пены. Литература: Е. В. Баранова в помощь воспитателям и родителям «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома»- г. Ярославль: Академия развития, 2009 г. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011. – 128 с. Дыбина О. В. , Рахманова Н. П. , Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ П од ред. О. В. Дыбиной. – 2- е изд. испр. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с. ( Ребенок в мире поиска) . Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественн о- научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. –( Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ») . Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. – М. : ЗАО «РОСМЭН –П РЕСС», 2007. – 200 с. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. / Автор – составитель: Зубкова Н. М. – СПб. : Речь, 2006. – 64 с. Уокер ДЖ. Мир вокруг нас от А до Я/ Пер с англ. С. Э. Шафрановского. – М. : ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2005. – 128 с. Приложение №1. Опыт № 1«Знакомство с пеной» Цель: познакомить детей со свойством пены: «воздушная», «легкая», «белая», развивать познавательную активность и любознательность. Оборудование: ёмкость для воды, мыло. Ход проведения: Педагог говорит о том, что перед приёмом пищи нам надо помыть руки мылом, намыливает руки мылом до появления пены( показ детям) . Говорит о том, что у неё на руках белые «перчатки» и предлагает детям тоже намылить руки. Дети намыливают руки мылом до появления пены. Проговаривают: «Моем, моем, моем – чисто, чисто, чисто, Будут ручки чисты, чисты, чисты». Дети наблюдают за тем, что на ручках у них белая, воздушная и легкая пена. Смывают её водой и вытирают руки полотенцем. Опыт № 2 «Мыльные пузыри» Цель: развивать восприятие величины, умение сравнивать, тактильные ощущения, речевое дыхание, эмоциональное восприятие, закреплять представление детей о свойствах пены: «воздушная», «легкая». Оборудование: мыльные пузыри. Ход проведения: Педагог предлагает малышам пускать мыльные пузыри, ловить их, смотреть, как они летят и лопаются. Отмечает что они, лёгкие, воздушные, летят, куда подуешь. «Открываем колпачки, Выдуваем пузыри, Вот – какие посмотри! Все они воздушные И очень непослушные! Как бы нам их поймать – На ладошке подержать! » Опыт №3 «Купаем куклу Дашу» Цель: развитие предметных действий, экспериментальной деятельности в игре. Оборудование: ванночка для куклы, кукла, мыло, полотенце, губка Ход проведения: Педагог говорит о том, что в гости к ребятам пришла кукла Даша и у неё испачканы лицо и ручки. Предлагает помыть её, дети активно участвуют: наливают воду в ванночку, намыливают мылом губку и моют кукле лицо, ручки и т. д. Опыт №4 «Стираем платочки» Цель: развитие тактильных ощущений, координации движений. Оборудование: ёмкость, платочки, мыло. Ход проведения Педагог показывает детям платочки и говорит о том, что они испачканы, ребята говорят о том, что их надо постирать. В ёмкость с водой складывают платочки и берут мыло, начинают намыливать платочки и стирать их. Образовывается пена от мыла и дети стирают платочки и замечают, что они стали чистыми. Развешивают платочки на верёвке. Опыт № 5 «Игра с пеной» Цель: развитие воображения и фантазии, наблюдательности. Оборудование: мыло, ёмкость для воды, венчик. Ход проведения: Педагог в ёмкости с водой венчиком взбивает пену, и каждый ребенок берёт пену на ладошку и пробует из неё что- нибудь из нее слепить. Педагог предлагает в пышной белой массе пальчиком сделать дырочки – глазки, нарисовать ротик или носик. Из пены так же можно совместно слепить айсберги, сугробы снега и белые облака. Опыт № 6 «Рисуем пеной по зеркалу» Цель: развивать творческое мышление. Оборудование: ёмкость для воды, мыло, кисточки или губка. Ход проведения: Педагог предлагает детям рисовать пеной прямо на стекле, для этого могут подойти и маленькие пальчики малышей, кисточки и губки. Рассмотреть рисунки малышей, у кого что получилось. Опыт № 7«Разложи пену по формочкам» Цель: развивать тактильные ощущения, осязательные чувства. Оборудование: ложка или совочек, стаканчики, мыльница и разные ёмкости. Ход проведения: Педагог, взбив пену, расставляет на столе стаканчики, кружки, мыльницы и другие ёмкости. Показывает ребятам, что пену можно разложить в разные формы с помощью совочка или ложки. Дети с удовольствием приступают к экспериментированию. Опыт № 8 «Пенящие волны» Цель: развивать познавательную активность и любознательность. Оборудование: губка, мыльница, два таза( один с водой, второй с пеной) . Ход проведения: Малыши наблюдают за тем, как педагог взбивает пену и обращают внимание на то, что какая она лёгкая, шуршит, издаёт шипящие звуки. Педагог предлагает детям пустить в плавание по пенящимся волнам губки и мыльницы, затем то же самое проделать в тазу с водой, сравнить, как они себя будут вести. Дети наблюдают за тем, в каком случае легче плыть: просто по воде или по поверхности густой пены. Педагог просит, чтобы малыши подули на свои лодочки. Малыши убеждаются в том, что не так- то просто лодочкам двигаться по поверхности из пены. Опыт № 9 «Ах какая пенка! » Цель: развивать самостоятельную экспериментальную деятельность, любознательность и познавательную активность. Оборудование: венчики по количеству детей, ёмкости с водой Ход проведения: Педагог показывает малышам, как можно взбить пену венчиком и предлагает самим сделать пену. При необходимости педагог помогает детям справиться с экспериментом. Приложение №2. Художественное слово о мыле. * * * Мыла мышка мылом нос Мыла уши, мыла хвост. Мыла так, что стала белой. И от счастья мыло съела. * * * Мыло серо, да моет бело. * * * Кирпичик розовый, душистый, Потри его – сам станешь чистый. * * * Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь, А что я такое – скорей догадайтесь! И знайте – большая была бы беда, Когда бы не я, да вода! Мыльные пузыри Тихо шепчется с ветлой Старая берёза. Ходит по двору с метлой Дедушка Серёжа. - Дед Серёжа, посмотри, Мы пускаем пузыри! Видишь, в каждом пузыре- По малиновой заре, По берёзе, по ветле, По Серёже, по метле. Ты смотри, смотри, смотри: Полетели пузыри- Красный, жёлтый, голубо й- Выбирай себе любой! Е. Благинина* * * Лиловая тучка плавится В огне румяной зари. Из мыльной пены мне нравится П ускать в саду пузыри. Блестят — золотые, цветистые, Один за другим скользит … К олышутся клены ветвистые, Пичуга в листьях свистит. Из влажной зеленой хоромины Д ивится веселый снегирь, Увидев, что с легкой соломинки Слетает мыльный пузырь. Без крыльев ввысь поднимается, Стремясь в неведомый край … Н о чуть взлетит — усмехается: «Сейчас я лопну! Прощай! . . » Тётушка Фло К огда у старушки, У тётушки Фло, Бывает порой На душе тяжело, Когда поясница Болит у неё, Цветы засыхают, Не сохнет бельё, Когда на дворе Моросит без конца, Когда расшатались Ступеньки крыльца, И лопнул на полке С мукою пакет, И моль обглодала Приличный жакет, И клумбу попортил Соседский петух, И нету всё лето Спасенья от мух, В духовке опять Пригорает пирог И письма от внуков Приходят не в срок … Когда заплатить За квартиру пора, Когда на чулке Появилась дыра, Когда просто так Нападает Хандра- На кухню уныло Уходит она, И в мисочке мыло Разводит она, И дует, собрав свой Ослабленный дух. И первый пузырь, Невесомый, как пух, И радужный, будто Цветное стекло, Растёт на соломинке Тётушки Фло … Л етят и летят Пузырьки к потолку, С собою уносят Хандру и тоску, Парят, и танцуют, И вьются вокруг; И тётушка вскочит, Закружится вдруг И, вспомнив, Что дел ещё Невпроворот, Вприпрыжку помчится Полоть огород! Джеймс Ривз* * * Мыльный пузырь Мыльный пузырь Оторвался от трубки, Вот он поплыл, Наподобие шлюпки, Влево, налево, левее. . . потом Через балко н- И пропал за углом. Я запустил Этот шарик недаро м- Вырастет он, Станет радужным шаром. Я прикреплю к нему С низу гондолу И полечу Потихонечку в школу. Роман Сэф