Мастер-класс для родителей "Обучение звуковому анализу слова в домашних условиях"
Документы для скачивания
Цель мастер – класса:
- сформировать представления родителей о методах и приемах работы;
- научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.
Содержание
1. Актуальность проведения мастер - класса по подготовке детей к обучению грамоте.
2.Теоретическая часть:
- характеристика звуков.
3. Практическая часть:
- игры и упражнения.
- звуковой анализ слова.
4. Итог.
1. Актуальность проведения мастер - класса по подготовке детей к обучению грамоте. Теоретическая часть.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести «мастер – класс» по подготовке детей к обучению грамоте. Проведение данного «мастер – класса» считаем необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться к коррекционному процессу в детском саду и помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.
Обучения детей грамоте в детском саду начинается с того, что детей знакомят сначала со звуками родного языка. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до неспособности определить количество, последовательнос
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); определение количества звуков в слове; определение места звука в слове.
2. Теоретическая часть:
Уважаемые родители, вспомните, чем звуки отличаются от букв?
Звук – мы слышим и произносим.
Буквы мы пишем и читаем.
А какие бывают звуки?
Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. (гласные можно пропеть на мотив любой песенки)
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими.
Когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Чтобы определить твердость- мягкость обратите внимание на губы:
При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются, а при произнесении согласного звука мы «как будто сердимся».
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
3. Практическая часть:
Давайте с Вами поиграем.
1.Игра «Светофорчики» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Я буду называть звук, а Вы поднимите соответствующий светофорчик.
Я назову слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный.
2.Игра «Покажи картинку на определённый звук» (умение слышать звук в начале слова).
Я буду называть звуки, а Вы отбирать соответствующую картинку.
3.Игра «Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова).
4.Игра «Место звука в слове». По схеме укажите место звука в слове.
|
|
|
Как проводится звуковой анализ слова?
Давайте рассмотрим звуковой анализ слова ДОМ.
Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству звуков в слове.
Уважаемые родители, Вам нужно:
1.Определить последовательнос
2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный, твердый или мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик, согласный твердый – синий квадратик.
- Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)
- Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д])
- Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, звонкий, твёрдый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (Синим квадратиком).
- Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О])
- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
- Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).
- Звук [М] какой? (Звук [М] – согласный, звонкий, твердый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (Синим квадратиком).
- Сколько гласных звуков в слове? (Один).
- Сколько согласных звуков в слове? (Два).
4. Итог:
У кого какие вопросы, дорогие родители?
Воспитатель отвечает на вопросы родителей и выслушивает их мнения по поводу проведённого занятия-практику
Список литературы:
1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006. – 160 с. + цв. вкл. 48 с.
2.Миронова Н.М. «Планы – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
3.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 704 с.
4.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002 . – 240 с.
5.Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия».