Позновательно-игровое занятие с использованием музыкально-ритмических движений и театральной деятельности в подготовительной группе
Документы для скачивания
Позновательно- игровое занятие с использованием музыкально- ритмических движений и театральной деятельности в подготовительной группе Программное содержание. Углубить знания детей о жизни птиц и зверей в зимнее время года. Познакомить детей с новой птицей- клестом, его внешним видом, повадками, особенностями. Развивать логическое мышление, учить делать выводы и умозаключения, подводить детей к обобщению. Тренировать дыхательную мускулатуру. Активизировать в речи детей слова" клест”, " аромат”, " зимующие”. Показать детям красоту зимнего леса и его обитателей, используя различные художественные средства: музыку, ритмику, поэзию, театрально- игровые действия. Материал к занятию. Музыкальный зал оформлен в виде лесной опушки: везде расставлены искусственные елочки, дерево с прикрепленным к нему фигурками птиц, белок; " заснеженные” веточки; пеньки, " сугробы”, медвежья" берлога”, домик зайцев; " снежинки”, крошки пенопласта, разложенные на полу; мягкие игрушки( белочка, медведь, зайцы) . Запись фрагмента" Зима” из альбома" Времена года” П. И. Чайковского. Дидактические игрушки медведь, белка, заяц. Ноты к песням. Костюм Зимы для взрослого. Занятие проводит воспитатель группы и музыкальный руководитель. Предварительная работа. Знакомство с жизнью диких животных в зимнее время. Чтение рассказов В. Бианки" Белкина сушильня”, " Лесная газета”, Т. Г. Скребицкого" Зимние гости”; " Почему зайцы снега ждут” по П. Сонину, рассматривание иллюстраций, заучивание загадок, кормление птиц на участке, наблюдение за птицами. Разучивание песен. Ход занятия Дети под музыку входят в музыкальный зал. Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть красивую сказочную зиму? Сейчас мы отправимся на прогулку в сказочный лес, в настоящее зимнее царство. Там мы будем встречать разных птиц и зверей, давайте возьмем для них угощение. Вы готовы зайти в сказочный лес? ( Из зала доносится музыка) Это нас зимняя вьюга закружила в сказочный лес. ( Танец импровизация" Вьюга”) Вы только посмотрите по сторонам! Чародейкою зимою Околдован лес стоит, И под снежной бахромою Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит. Чуден русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. ( Дети подходят к" заснеженному” дереву, к которому прикреплены фигурки зимующих птиц – снегирь, клест) Каких зимующих птиц вы знаете? Почему их так называют? ( Потому что прилетают к нам с первым снегом) Проводится логоритмическое упражнение на стихотворение Н. Нищевой" Снегири”. " Вот на ветках, посмотри ( дети четыре раза хлопают по бокам) , В красных майках снегири ( по четыре наклона головы) Распустили перышки, Греются на солнышке ( на первое слово- частые потряхивания руками, на второе – хлопок по бокам) Головой вертят, Улететь хотят! ( по два поворота головы на каждую строку. ) Но птицы! Как холодно в воздухе им! Поможем ли мы Беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить, И тогда им будет легко. Пережить холода( Угостить птиц- дети достают из сумочек зерна, семечки и кладут в кормушку) А вот похожая на снегиря Красногрудка – это птица клест Клест- это небольшая птица. Окраска оперение у клеста оранжево- красное, крылья и хвост буро- черные, самка- зеленовато – желтая. Клюв: надклювье и подклювье изогнутые и перекрещивающиеся между собой, таким клювом удобно щелкать орешки. Клест – птица, которая выводит птенцов зимой. Эти птицы строят теплое гнездо для птенцов на деревьях. А вот у снегиря толстый, короткий клюв. Расклевывает ягоды рябины и ест зернышки, расклевывает семена клена, липы. Она малоподвижная, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается. Продолжим наше путешествие по сказочному лесу. Воспитатель: Хотите встретиться с хозяйкой этого царства? Послушайте музыку и отгадайте. ( " Зима”" Времена года” Чайковского) ( Из ледяного домика выходит Зима и приветствует детей) Зима: Тишина в моем царстве, и какой морозный замечательный воздух вы чувствуете дети? ( Дыхательное упражнение" Аромат” Е. Макшанцевой, вместо цветка используются бумажные снежинки) Воспитатель: Смотрите дети, какие красивые снежинки летают в воздухе. Поймаю я одну снежинку и понюхаю. ( Не спеша нюхает" снежинки”) Ах! Аромат! Аромат! Дивный аромат! Чудесный аромат! ( Игра: Назови красивые слова о снежинке: ажурные, серебристые, нежные, холодные, легкие, белые) Воспитатель: Какой снег зимой? Чем пахнет в зимнем лесу? ( Воздух пахнет свежестью, чистотой, прохладой) предлагает детям понюхать" снежинку” и произнести хором" А- ро- мат! ” 2- 3 раза) Зима: Не слышно в моем лесу веселого щебетания птиц, не часто можно встретить на тропинке лесных зверей. Сейчас уже холодно. Но до этого всю осень звери трудились. Вы знаете, что они делали? Дети: делали запасы, утепляли себе норки, меняли шубки. Воспитатель: Хотите, дети посмотреть, как зимуют звери? Все вместе подходят к первому" сугробу”- берлоге медведя. Воспитатель: Кто там, в шубе меховой Спит холодною зимой? Он большой, но вот беда Лапу в рот кладет всегда! ( Медведь) Зима: Ребята, как вы думаете, мы можем мишку разбудить? Дети: Нет, нет, не надо. Зимой медведи впадают в спячку, и тревожить их нельзя. Почему нельзя? Игра" Медведь” Воспитатель: Дети, когда медведь выйдет из спячки весной, он будет голодный совсем без сил. Давайте оставим ему угощенье. Пусть порадуется нашему сюрпризу. ( Дети оставляют бочонок меда в берлоге медведя) Теперь давайте споем для нашей Зимушки песню. ( Садятся на" пенечки”) . " Почему медведь зимой спит”( муз. П. Книппера, слова А. Коваленкова) . Воспитатель: Идемте к следующему сугробу. Маленький домик стоит на полянке. Живет в нем зайчата, с ней детки – зайки. Стало в домике тихо, зайки засыпают. Мама их, зайчиха, песню напевает( Воспитатель берет в руки игрушку – зайчиха) Баю, баю, баиньки, Засыпайте заиньки. Птички, не летайте Спать нам не мешайте. Зима: Убаюкала мама- зайчиха своих деток. А скажите, дети, как готовятся зайцы к зимовке? Дети: Зайчики к зиме меняют шубку, она становится белой. Белый цвет не заметен на снегу, и зайцам легче скрыться от хищников: волков и лис. Воспитатель: А впадают ли зайцы в зимнюю спячку. Дети: Нет, они зимой не спят! Мы сейчас покажем, чем зайцы зимой занимаются. ( Инсценировка песни Зайка”) Что ему в этом помогает? Что помогает ему выдержать холода? Как он спасается от врагов? Воспитатель: Чем питаются зайцы зимой? Делают ли они запасы пищи? ( Зайцы не делают запасов, а питаются корой деревьев, выкапывают корешки растений, сухую траву из- под снега) Тогда давайте отдадим наше угощение зайчихе. Она покормит своих деток, когда те проснуться. ( Дети отдают угощение( морковку) . Зима: ( указывает на белочку, сидящую на елке) Что за маленький зверек? Вверх- вниз по елке скок да скок. Дети: Белка. Воспитатель: А вы знаете, где у белочки домик? ( В дупле на дереве) . Зима: А что она делала осенью, чтобы подготовиться к зиме? Все припасы белка хранит в своем дупле? Кто знает, что ей помогает прыгать с ветки на ветку и не промахнуться? Воспитатель: Зимушка, ты ведь волшебница, преврати на время наших детей в белочек, и все увидишь сама. ( Зима машет волшебной палочкой и превращает детей в белок, надевая на них шапочки) . ( Песня" Белочки”) Воспитатель: А теперь давайте дети угостим нашу белочку. Что мы принесли для нее? ( Сушеные грибы, орешки, шишки) . Что- то холодно стало, мороз крепчает, метель дорожки заметает. Зима: Ну, что совсем я вас заморозила? Воспитатель: А мы не боимся холода, мы умеем греться. ( Массажная игра" Зимняя разогревалочка ”) Если замерзают руки, Начинаем их тереть, Быстро мы сумеем руки, Как на печке разогреть. ( Дети растирают одну ладонь о другую) Сначала ладошки, Совсем как ледышки, Потом как лягушки, Потом как подушки. ( Дети растирают ладони все быстрее и быстрее) Согрелись ладошки, Горят и взаправду, А не понарошку. Я горю, как от огня, Вот, потрогайте меня! ( Дети вытягивают вперед раскрытые ладони) Зима: Вот спасибо вам ребята, побывали вы со мной в лесу, накормили всех зверей! А теперь честно мне скажите, нравится ли вам зимой? Дети: Да! ( Что нам нравится зимой) Зима: Весело вам зимой в лесу. Но слышите, ветер засвистел, значит, пурга начинается и скоро все тропинки заметет снегом! Пора вам домой. Я вас провожу. ( Зима провожает через сугробы до домика, а затем прощается) Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Где мы были, дети? Что видели? С какой новой птицей познакомились? Кто что узнал нового? Понравилось ли вам наше путешествие?