a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Экспериментальная деятельность старших дошкольников»

Опубликовано: 2016-02-26 07:59:28

Документы для скачивания

Консультация для родителей « Экспериментальная деятельность старших дошкольников» Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску – одна из основных задач воспитания в детском саду. В центре развития- ребенок исследователь, экспериментатор. Важно предоставить детям возможность освоения не только знаний, но и средств их добывания. Освоение свойств и отношений предметов – сложный процесс, в основе которого лежит соотношение чувственного и логического познания. На первых ступенях развития дети выделяют все многообразие свойств, которым обладает предмет. Чем богаче опыт познания предметного мира, больше объем представлений о свойствах и отношениях, тем легче ребенку перейти на более высокие ступени- освоить обобщение, научиться упорядочивать, группировать и классифицировать по свойствам. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования. В своей практике мы отметили, что освоение различных свойств и отношений у детей происходит неравномерно. Часть свойств( цвет, размер, форма) осваивается детьми достаточно полно. Другие свойства осваиваются недостаточно глубоко, дети затрудняются в определении сенсорных эталонов, «смешивают» объемы представлений. Например, неверно употребляют термины – «большой» вместо тяжелый, «мягкий» вместо легкий. Наглядность, образность модели, возможность практических действий повышают интерес детей к заданиям, вызывают желание экспериментировать. В нашей группе мы открыли лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами. Это дает возможность: - работать с детьми малыми группами по интересам; - использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей; - не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений( испачкаешься, прольешь) . Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю: по 25 минут. Во время занятия проводятся один – два эксперимента. Структура проведения игры – экспериментирования: - постановка, формулирование проблемы( познавательной задачи) ; - выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; - подведение итогов, вывод; - фиксация результатов; - вопросы детей. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы: - внешние стимулы( новизна, необычность объекта) ; - тайна, сюрприз; - мотив помощи; - познавательный мотив( почему так) ; - ситуация выбора. После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов. Мы не всегда торопимся с ответами, а способствуем тому, чтобы вместе с детьми найти их. Для детей создаются « Рассуждалки » на различные темы. В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Важно воспитать у детей смелость и способность действовать самостоятельно при встрече с тем или иным препятствием. Уметь оценить правильность выполнения задания и также самостоятельно исправить ошибки. Взрослый не осуществляет прямого обучения, способного затормозить или отрицательно повлиять на самостоятельность ребенка в выборе методов и способов выполнения заданий. Поэтому каждое правильное решение ребенок осознает как свою «победу». А все задания, которые вызывают затруднения, разрешаются в беседе в виде диалога взрослого с ребенком, в неназидательной подсказке взрослого. Необходимо активизировать детей, чтобы «интерес ребенка мог забегать вперед». Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствуют развитию активной, самостоятельной, творческой личности

Оставить комментарий: