Коллекция упражнений и творческих задач
Творческие задания, направленные на развитие ладового чувства
Задание №1 Сочинить «птичьи песенки» или иные звуковые сигналы на усвоенных ступенях лада. Рекомендации. Учащимся дается установка на воплощение характерных черт того или иного образа (например: кукушки, сигнала пожарной машины).
Задание №2 Сочинить мелодию имени. Рекомендации: Каждый ученик к своему имени подбирает мелодию.
Задание №3 Игра «Музыкальная сказка» Рекомендации: Ученикам дается задание придумать интонации, звуки. Например: «Что я слышал в лесу?» Или героев сказок, с которыми можно встретиться во время музыкального « путешествия».
Задание №4 На данный учителем небольшой текст песни, которую ученики не знают, придумать мелодию. Рекомендации: После этого необходимо показать, как песня звучит у композитора.
Задание №5 Передать интонацией разные чувства: грусть, радость, покой. Рекомендации: По желанию ученик может петь со словами, которые он придумал.
Задание №6 Придумать варианты последовательности движения одних и тех же ступеней. Передать различные интонации: восходящие, нисходящие, вопросительные, утвердительные. Рекомендации: Учитель дает задание на использование определенных ступеней: один ученик исполнил вопросительную на 1 и 3 ступенях, другой исполняет утвердительную интонацию, построенную на 3 и 1 ступенях.
Задание №7 Сочинить выразительные фразы ( в характере марша, польки, вальса, колыбельной) в заданном ладу. Рекомендации: Это задание можно проводить в форме игры «Угадайка». Детям показывают карточки с изображением, например, марширующих солдатиков, танцующих пар, или девочки, убаюкивающей куклу. Одному ученику предлагают выбрать карточку и сочинить мело-дию. Дети определяют какую карточку взял «автор».
Творческие задания, направленные на развитие ритмического чувства.
Задание № 1.
Придумать слова в заданном ритме.
Например: П І П І - У во-рот о-го-род.
Задание № 2.
Сочинить ритмический ответ на вопрос.
Упражнение-игра «Вопрос-ответ»
Вариант 1. Ученики делятся на пары, в которых один начинает хлопать, а другой продолжает.
Вариант 2. Один ученик прохлопает ритмический рисунок, а другой простучит его, наоборот, от конца к началу.
Например: учитель: І П І І ученик: І І П І.
Творческие задания, направленные на развитие художественно- образных представлений.
Задание №1
Дети слушают музыку, не зная произведения. После слушания учитель задает вопрос: « Кто может движениями изобразить героев произведения?» и после «Кого изображает эта музыка?» Рекомендации: Такое задание можно проводить в форме игры «Пантомима». Дети слушают отрывок музыкальной пьесы. Каждый представляет свои образы, картины, сюжеты. Желающий выходит к доске и мимикой изображает то, что он услышал в музыке. Остальные ученики отгадывают. Потом все обговаривают, чем сочиненный образ близок к музыкальному. (Можно использовать музыкальный материал, например: К.Сен-Санс « Карнавал животных», Кабалевский «Три подружки»).
Задание №2
Игра « Хорошее настроение» Ход игры: перед слушанием музыки детям раздают синие и желтые фишки. Дети слушают музыку. Затем учитель просит детей подумать, как изменилось настроение. У кого настроение улучшилось - поднимает желтые фишки, у кого ухудшилось - синие. После этого ученики рассказывают, что они чувствовали, какие эмоции пережили.
Задание №3 Игра «Художник» Ход игры: после звучания музыкального произведения дети по очереди рассказывают, какими цветами они нарисовали бы картину к музыке. Можно использовать яркие фигуры разных цветов и формы. Под музыку дети рисуют картины этими фигурками. После чего дети объясняют свой выбор.
Задание №4
Вариант 1. Исполняется музыкальное произведение. Дети слушают и составляют мини – сочинение на тему: « О чем рассказывает музыка?».
Вариант№2. Детям показывают картинки с четырьмя временами года. Под музыку определяют, какому времени года соответствует.