a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Познавательно-исследовательская деятельность " Воздух вокруг нас" с детьми 5-6 лет

Автор: Иконникова Елена Викторовна Опубликовано: 2016-02-28 09:44:29

Документы для скачивания

Тема: «Воздух вокруг нас»   Наименование интегрированной деятельности:   познавательно- игровая. Интеграция образовательных областей:   ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Социально – коммуникативное развитие». Цель:   развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе. Задачи: 1. Задачи ОО «Познавательное развитие»: - формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей; - развивать процесс познавательно- исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижений результата; - познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; - закрепить представление детей о свойствах воздуха( невидим, бесцветен, не имеет запаха, легче воды, есть в окружающей обстановке и внутри человека) ; о способах обнаружения. 2. Задачи ОО « Речевое развитие »: - развивать умение поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения. - р азвивать свободное общение со взрослыми и детьми; - развивать компоненты устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи; - практическое овладение воспитанниками нормами речи; - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей; - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. 3. Задачи ОО «Физическое развитие»: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. 4. Задачи ОО «Социально – коммуникативное развитие»- продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнера. Методы и приёмы: - словесные( беседа, ответы на вопросы, загадывание загадок, чтение стихотворения) ; - игровые( игровые ситуации, сюрпризные моменты) ; - наглядные( демонстрация опытов и экспериментов) ; - практические( самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность) . Материалы и оборудование: Дидактический наглядный материал: Демонстрационный:   посылка, воздушный шар, игрушк а- Слонёнок, карточки схемы с описанием опытов и свойствами воздуха. Раздаточный:   ёмкости с водой, салфетки, трубочки- соломинки, веера из бумаги, капсулы от киндер – сюрпризов пустые и с различными запахами( лимон, чеснок, кофе, зубная паста, ванилин и т. д. ) , зубочистки, целлофановые пакеты воздушные шары, « светофорчики »- пособия для демонстрации своего решения, набор перьев. Предварительная работа: - занятия детей в мини- лаборатории, опыты с водой; - заучивание отрывка из произведения А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»( «Ветер, ветер, ты могуч…») , - рассматривание иллюстраций «Дела ветра», картин об охране чистоты воздуха; - беседа «Как воздух надо охранять», беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека; наблюдения на прогулке за ветром. Формы организации совместной деятельности:   Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности Вид деятельности ОО «Познавательное развитие»: познавательно- игровая Разновидность:   игра – эксперимент, исследование. Создается игровая ситуация: дети отправляются в научную лабораторию.   Дети участвуют в проведении экспериментов, в процессе обсуждения( рассуждения) , делают выводы о свойствах воздуха Вид деятельности ОО «Речевое развитие»: коммуникативная Разновидность: информационное взаимодействие, восприятие художественной литературы Общение с воспитателем и детьми в ходе занятия, словарь обогащается новыми понятиями, связанными с физическими и химическими свойствами воздуха.   Отгадывание загадок. Вид деятельности ОО «Физическое развитие»: двигательно- игровая Разновидность:   физкультурные минутки Свободные движения под музыку с одновременным выполнением задания.   Логика образовательной деятельности   № Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты 1. Группа преобразована в «научную лабораторию». 2. Воспитатель: Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем мы занимались в лаборатории? Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей? Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В лаборатории есть всё необходимое для этого. Только сначала нам нужно найти объект для изучения.   Принимают игровую ситуацию. Внимательно слушают, отвечают на вопросы.   Вспоминают, что экспериментировали, проводили различные опыты с водой, воздухом, делали открытия, выводы, узнавали что- то новое. Сформировано умение внимательно слушать; отвечать полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что. . . », «Я считаю что. . . »; развито умение высказываться по предложенной теме из личного опыта, делиться впечатлениями со взрослым и сверстниками. 3. ( В комнату на воздушных шариках залетает слонёнок) . Воспитатель: Р ебята, как же к нам попал слонёнок? На чём он прилетел? Попробуйте отгадать что мы сегодня будем исследовать… Загадка: «Я такой большой, что я есть везде, я такой маленький, что могу пролезть в любую щель».   Воспитатель: «А вы хотите научиться находить воздух, познакомиться с его свойствами? Я приглашаю вас в научную лабораторию для исследования воздуха. Вы готовы? » Воспитатель напоминает правила поведения при проведении опытов: «В лаборатории нужно соблюдать одно важное условие: без разрешения руководителя ничего не трогать руками. Как вы думаете, почему? » Выказывают активное желание принять участие в исследовании свойств воздуха О тгадывают загадку Проявляют речевую активность, отвечают полным предложением сформировано умение аргументировать свой вариант отгадки, свой ответ.   Закреплены правила безопасного поведения при проведении опытов и экспериментов. 4. Опыт 1. ( Поймаем воздух) Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Дети: В пакете ничего нет, он пустой. Воспитатель. : Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?   Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.   Воспитатель. : Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем? Дети: Из пакета выходит воздух. Воспитатель: Развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел. Воспитатель. : Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух? Подводит детей к самостоятельному выводу. Воспитатель предлагает выставить на магнитную доску карточку- схему с выводами по первому эксперименту. Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы Вывод( делают дети) : Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку. У детей сформировано умение выполнять действия по словесному указанию, сформировано умение делать логические выводы и умозаключения. 5. Опыт 2. ( Ветер – это движение воздуха) Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?  - Ребята, нам сегодня пригодится веер, который мы с вами когда- то мастерили.   А теперь помашите веером перед лицом. Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок. Воспитатель: Какой делаем вывод? ( Вывод: когда воздух движется, получается ветер. ) Воспитатель: - Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет с предметами. Возьмите веер и помашите им над пёрышком. Почему пёрышко движется? Устроим настоящий ураган? ( дети машут веерами над цветными пёрышками.   Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться пёрышко. Что показал наш опыт? ( опыт показывает, что ветер – это движение воздуха)   Воспитатель предлагает выставить на магнитную доску карточку- схему с выводами по второму эксперименту. Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы Вывод( делают дети) : когда воздух движется, получается ветер. Ветер – это движение воздуха. 6. Физминутка «Мыльные пузыри »( под музыку) Сначала одни дети надувают мыльные пузыр и- другие ловят, а потом наоборот. Выполняют движения красиво, грациозно. 7. Опыт 3. ( Воздух легче воды) Воспитатель предлагает детям пройти к столам, где стоят баночки с водой Воспитатель:   Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется? Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы Вывод( делают дети) : Пузырьк и- это воздух. Воздух легче воды.   Проявляют речевую активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что. . . », «Я считаю что. . . », активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, 8. Опыт 4. ( Воздух в человеке) Воспитатель: «Чем мы с вами дышим? ( воздухом) . Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? ( воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? » Воспитатель: «А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? » Воспитатель: «Какой вывод можно сделать»? Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы, активно принимают участие в проведении эксперимента. Дети: «Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух». Дети: «Нет, без воздуха человек умрет». Вывод: «Человек не может жить без воздуха». Проявляют речевую и познавательную активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что. . . », «Я считаю что. . . », активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений 9. Опыт 5. ( Воздух можно услышать) Воспитатель: Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? Воспитатель: Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит? Воспитатель: Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы, активно принимают участие в проведении эксперимента. Дети: Он внутри шариков. Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха. Дети: Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук. Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать. Проявляют речевую и Познавательную активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что. . . », «Я считаю что. . . », активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённы х и сложноподчинённых предложений 1 0. Опыт 6( Воздух не имеет запаха) Воспитатель: Мы с вами уже знаем, если воздух чистый, то он не имеет запаха.   Воспитатель: Чем может пахнуть воздух? ( свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д. ) Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться. В капсулах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было. Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы, активно принимают участие в проведении эксперимента. Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. Проявляют речевую и познавательную активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что. . . », «Я считаю что. . . », активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Умеют определять и называть вещества по запаху.   11 Игра «Условные знаки» Воспитатель: С помощью « светофорчиков » мы закрепим то, что узнали сегодня о свойствах воздуха. Я буду говорить утверждения. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны. Воздух окружает нас со всех сторон. Воздух можно услышать. Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов. Человек может жить без воздуха. Ветер – это движение воздуха. Способ обнаружения воздуха- «запереть» воздух, «поймать» в оболочку. Воздух может двигать предметы. Воздух тяжелее воды. Принимают и понимают условия игры. Дети внимательны, у них сформированы и закреплены представления о воздухе, его свойствах. 1 2. Воспитатель: «Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали. Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного». Дети проявляют эмоциональный отклик. Выказывают желание участвовать в дальнейших экспериментах, узнавать новое. Они уверены в своих силах.  

Оставить комментарий: