Родительское собрание на тему "Первый класс или как подготовить ребенка к школе"
Документы для скачивания
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» Родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Первый класс или как подготовить ребенка к школе» Воспитатель: Парахина Ирина Александровна октябрь 2015 – 2016 уч. год ПЛАН подготовки и проведения родительского собрания в подготовительной группе МДОУ «Детский сад №1 п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» на тему: «Первый класс или как подготовить ребенка к школе» Цель: Ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей 6- 7 лет, формирование активной педагогической активности родителей, правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка; создание эмоциональн о- положительного настроя на совместную работу. План проведения собрания: Вступительная часть. Дискуссия. Заключительная часть. Ведущий- воспитатель Парахина Ирина Александровна Обмен опытом по данной проблеме в семейном воспитании. На будущий год Ваш ребенок пойдет в первый класс. Перед родителями встают вопросы: Как подготовить ребенка к школе? Когда начать подготовку? На что нужно обратить внимание, чтобы переход из ДОУ в школу был менее болезненным? Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Однако готовность к школе – это и физическая, и нравственная, и психологическая, и мыслительная готовность к обучению. В школе ученику придется работать на уроке, сосредоточенно заниматься в течение 35 минут. Это нелегко. Посещая уроки в первых классах, видишь с каким трудом адаптируются к школе некоторые первоклассники. ( Неустойчивое внимание, неусидчивость, быстрое утомление) Намного легче преодолеть эту трудность детям, посещающим ДОУ, где они ежедневно занимаются, вырабатывают произвольное внимание, учатся мыслить, говорить, доказывать. С чего начать подготовку к школе? В первую очередь надо начинать с развития речи. Работая над развитием речи ребенка, важно научить его отвечать на вопросы не одним словом, а полным ответом, научить составлять предложения в 2- 3 слова, а затем и связный рассказ в 3- 5 предложе ний. К первому классу ребенок должен определять количество слов в предложении, называть первое, второе, третье слово; выделять звук из слова, давать ему характеристику, соотносить его с печатной буквой. Ребенок должен уметь пересказать прочитанную сказку, рассказ, вести диалог, составлять простой рассказ по картинке, уловить и объяснить смысл прочитанного. Очень важно к началу обучения поставить произношение всех звуков, научить ребенка строить предложения, описывать серию картинок, связывать начало, продолжение и конец рассказа. Взрослые должны следить за темпом и окраской речи ребенка, постоянно следить за правильностью речи( при необходимости исправлять речевые ошибки) , втягивать в разговор даже при чтении, после просмотра кинофильма. Пусть перескажут сюжет, опишут героев, придумают слова с противоположным значением( жарко- холодно, высокий- низкий, широкий – узкий) , слова, сходные по значению( идти- шагать, опрятный- аккуратный) , образуют уменьшительные слова, закончат начатое предложение. Такие упражнения способствуют расширению словарного запаса учащихся. При обучении детей в школе учитель часто опирается на имеющиеся у детей знания, представления о Родине, о труде людей, о животных, о растениях, о космосе, о явлениях природы и т. д. Взрослым нужно постоянно задавать детям вопросы, требующие размышлений. Такие вопросы заставят ребенка внимательнее вглядываться в окружаю- щий мир, сравнивать, анализировать, делать умозаключения. Часто дети сами задают много вопросов. И от того, какие ответы они получают, во многом зависит их интеллекту- альное развитие. Положительное влияние на развитие речи детей оказывают радио и телевидение, однако родители должны контролировать какие передачи смотрит ребенок и сколько времени он проводит у телевизора. И последнее, что касается развития речи. Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок внятно произносил все звуки, т. к. это залог грамотного письма. Если же у ребенка встречаются дефекты речи, его нужно показать логопеду, и как можно скорее устранить эти дефекты. Какими знаниями должен обладать ребенок, чтобы учение было для него радостью? Некоторые родители считают, что если ребенок пришел в школу читающим, то ему будет скучно и неинтересно на уроках. Они сознательно" тормозят” процесс познания. Другие родители занимаются дополнительно, стремясь вооружить знаниями ребенка. Как поступить? Если хотите избавить ребенка от проблем, то нужно научить его читать до школы, т. к. процесс обучения грамоте – сложный. Психологи пришли к мнению, что легче всего добиваются успехов дети, которые обучились чтению до 6 лет. Однако нужно помнить, что обучение должно быть организовано в виде игры, поддерживать интерес и увлеченность в ребенке. Важно, чтобы чтение было плавным, слоговым, без повторов. Нельзя допускать побуквенного чтения. А вот обучать письменному шрифту не стоит, хотя самые большие трудности у детей возникают именно при обучении письму. Чтобы подготовить руку к письму, следует больше лепить, рисовать, штриховать, шить, работать с мелкими деталями конструктора или мозаики. Конечно, ваш ребенок будет пытаться писать ручкой. Важно проследить за тем, какая ручка в руках ребенка( Она должна быть легкой, ровной в месте захвата, иметь ограниченный контур, ниже которого пальцы не должны опускаться) и как он ее держит( при письме ручку держат тремя пальцами: большим – слева, средним поддерживать справа, указательный палец сверху направляет движение ручки, конец ручки" смотрит” в сторону плеча) . Следующий вопрос, на который следует обратить внимание – это правильная посадка детей при письме. Неправильная поза при письме приводит к нарушению осанки, появлению сколиоза. Необходимо соблюдать следующие правила: При занятиях письмом ноги должны иметь опору( стоять на полу или на подставке) ; Туловище нужно удерживать к вертикальном положении, не наваливаться на край стола. Расстояние между краем стола и грудью должно быть не менее 5 см; Голова слегка наклонена к столу. Наклоны в сторону должны немедленно исправляться; Оба предплечья при письме лежат на столе под прямым углом друг к другу, слегка выдаваясь за край косточкой локтевого сустава. Тетрадь следует располагать наклонно( правый угол должен быть выше левого) напротив середины груди, продвигая ее вверх по мере письма. Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг к другу. Родительское влияние в данный момент самое сильное, самое действенное. От родителей зависит многое, т. к. ребенка нужно приучить к самостоятельности, организованности, аккуратности. Именно этих качеств не достает нашим первоклассникам. К примеру, за время перерыва нужно приготовиться к уроку, сходить в туалет, отдохнуть. Звенит звонок, а дети все еще копаются в портфелях, щелкают пеналами. Поэтому все, что посильно ребенку дома, он должен делать сам: заправить кровать, убрать со стола, почистить свою обувь, поесть быстро и аккуратно. Особое внимание нужно обратить на режим дня. Взрослые должны хорошо усвоить, что к режиму дня детей приучают постепенно и настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные моменты, уметь поддерживать порядок в вещах, помогать по хозяйству. Важно развивать такие качества, как самостоятельность и активность, что является важным показателем готовности ребенка к обучению. Учителю хорошо видно, насколько уверенно и легко входят в учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности, и как много проблем утех, кто не умеет делать сам, ждет поддержки и помощи взрослых. Именно поэтому у каждого ребенка должны быть посильные домашние обязанности, выполняя которые ребенок заставляет себя делать то, что кажется трудным и неинтересным. Взрослые должны знать, что именно трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления. Ответственность должна постепенно становиться привычной деятельностью. Это качество определяет готовность ребенка к обучению в школе. Учеба в школе – это ответственность перед семьей, перед самим собой. Адаптация ребенка к школе пройдет быстрее, если у него будут воспитаны навыки общественного поведения: Вежливость, сдержанность, послушание. В возрасте 6- 7 лет ребенок должен внимательно, не перебивая слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, быть предупредительным с товарищами. Если ребенок не умеет считаться с другими людьми, ему будет сложнее установить дружеские отношения с детьми, войти в школьный коллектив. Взрослые должны помнить, что средствами воспитания навыков общественного поведения являются: пример взрослых, справедливая оценка поступков ребенка, постоянные напоминания об общепринятых правилах поведения. Первый год в школе – сложный период. Иногда родители могут спровоцировать" школьный стресс”, желая сиюминутных успехов, не учитывая психологические особенности ребенка. Каковы показатели психологической готовности к школьному обучению? Ребенок имеет твердое желание и первоначальное умение учиться; Он обладает достаточно развитыми познавательными способностями; Умеет общаться и работать в коллективе; Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения товарищами, учителями, взрослыми; Стремится к самосовершенствованию. * * * Готовность к школе – это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний: личностных, интеллектуальных, социально- психологических. личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности. и нтеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление( умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец) , произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно- двигательная координация. социально- психологическая готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы. Многие родители знают, что надо заранее готовить детей к школе, и успешно справляются с этим делом. Главное для ребенка( будущего первоклассника) – быть активным, сообразительным, раскрепощенным. Успешно учиться он может, если будет управлять своим поведением, подчинять свои желания тому, что необходимо сделать. Очень важно умение последовательно и целенаправленно двигаться к поставленной цели. Любознательность, развитое мышление и речь – эти качества также важны, как и умение читать и писать. Их надо развивать в первую очередь. При подготовке к школе нужно расширять представления ребёнка об окружающем мире, учить его видеть причинно- следственные связи: почему происходит смена времён года? от чего растут деревья? как устроен мир, земной шар? почему бывают разные народы? что бы ты сделал, если бы увидел, что кто- то упал на улице и не может стать? какие ты знаешь профессии? для чего человеку голова, уши, нос? чем отличается река от озера? назови друзей Буратино? кто написал сказку о рыбаке и рыбке? и т. д. Это развивает малыша, его любознательность. Дети всегда стремятся задавать как можно больше вопросов о том, что нас окружает, и на эти вопросы нужно отвечать. Ответы на них можно найти в книгах( энциклопедиях, справочниках) . Очень важно, чтобы видел, как родители читают, - это приучает ребёнка слушать, пересказывать прочитанное. Речь ребенка развивается, когда с ним много общаются, обсуждают прочитанное. Так дети приучаются любить книгу. А книга – прекрасный воспитатель. Книга должна быть доступная и интересная. Одну и ту же книгу можно читать много раз, если ребёнок просит, он так развивает память, учится пересказывать. Также нужно обогащать словарный запас. Такие лексические темы как: овощи, фрукты, растения, посуда, мебель, птицы, звери, домашние животные, насекомые, транспорт, жилища животных помогут ребёнку систематизировать свои знания. К пяти годам ребёнок с нормальным речевым развитием практически овладевает с основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит не только простые, но и сложные предложения. Ребёнок должен легко договаривать конец предложения, например: Поезд остановился, потому что……. . . . Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Учить грамоте до школы можно, только надо это делать правильными методами. Прежде чем учить читать, нужно у ребёнка развивать фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие- это способность различать звуки и определять звуковой состав слова. Различать звуки близкие по артикуляционным и акустическим признакам( в словах, например: мол- моль, кума- хурма, том- дом, коза- коса) . Сколько слогов в слове" мак”? Сколько звуков в слове" кот”? Какой звук стоит в начале( конце) слова? Какой гласный звук в середине слова? Если ребёнок затрудняется ответить на эти вопросы, то это указывает на недостаточность развития фонематического восприятия. Очень важно также, чтобы ребёнок чисто и правильно произносил звуки. Все возрастные произношения исчезают у детей к 4- 5 годам. Речь у ребёнка может развиваться полноценно только в том случае, если окружающие будут правильно говорить все слова. Однако в силу разных причин у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают. Чаще всего нарушаются звуки: сонорные- [ р, л] , свистящие- [ с, з, ц] , шипящие- [ ш, ж, ч, щ] . Нарушения произношения проявляются: звук отсутствует: амп а( лампа) ; звук произносится искаженно, то есть заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: вместо нормативного звука[ р] , произносится" горловой”, " боковой”[ р] , или звук[ р] отсутствует; звук заменяется звуком более простым по артикуляции[ л] на[ в] : лампа- вампа; смещение звуков: курица- курича, кричать- крицать. Во многих случаях у детей с нарушением произношения наблюдается снижение фонематического слуха. Это приводит к серьезным проблемам- нарушения чтения и письма. Только при своевременном оказании помощи специалистов у ребёнка наступит улучшение. Также важно соблюдение режима дня. Дети за период посещения в детского сада научились одеваться, пользоваться правильно приборами за столом, в определенное время ложиться спать, завтракать, обедать, ужинать, играть, гулять. Такой же режим дня дети должны соблюдать и в школе. Правильная организация режима дня – основа здоровья, психическое состояние ребёнка, его работоспособность на уроках. Шести- семилетний ребёнок должен спать 11, 5- 12 часов в сутки. Ночной сон помогает усвоить полученные знания. Дневной сон обязателен. С раннего возраста нужно развивать общую и мелкую моторику. Движения пальцев тесно связаны с речевой функцией. Ребёнок должен рисовать, лепить, вырезать из бумаги разные фигуры, конструировать, играть с мозаикой. Только при всестороннем развитии ребёнка можно правильно подготовить ребёнка к школе.