Использование проектно – исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников.
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем дошкольного образования. Наибольшее развитие познавательной активности и расширение познавательных интересов воспитанников происходит в детском экспериментировании и проектной деятельности.
Цель занятий с использованием игрового экспериментирования и собственно исследовательской деятельности – обеспечить детей арсеналом исследовательских действий, расширить их представления о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах и взаимоотношениях.
Что дает ребенку деятельность экспериментирования? Во-первых, у детей формируются реальные представления об окружающем; во-вторых, на основе чувственного опыта развиваются все психические процессы. И, главное, усвоив многообразие способов познания мира, ребенок будет стремиться к экспериментированию, чтобы стать настоящим исследователем и первооткрывателем.
Мощную стимулирующую основу для формирования у дошкольников познавательной мотивации составляет проектная деятельность. Одной из целей является объединение всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).
Включение дошкольников в проектную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми.
Что дает проектная деятельность каждому участнику? Сотрудничество детей происходит в социально значимой ситуации, поэтому у каждого ребенка появляется возможность проявить свои индивидуальные способности и реализовать свои индивидуальные познавательные интересы. У родителей формируется позитивная активная родительская позиция и доверительное отношение к образовательному учреждению, развивается родительская компетентность. Педагогам предоставляется возможность активного и творческого самовыражения.
Расширение познавательного пространства дошкольников открывает перед детьми новые горизонты познания, дает возможность удовлетворить любые познавательные интересы. Расширение кругозора дошкольников, развитие познавательной инициативы и реализация интеллектуального потенциала возможны благодаря тематическим экскурсиям и целевым прогулкам, совместным социально – педагогическим проектам с учреждениями науки и культуры, участию в соревнованиях и конкурсах интеллектуальной направленности.
Индикаторами успешности работы педагогического коллектива по интеллектуальному развитию воспитанников можно считать следующие:
- высокая познавательная активность дошкольников;
- коммуникативная компетентность;
- осознанное обсуждение результатов поисковой и исследовательской деятельности;
- мотивационная готовность к участию в проектной деятельности;
- способность к рефлексии по поводу полученной информации;
- актуализация имеющихся знаний для решения проблемных ситуаций;
- использование полученных знаний и способов действий в жизненных ситуациях.