рабочая программа старшей группы по направлению "физическое развитие"
Документы для скачивания
Физическое развитие Пояснительная записка Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно- игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста. Образовательная область « Физическое развитие» направлена на достижение важнейшей цели –развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков, о сознание уровня ответственности по отношени ю к своему здоровью, воспитание потребности ведения здоровог о образа жизни, первые формируемые предпосылки учеб ной деятельности, обеспечивающие социальную успешность ребенка в будущем. Цель: Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. Задачи: Развивать физические качества: равновесие, гибкость, координацию движений, крупной и мелкой моторики рук; Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; Овладение подвижными играми с правилами; Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; Возрастные особенности детей 5 лет( старшая группа) В физическом развитии у детей 5 лет увеличивается координационные и двигательные способности. Заметно совершенствуется двигательная активность. Появляются скорость, ловкость, новые двигательные навыки. В этот период дети учатся плавать, ходить на лыжах, кататься на роликах и коньках. Развитие опорно- двигательной системы( скелет, суставно- связочный аппарат, мускулатура) ребёнка к 5- 6 годам ещё не завершено. В этом возрасте сила мышц- сгибателей больше силы мышц- разгибателей, что определяет особенности позы ребёнка: голова слегка наклонена вперёд, живот выпячен, ноги согнуты в коленях. Поэтому здесь огромную роль играют занятия физкультурой, которые дают соответствующую нагрузку. Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Необходимо, как можно больше играть с детьми мячом, лепить пластилином, глиной, рисовать и т. д. Сердечно- сосудистая и дыхательная система развивается под влиянием физических нагрузок. Артериальное давление у детей данного возраста ниже, чем у взрослого человека. А физические нагрузки оказывают тренирующее воздействие на сердечно- сосудистую систему; Общаясь друг с другом, дети, как правило, стремятся говорить громко. Поэтому роль взрослых: учить детей разговаривать не напрягая голосовые связки. Костная ткань все еще богата органическими элементами. Это обусловливает большую эластичность скелета и, как в раннем детстве, у дошкольников легко возникают деформации позвоночника при длительном напряжении, подъеме тяжестей, неправильной позе во время занятий за столом. Возможно так же уплощение стоп при ношении обуви, не отвечающей своими размерами и материалами, из которых она изготовлена, требованиям гигиены. В период формирования свода стопы и для его правильного положения необходимо практиковать: хождение детей босиком, выполнение специальных упражнений, массаж, водные процедуры. Для повышения выносливости и сохранения здоровья существенное значение имеет длительное, не менее 3, 5—4, 0 ч. , пребывание детей на воздухе в течение дня, из этого времени 1, 5—2, 0 ч. в период солнечной инсоляции. В таких условиях лучше осуществляется нормальный фосфорно- кальциевый обмен, который влияет на скелет и функциональное состояние мышц спины. Всё выше перечисленное необходимо учитывать при работе с детьми шестилетнего возраста. Система физкультурно- оздоровительной работы в старшей группе Общие требования Создания экологически благоприятных условий в помещении для игр и занятий: Соблюдение санитарных и гигиенических требований. Сквозное проветривание помещений( 3 раза в день в отсутствие детей) Специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющих воздух. Поддерживание температуры воздуха в пределах 20 – 22 градусов. Высокая культура гигиенического обслуживания детей( туалет, кормление, сон, одевание на прогулку) . Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду. Индивидуальный и дифференцированный подход в режимных процессах и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития ребенка. Оптимальный двигательный режим( продолжительность – 4 часа в день) . Организационная двигательная деятельность детей Утренняя гимнастика( ежедневно) , включает в себя коррегирующие упражнения общеразвивающие, упражнения для укрепления мышц спины( профилактика нарушений осанки) упражнения для укрепления стопы, голени( профилактика плоскостопия, плоско- вальгусной стопы) дыхательная гимнастика Упражнения для укрепления мы шц глаз( профилактика близорукос ти) Занятия физкультурой( 2 раза в неделю) по 25 минут. Подвижные игры на первой и второй прогулках( ежедневно) по 25 – 30 минут. Индивидуальные( с малыми подгруппами) занятия с учетом группы здоровья. Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями: Утром – 10 – 15 минут После завтрака – 5 – 7 минут На прогулке 60 минут После сна – 15 минут На второй прогулке – 30 минут Базовая и игровая деятельность – 3 часа 50 минут. Закаливание Умывание и мытье рук прохладной водой перед приемом пищи и после каждого загрязнения рук. Ходьба босиком по ребристым дорожкам и резиновым коврикам( после сна) . Воздушные ванны до и после сна( по 5 – 10 минут) . Оздоровительные прогулки, ежедневно( до 3 – 3, 5 часов) . Одежда по сезону. Календарно- тематическое планирование по курсу «физкультурно- оздоровительная работа » Месяц Дата Тема Совместная деятельность Игры, беседы, чтение Работа с родителями примечание Сентябрь Путешествие в Страну Здоровья* Беседа: «Что такое здоровье? »* Игра с карточками: «Делаем зарядку»* Встреча с мед. с естрой беседа на тему: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»* День здоровья « Путешествие по тропинке здоровья»* Игра: «Волшебное зеркальце»* Рисование на тему: «Из чего я сделан»* Чтение А. Барто «Я расту»* Консультация «Режим дня и его значение»* День семейных рекордов/ празднование дня семьи Октябрь Природа и здоровье* Познавательная минутка: «Кто с закалкой дружит, никогда ни тужит »* Комплекс упражнений на расслабление и напряжение* Беседа: «Как правильно одеваться»* Оздоровительная минутка «Солнышко»* Беседа: «Какое значение имеют наши чувства»* Игра «Найди пару»* Чтение худ. л ит. «Про тебя самого» А. Дорохова»* Библиотека- передвижка по пропаганде ЗОЖ Ноябрь Спорт и здоровье* Беседа на тему: «Зарядка и простуда»* Игра – тренинг «Как движутся части тела»* Игра «рекламный мяч»/ оздоровительная технология «Будь здоров»/ * Познавательная минутка: «Для чего нужна гимнастика для глаз»* Упражнения для глаз «Как помочь глазам отдохнуть»* Беседа с детьми на тему: «Я здоровье берегу сам себе я помогу»* Игра «Жмурки»* Тематическая выставка Декабрь Для чего нужна гимнастика* Познавательная минутка «На зарядку становись»* Игра «Юные спортсмены «Нравственно – эстетические беседы и игры с дошкольниками» Е. А. Алябьева. * Комплекс упражнений «Гимнастика маленьких волшебников»/ « Здоровьесберегающих технологии» И. В. Чупаха/ * Артистические игры на воображение «Объясни без слов»* Игра «Определи где, звонит колокольчик»* Рисование на тему: «Спортивная семья»* Практикум «Дыхательная гимнастика в условиях семьи» Январь Витаминная семья* Познавательная минутка «Правила хорошего питания»* Стихи о полезных продуктах* Игра «Помоги себе сам»* Игра «Узнай по запаху»* Беседа на тему: «Для чего нам нужен нос? »* Педагогические ситуации «Мелочи воспитания» Февраль Мои чувства* Беседа: «Чистота залог здоровья»* Рисование «Цветок чувств»* Совместно с детьми разработать «Правила чистюли»* Чтение книги К. Чуковского « Мойдодыр »* Рисование по теме прочитанных произведений* День здоровья «Здоровом теле – сильные духом» Март Зачем человеку сон* Беседа: «Пришла весна, ребятишкам не до сна»* Игровая ситуация «Что делать если приснился страшный сон? »* П/ игра «День и ночь»* Чтение стихотворения «Сон» С. Маршака. * Чтение книги Г. Юдина «Главное чудо света»* Игровое упражнение «Пойми меня»/ отгадывание по мимике и жестам/ * Беседа: «Для чего человеку сон»* Тематическая встреча: «Активный отдых в выходные дни» Апрель Что такое гигиена* Мини – дискуссия «Полезные и вредные привычки»* Чтение книги « Мойдодыр » К. Чуковского* П/ Игра «»* День здоровья «День спорта и веселых розыгрышей»* Беседа: «Полезные продукты»* Игра путешествие на кухню* Чтение книги Остера «Вредные советы»* «Конкурс веселых гримеров»/ выполненных родителями/ Май Мир, в котором я живу* Познавательная минутка «Лето красное для здоровья прекрасна»* Беседа с детьми на тему «Ты – часть природы»* Игра «станем мы деревьями»/ Стр. 104 Е. А. Алябьев* Беседа: «О чистоте окружающей среды»* Экскурсия: «За здоровьем в чудо- сад» Малая Академ ия* Артистические игры на воображение: «Изобрази растения», «Изобрази человека, который быстро бегал», «Спокойного человека»* Буклеты «Лето как источник здоровья»* День открытых дверей по итогом года Список литературы: Закон «Об образовании» Российской Федерации. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989г. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ П од ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА$ СИНТЕЗ, 2014 г. М. М. Борисова «Малоподвижные и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3- 7 лет». - М. «Мозаика- Синтез», 2014 Т. А. Шорыгина «Спортивные сказки. Беседы с детьми о спорте и здоровье». - М. «Творческий центр Сфера», 2014 Н. Л. Шестернина «Гигиена и здоровье. Тематический словарь в картинках». – М. «Школьная Пресса», 2010 Т. Ю. Амосова «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой » РИПОЛ классик, Москва, 2009г. «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками» Е. А. Алябьева