рабочая программа старшая гр. по направлению " художественно эстет. развитие"
Документы для скачивания
«Художественно- эстетическое развитие» Изобразительная деятельность: Пояснительная записка Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно- образовательной работы и взаимосвязана со всеми другими ее направлениями. Особенно важное значение имеет для развития ребенка занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т. п. Создание изображений в рисовании, лепке, аппликации и формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов( восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др. ) , которые, в свою очередь, развиваются в этихвидах деятельности. На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что- то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Взаимодействие различных видов творчества в их органической взаимосвязи во многом обеспечивает целостность и гармоничность развития личности дошкольника. Именно творчество помогает решить одну из актуальных проблем, стоящих перед педагогами, - развити е эмоциональной сфер ы, что является основой гармоничного развития личности. Цель: формирование начальной художественной компетенции. Задачи: учить рисовать красками, карандашами, фломастерами, использовать различные техники рисования; учить рисовать по представлению и с натуры; учить выстраивать одноплановую композицию; познакомить с народными промыслами, характерными элементами росписи( гжель, хохлома, городец) ; развивать творческое мышление, фантазию, воображение, тонкую моторику рук; воспитывать интерес к творчеству. Возрастные особенности Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз( два, четыре, шесть сгибаний) ; из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу( ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями) ; 2) от художественного образа к природному материалу( ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ) . Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. Дети 5- 6 лет с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Дети могут переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой, поделкой и т. д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. У детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов – к живописи или графике, пластике или дизайну. Происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности. Художественные и эстетические чувства не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания. Учебно- тематический план для старшей группы( дети 5 лет) рассчитан на 72 учебных часа, по 2 часа в неделю. № Тема, месяц Количество часов Всего Теория Практика Мониторинг. 2 2 Предметное рисование 2 2 Сюжетное рисование 8 8 Рисование- фантазирование 2 2 Декоративное рисование 6 6 Рисование по представлению 7 7 Рисование по замыслу 2 2 Дидактическое рисование 5 5 Иллюстрации к детской литературе 2 2 Итого: 36 36 По окончании дети овладеют следующими художественными компетенциями: будут знать: различные цвета и оттенки; характерные особенности народных промыслов. Будут уметь: располагать изображение на всем листе, выстраивать одноплановую композицию; создавать узоры по мотивам народных промыслов. Будут развиты: творческое мышление, фантазия, воображение, тонкая моторика рук. Будет воспитан: интерес к творчеству. Календарно- тематическое планирование по курсу «Изобразительная деятельность» месяц неделя дата Тема задачи Источник информации примечание сентябрь 1 1. «Картинка про лето» 2. «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду» учить отражать в рисунке впечатления полученные летом; рисовать различные деревья, кусты, цветы; закреплять умение располагать изображения на полосе внизу листа и по всему листу; развивать творческую активность. р азвивать эстетическое восприятие, чувство композиции; учить создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья; изображать много «золотых» яблок; закреплять умение рисовать красками. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 35) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 39) 2 1. «Знакомство с акварелью» 2. « Чебурашка » познакомить детей с акварельными красками, и их особенностями: краски разводят водой, цвет пробуется на палитре; учить способам работы акварелью; закреплять умение аккуратно закрашивать изображение. учить детей создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: предавать форму тела, головы и другие характерные особенности; рисовать контур простым карандашом; закреплять умение аккуратно закрашивать изображение Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 36) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 39) 3 1. « Космея » 2. «Что ты больше всего любишь рисовать» р азвивать эстетическое восприятие, чувство цвета; учить передавать характерные особенности цветов космеи: форму лепестков и листьев их цвет; продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. р азвивать изобразительное творчество; учить детей задумывать содержание своего рисунка, анализировать и оценивать свои рисунки и рисунки своих товарищей. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 37) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 41) 4 1. «Укрась платочек ромашками» 2. «Осенний лес» Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину; использовать приемы примакивания, рисования концом кисти; развивать эстетическое восприятие, чувство симметрии, чувство композиции; продолжать учить рисовать красками. учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья; учить по- разному изображать деревья, траву и листья; закреплять приемы работы кистью и красками; формировать умение радоваться красивым рисункам. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 38) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 42) октябрь 1 1. «Идет дождь» 2. «Знакомство с городецкой росписью» учить отражать в рисунке впечатления от окружающей жизни; закреплять умение строить композицию рисунка; учит пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке; упражнять в рисовании простым и цветными карандашами. р азвивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции; продолжать знакомить с городецкой росписью; учить рисовать элементы росписи; упражнять в составлении оттенков цвета. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 43) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 39) 2 1. «Веселые игрушки» 2. «Городецкая роспись» развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей; познакомить с деревянной резной богородской игрушкой; воспитывать интерес к народному творчеству. развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции; продолжать знакомить с городецкой росписью; учить рисовать элементы росписи. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 44) Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 49) 3 1. «Дымковская слобода( деревня) »( коллективная композиция) 2. «Как мы играли в подвижную игру «Медведь и пчелы»» р азвивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции; закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи; закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству; продолжать развивать навыки коллективной работы. продолжать формировать у детей образные представления, воображение; развивать умение создавать сюжетные композиции, определенные содержанием игры; упражнять в разнообразных приемах рисования. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 47) Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 50) 4 1. «Девочка в нарядном платье» 2. «Здравствуй, это- я! » учить детей рисовать фигуру человека; передавать форму платья, форму и расположение частей, продолжать учить рисовать крупно во весь лист, закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами; развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей. закреплять умение детей рисовать фигуру человека; передавать форму и расположение частей, продолжать учить рисовать крупно во весь лист, закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами; развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 48) Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 80) ноябрь 1 1. Создание дидактической игры «Что нам осень принесла». 2. «Моя любимая сказка» закреплять образные представления о дарах осени, продолжать формировать умение рисовать грибы, овощи и фрукты, передавая их форму, цвет, характерные особенности; учить детей создавать дидактическую игру, развивать стремление создавать предметы для игры. учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки, развивать воображение, творчество. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 51) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 57) 2 1. « Автобус украшенный флажками, едет по улице». 2. «Грузовая машина» учить детей изображать отдельные виды транспорта; передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение; учить красиво размещать изображение на листе, рисовать крупно, закреплять умение рисовать карандашами. учить детей изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной и квадратной формы; учить правильно передавать форму каждой части, правильно располагать их при изображении; закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов. . Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 52) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 59) 3 1. «Сказочные домики». 2. «Роспись олешка» учить детей создавать образ сказочного дома, передавать в рисунке его форму, строение, части; закреплять умение рисовать цветными карандашами. учить детей расписывать объемные изделия по мотивам народных декоративных узоров, учить выделять основные элементы узора; закреплять приемы рисования красками; развивать эстетическое восприятие. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 54) Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 60) 4 1. «Закладка для книги». 2. Рисование по замыслу. продолжать обогащать представления детей о народном искусстве; расширять знания о городецкой росписи; обратить внимание детей на яркость, нарядность росписи, составные элементы; учить располагать узор на полосе. Развивать умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца; продолжать учить рисовать акварелью, развивать творчество образные представления. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 56) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 61) декабрь 1 1. «Зима». 2. Рисование по замыслу. учить детей предавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке; закреплять умение рисовать разные дома и деревья; развивать образное восприятие, творчество. учить самостоятельно намечать содержание своего рисунка, выбирать размер бумаги, краски, карандаши; развивать умение выделять интересные рисунки. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 61) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 66) 2 1. «Большие и маленькие ели». 2. «Снежинка». учить располагать изображения на широкой полосе, передавать различия по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение; развивать эстетические чувства. учить рисовать узор на бумаге в форме розеты; располагать узор в соответствии с данной формой, придумывать детали узора по своему желанию, закреплять умение рисовать концом кисти; развивать творчество образные представления. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 63) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 67) 3 1. «Птицы синие и красные». 2. «Наша нарядная елка». учить детей предавать в рисунке поэтический образ, красиво располагать птиц на листе бумаги; закреплять умение рисовать красками; развивать образное восприятие, творчество. учить детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки; развивать образные восприятия, эстетические чувства. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 64) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 69) 4 1. «Городецкая роспись деревянной доски». 2. « Усатый- полосатый ». учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи; учить выделять декоративные элементы росписи, их композиционное расположение, развивать чувство ритма, цвета, композиции. учить детей передавать в рисунке образ котенка; закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками; развивать образное восприятие и воображение. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 65) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 70) январь 1 1. Что мне больше всего понравилось на новогоднем празднике. 2. Как мы играли в подвижную игру «Охотники и зайцы». учить детей отражать впечатления от новогоднего праздника; рисовать один, два и более предметов, объединенных общим содержанием; предавать в рисунке форму, строение, пропорции предметов; развивать воображение, творчество. развивать образные представления детей; закреплять умение создавать в рисунке выразительные образы игры; развивать художественное творчество. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 71) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 76) 2 1. «Дети гуляют зимой на участке». 2. «Городецкая роспись». учить детей передавать в рисунке несложный сюжет; закреплять умение рисовать фигуру человека, передавая форму, пропорции расположение частей, простые движения рук и ног; упражнять в рисовании и закрашивании карандашами. продолжать знакомить детей с городецкой росписью; развивать художественный вкус, учить приемам городецкой росписи, закреплять умение рисовать кистью и красками. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 73) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 74) 3 1. «Нарисуй свое любимое животное». 2. «Элементы орнамента: «крест», «галочка», «елочка»». учить детей предавать в рисунке образы животных; закреплять технические навыки и умения в рисовании. учить детей изображать элементы русского арнамента, ритмично располагать их; учить подбирать цвета и гармонично сочетать их. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 64) 4 1. «Машины нашего города». 2. «Наши гости на новогоднем празднике» учить детей изображать разные автомобили, сельскохозяйственные машины; закреплять умение рисовать предметы и их части прямолинейной формы, предавать пропорции частей, характерные особенности машин, их детали, упражнять в рисовании и закрашивании карандашами. учить детей передавать в лепке впечатления от праздника; закреплять умение лепить людей и разнообразных животных, используя разные приемы лепки; учить передавать в лепке образы гостей на новогоднем празднике. . Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 76) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 75) февраль 1 1. Красивое развесистое дерево. 2. «Золотая хохлома». учить детей создавать в рисунке образ дерева, находить красивое композиционное решение; закреплять умение использовать разный нажим на карандаш; развивать эстетическое восприятие. познакомить с новым видом декоративно- прикладного искусства – хохломой, с его историей, этапами изготовления хохломских изделий, элементами росписи и цветами; учить рисовать элементы хохломской росписи. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 80) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 82) 2 1. «По мотивам хохломской росписи». 2. «Пограничник с собакой». учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травки, плавным движением; закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе; развивать чувство цвета, ритма, композиции. упражнять детей в изображении человека и животного, в передаче характерных особенностей, относительно величины и фигуры частей, закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 82) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 85) 3 1. «Солдат на посту» 2. «Домики трех поросят» учить детей создавать в рисунке образ воина, предавая характерные особенности костюма, позы, оружия; закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно; воспитывать у детей интерес и уважение к Российской армии. учить рисовать картинку по сказке, предавать характерные особенности, закреплять умение удачно располагать изображение на листе бумаги; развивать эстетическое восприятие, образные представления. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 83) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 86) 4 1. «Деревья в инее». 2. «Нарисуй, что интересного произошло в детском саду» развивать эстетическое восприятие; закреплять умение передавать в рисунке красоту природы; развивать умение любоваться созданными изображениями. учить самостоятельно намечать содержание своего рисунка на основе полученных впечатлений, выбирать размер бумаги; развивать умение выделять интересные рисунки. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 83) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 87) март 1 1. «Дети делают зарядку». 2. «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы- ледяная ». учить детей определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, изменение положения рук во время физических упражнений; закреплять приемы рисования и закрашивания карандашами; развивать самостоятельность творчество. продолжать развивать у детей образные представления; формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию; закреплять приемы рисования красками. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 88) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 91) 2 1. «Картинка маме к празднику 8 Марта». 2. Рисование по замыслу. вызвать у детей нарисовать красивую картинку о празднике 8 Марта; закреплять умение изображать фигуры людей, предавая простейшие движения; воспитывать любовь и уважение к маме. учить самостоятельно намечать содержание своего рисунка, выбирать размер бумаги, краски, карандаши; развивать умение выделять интересные рисунки. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 89) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 93) 3 1. «Роспись кувшинчиков» 2. «Знакомство с искусством гжельской росписи» учить детей расписывать изделия, используя цветовую гамму и элементы узора; развивать эстетическое восприятие. познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине- голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи; воспитывать интерес к народному искусству, закреплять умение рисовать акварелью. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 89) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 95) 4 1. Рисование с элементами аппликации «Панно «Красивые цветы»». 2. « Нарисуй какой хочешь узор» развивать эстетическое восприятие; образные представления, творчество, умение использовать усвоенные приемы рисования; продолжать закреплять навыки коллективной работы. учить детей задумывать и самостоятельно выполнять узор в стиле народной росписи, предавая ее колорит, элементы; закреплять умение строить узор, подбирать нужный формат бумаги; воспитывать любовь к народному творчеству Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 90) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 96) апрель 1 1. «Элементы национального узора «ромб»». 2. «Гжельские узоры». учить детей изображать элементы национального узора « ро м б » продолжать знакомить детей с гжельской росписью; развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции; формировать умение рисовать элементы, характерные для гжельской росписи. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 104) 2 1. «Как я с мамой( папой) иду из детского сада домой». 2. Рисование по замыслу «Красивые цветы»( по мотивам народного декоративного искусства) . вызвать у детей желание передать в рисунке радость от встречи с родителями; закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать различия в величине фигуры взрослого и ребенка; вызвать радость от созданного изображения. закреплять представления и знания детей о разных видах народного декоративно- прикладного искусства; учить самостоятельно задумывать красивый, необычный цветок; развивать умение выделять интересные рисунки. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 99) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 105) 3 1. «Роспись петуха» 2. «Дети танцуют на празднике в детском саду» учить детей расписывать вылепленную игрушку по мотивам дымковского орнамента, используя цветовую гамму и элементы узора; развивать эстетическое восприятие. закреплять умение изображать фигуру человека в движении, учить добиваться выразительности образа; закреплять приемы рисования карандашами. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 100) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 105) 4 1. «Спасская башня Кремля» 2. «Пригласительный билет родителям на празднование Дня Победы» учить передавать конструкцию башни, форму и пропорции частей, развивать глазомер, зрительно- двигвтельные координации, упражнять в создании первичного карандашного наброска. закреплять умение детей задумывать содержание своей работы, упражнять в использовании знакомых способов работы ножницами; учить красиво подбирать цвета, развивать эстетические чувства. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 103) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 102) май 1 1. «Салют над городом в честь праздника Победы». 2. «Картинки для игры «Радуга». учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу дома или кремлевскую башню, а вверху – салют; развивать художественное творчество; воспитывать чувство гордости за Родину. учить детей создавать своими руками полезные вещи; формировать желание создавать коллективно полезные и красивые вещи; развивать эстетические чувства. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 106) Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 112) 2 1. «Роспись силуэтов гжельской посуды». 2. «Цветные страницы» учить детей расписывать посуду, располагая узор по форме; развивать эстетическое восприятие произведений народного творчества; закреплять умение рисовать красками. учить детей задумывать содержание своего рисунка в определенной цветовой гамме; добиваться образного решения своей темы; закреплять приемы рисования красками; развивать воображение, творчество. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 108) Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 113) 3 1 «Цветут сады» 2. закреплять умение детей изображать картины природы, предавая ее характерные особенности; учить располагать изображения по всему листу; развивать умение рисовать разными красками; развивать эстетическое восприятие. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 109) 4 1. «Бабочки летают над лугом» учить отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе; развивать цветовое восприятие; учить передавать контуры бабочек неотрывной линией; закреплять умение рисовать акварелью. Т. С. Комарова – Занятия по изобразительной деятельности( стр. 103) ВСЕГО: 36 ч. в год Аппликация Цель: Формирование начальной художественной компетенции. Задачи: изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции; выполнять аппликации способом обрыва и вырезывания, наклеивать изображение из нескольких частей; развивать фантазию, творческое мышление, воображение, тонкую моторику рук; воспитывать интерес к творчеству. Учебно- тематический план для старшей группы( дети 5 лет) р ассчитан на 18 учебных часов, по 1 часу в 2недели. № Тема, месяц Количество часов Всего Теория Практика 1 Аппликация 18 18 Итого 18 18 В конце обучения дети овладеют следующими художественными компетенциями: будут знать: разные средства выразительности( цвет, форма, колорит, композиция) . Будут уметь: выполнять аппликации способом обрыва и вырезывания, наклеивать изображение из нескольких частей. Будут развиты соответственно возрасту: фантазия, творческое мышление, воображение, тонкая моторика рук. Будет воспитан: интерес к творчеству. Календарно- тематическое планирование по курсу « Аппликация» месяц неделя дата Тема задачи Источник информации примечание Сент ябрь 2 Аппликация « На лесной полянке выросли грибы »( мониторинг) Развивать образные мышления; выявить умения вырезать предметы и их части округлой и овальной формы, упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника; учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую композицию. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 47) 4 Аппликация « Огурцы и помидоры лежат на тарелке » Развивать координацию движений обеих рук; продолжать закреплять умения вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления; закреплять умение аккуратно наклеивать изображения Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 50) Ок т ябр ь 2 Аппликация « Блюдо с фруктами и ягодами »( коллективная работа) продолжать закреплять умения вырезать предметы и их части округлой и овальной формы, учить детей делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов; закреплять приемы аккуратного наклеивания; формировать навыки коллективной работы; развивать чувство композиции. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 53) 4 Аппликация « Наш любимый мишка и его друзья » учить детей создавать изображение любимой игрушки из частей, правильно предавая их форму и относительную величину; закреплять умения вырезать части круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать изображения, красиво располагать его на листе бумаги; развивать чувство композиции. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 55) Ноябрь 2 Аппликация « Троллейбус » учить детей передавать характерные особенности формы троллейбуса( закругление углов вагона) ; закреплять умение разрезать полоску на одинаковые прямоугольники- окна, срезать углы, вырезать колеса из квадратов. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 60) 4 Аппликация « Машины едут по улице » учить детей передавать форму и взаимное расположение частей разных машин; закреплять разнообразные приемы вырезания по прямой, по кругу; приемы аккуратного наклеивания; закреплять умение создавать коллективную композицию; развивать образное мышление, воображение. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 68) Де к а брь 2 Аппликация « Большой и маленькие бокальчики » учить детей вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое, срезая расширяющуюся к низу полоску; закреплять умение аккуратно наклеивать; вызвать желание дополнять композицию соответствующими предметами, деталями. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 73) 4 Аппликация « Новогодняя поздравительная открытка » учить детей делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение; продолжать учить вырезать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные- из бумаги, сложенной вдвое, закреплять приемы вырезания и наклеивать. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 75) Янв а рь 2 Аппликация « Петрушка на елке » учить детей создавать изображения из бумаги, закреплять умение вырезать части овальной формы; упражнять в вырезании симметричных частей одежды из бумаги; закреплять умение вырезать на глаз мелкие детали, аккуратно наклеивать изображения; развивать чувство цвета композиции. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 79) 4 Аппликация « Красивы рыбки в аквариуме »( коллективная композиция) . развивать цветовое восприятие, чувство композиции, закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 83) Фе вр а ль 2 Аппликация « Матрос с сигнальными флажками » у пражнять детей в изображении человека; в вырезании симметричных частей одежды из бумаги; учить передавать в аппликации простейшие движения фигуры человека, красиво располагать изображение на листе. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 88) 4 Аппликация «Пароход» Учить детей создавать образную картину, применяя полученные ранее навыки: срезание углов у прямоугольников, вырезывание других частей к орабля и деталей разнообразной формы( круглой, прямоугольной и др. ) . Упражнять в выре з ании одинаковых частей из бумаги, сложенной гармошкой. Закреплять умение красиво располагать изображения на листе. Развивать воображение. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 90) Ма р т 2 Аппликация « Сказочная птица » закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение; учить предавать образ сказочной птицы; закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги сложенной вдвое; развивать воображение, творчество. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 96) 4 Аппликация «Вырежи и наклей какую хочешь картинку» Учить детей задумывать несложный сюжет для передачи в аппликации. Закреплять усвоенные ранее приемы вырезывания. Учить выбирать наиболее интересные, выразительные работы, объяснять свой выбор. Воспитывать активность, самостоятельность, творчество. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 98) Апр е ль 2 Аппликация « Наша новая кукла » закреплять умение детей создавать в аппликации образ куклы, предавая форму и пропорции частей тела; учить вырезать платье из бумаги, сложенной вдвое; упражнять в аккуратном вырезании и наклеивании. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 103) 4 Аппликация « Поезд » закреплять умение детей вырезать основную часть предмета прямоугольной формы с характерными признаками, вырезать и наклеивать части разной формы; упражнять в вырезании предметов одинаковой формы из бумаги, сложенной гормошкой. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 105) Май 2 Аппликация « Весенний ковер » закреплять умение детей создавать части коллективной композиции; упражнять в симметричном расположении изображений на квадрате и полосе, в различных приемах вырезания; развивать эстетические чувства. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 109) 4 Аппликация «Загадки»( мониторинг) Развивать образные пре дставления, воображение и творчество. Выявить умения в создании изображений различных предметов из разных геометрических фигур, преобразовании фигур путем разрезания по прямой по диагонали на несколько частей, умение составлять изображение по частям из разных фигур, эстетичность оформления работы. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 112) Лепка Пояснительная записка Цель: Формирование начальной художественной компетенции. Задачи: учить воспринимать и различать произведения изобразительного искусства, выделяя средства выразительности: цвет, форму, колорит; учить лепить знакомые предметы, передавая их характерные особенности; учить скатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, сплющивать, прищипывать и оттягивать детали; развивать фантазию, творческое мышление, воображение, тонкую моторику рук; воспитывать интерес к творчеству Учебно- темати ческий план для старшей группы( дети 5 лет) рассчитан на 18 учебных часов, по 1 часу в 2 недели. № Тема, месяц Количество часов Всего Теория Практика 1 Лепка 18 18 Итого: 18 18 По окончании обучения дети овладеют следующими художественными компетенциями: будут знать: разные средства выразительности( цвет, форма, колорит, композиция) . Будут уметь: лепить знакомые предметы, скатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, сплющивать, прищипывать и оттягивать детали; Будут развиты соответственно возрасту: фантазия, творческое мышление, воображение, тонкая моторика рук. Будет воспитан: интерес к творчеству. Календарно- тематическое планирование по курсу « Лепка» месяц неделя дата Тема задачи Источник информации примечание Сент ябрь 1 Лепка « Грибы» учить передавать в лепке некоторые характерные признаки: углубление, загнутые края шляпок грибов, утолщающиеся ножки, закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 46) 3 Лепка « Вылепи какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин »( солёное тесто) закреплять умение детей передавать в лепке форму разных овощей; учить сопоставлять форму овощей( фруктов) с геометрическими формами, находить сходства и различия; Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 48) Ок т ябрь 1 Лепка « красивые птички »( по мотивам народных дымковских игрушек) : развивать эстетическое восприятие детей; вызывать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам; закреплять приемы лепки: раскатывание, оттягивание, сплющивание, прищипывание; развивать творчество. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 53) 3 Лепка «Козлик»( по мотивам дымковской игрушки) Продолжать учить детей лепить фигуру по народным( дымковским) мотивам; использовать прием раскатывания столбика, сгибания его и разре- зания стекой с двух концо в( так лепятся ноги) . Развивать эстетическое восприятие. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 56) Ноябрь 1 Лепка «Олешек » учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек, лепить фигуру из целого куска, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания, развивать эстетическое восприятие. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 64) 3 Лепка «Вылепи свою любимую игрушку » учить детей создавать в лепке образ любимой игрушки; закреплять разнообразные приемы лепки ладошками и пальцами; воспитывать стремление доводить начатое до конца. . Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 66) Де к а брь 1 Лепка «Котенок » учить детей создавать в лепке образ животного; умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приемы: раскатывание, оттягивание, соединение, сглаживание; учит передавать в лепке позу котенка. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 71) 3 Лепка «Девочка в зимней шубе » учить детей лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела; соблюдая пропорции, используя разные приемы: раскатывание, оттягивание, соединение, сглаживание Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 74) Янв а рь 1 Лепка «Снегурочка » учить детей передавать в лепке образ Снегурочки; закреплять умение лепить фигуру человека; упражнять в приемах лепки: раскатывание, оттягивание, соединение, сглаживание; учить оценивать свои работы. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 78) 3 Лепка «Зайчик » закреплять умение лепить животных, предавая форму строение и величину частей; упражнять в применении разнообразных приемов ленки: раскатывание, оттягивание, соединение, сглаживание, учить передавать простые движения. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 80) Фе вр а ль 1 Лепка «Щенок » учить детей изображать собак, щенят передавая их характерные особенности; упражнять в приемах лепки: раскатывание, оттягивание, соединение, сглаживание. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 86) 3 Лепка по замыслу развивать умение детей самостоятельно задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца, используя разнообразные приемы лепки. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 92) Ма р т 1 Лепка «Кувшинчик » учить детей создавать изображение посуды из целого куска ленточным способом; учить сглаживать поверхность изделия пальцами; воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 93) 3 Лепка «Птицы на кормушке» развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства птиц, сравнивать их; учить лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц различных пород; развивать умение оценивать результаты лепки. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 95) Апр е ль 1 Лепка «Петух »( по мотивам народной игрушки) учить детей передавать в лепке характерные строение фигуры; самостоятельно решать как лепить петуха, какие части можно присоединить; развивать эстетическое восприятие, образные представления. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 102) 3 Лепка «Белочка грызет орешки» закрепить умение лепить зверька, предавая его характерные особенности, позу; передавать форму и относительную величину туловища и головы; развивать умение оценивать результаты лепки. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 104) Май 1 Лепка «Сказочные животные » продолжать формировать умение детей лепить разнообразных сказочных животных; передавать форму основных частей и деталей; развивать эстетическое восприятие, образные представления. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 108) 3 Лепка «Зоопарк»( Коллективная работа) Развивать воображение, творчество. Отрабатывать обоб- щенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности животных. Развивать мелкую моторику рук в процессе лепки при создании образа животного. Воспитывать желание и вырабатывать умение создавать необ- ходимые атрибуты для игр. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата. Т. С. Комарова- Занятия по изобразительной деятельности( стр. 110) ВСЕГО: 18 часов Конструктивно- модельная деятельность Конструктивная деятельность- это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Цель: развитие конструктивно- модельных действий детей. Задачи: п риобщать детей к миру технического и художественного изобретательства. у пражнять в конструирование по графическим моделям. р азвивать наглядно- образное восприятие. с овершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности. воспитывать интерес к творчеству Учебно- тематический план для старшей группы( дети 5 лет) р ассчитан на 18 учебных часа, по 1 часу в 2 недели. № Тема, месяц Количество часов Всего Теория Практика 1 конструирование 18 18 Итого: 18 18 По окончании обучения дети овладеют следующими конструктивно- модельными действиями: будут знать: о деятельности людей по созданию архитектурных, художественных ценностей, технических изобретений, предметов, вещей, необходимых для жизни людей; о строительных элементах и их конструктивных свойствах; Будут уметь: создавать сооружения по образцу, по условию, по замыслу из строительного материала, разных конструкторов; анализировать образец постройки; планировать этапы создания собственных построек, находить конструктивные решения; работать коллективно; пользоваться инструментами и материалами для труда; Будут развиты соответственно возрасту: Художественный вкус при оформлении построек и изделий в процессе гармоничного сочетания элементов по форме, величине, цвету, фактуре фантазия, творческое мышление, воображение, тонкая моторика рук. Будет воспитан: интерес к творчеству. Календарно- тематическое планирование по курсу « Конструктивно- модельная деятельность» месяц недел я дата Тема задачи Источник информации примечание Сент ябрь 1 Конструирование « Дома » уточнять представления детей о строительных деталях, свойствах деталей и конструкций, упражнять в плоскостном моделировании, познакомить с понятиями «равновесие», «сила тяжести», «карта», «план», «компас» Л. В. Куцакова- Занятия по конструированию из строительного материала( стр. 5) 3 Конструирование « Дома» закреплять конструкторские навыки, понятия «карта», «план», «компас»; формировать навыки пространственной ориентации. Л. В. Куцакова- Занятия по конструированию из строительного материала( стр. 11) Ок т ябрь 1 Конструирование « Машины » формировать представления детей о различных машинах, и их функциональном назначении; упражнять в плоскостном моделировании, в умении самостоятельно строить элементарные схемы с несложных образцов и использовать их в конструировании. Л. В. Куцакова- Занятия по конструированию из строительного материала( стр. 13) 3 Конструирование « Машины » продолжать формировать представления детей о различных машинах, и их функциональном назначении; закреплять упражнение в плоскостном моделировании, в умении самостоятельно строить элементарные схемы с несложных образцов и использовать их в конструировании; формировать представления о колесах и осях, о способах их крепления Л. В. Куцакова- Занятия по конструированию из строительного материала( стр. 16) Ноябрь 1 Конструирование « Самолеты » учить сооружать постройку комбинированием знакомых по форме деталей строительного материала: кирпичиков, пластин; воспитывать интерес к постройке различных видов транспорта. Л. В. Куцакова- Занятия по конструированию из строительного материала( стр. 18) 3 Конструирование « Ракета » расширять представления детей о различных летательных аппаратах; учить сооружать постройку комбинированием знакомых по форме деталей строительного материала: кирпичиков, пластин; воспитывать интерес к постройке различных видов транспорта. Л. В. Куцакова- Занятия по конструированию из строительного материала( стр. 20) Де к а брь 1 Конструирование « Роботы » упражнять детей в создании схем и чертежей; в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструктора; развивать воображение внимание, сообразительность; формировать представления об объемных телах, их форме, размере и количестве. Л. В. Куцакова- Занятия по конструированию из строительного материала( стр. 22) 3 Конструирование « Роботы » закреплять умение детей в создании схем и чертежей; в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструктора; продолжать формировать представления об объемных телах, их форме, размере и количестве. Л. В. Куцакова- Занятия по конструированию из строительного материала( стр. 24) Янв а рь 1 Конструирование « Городок для кукол » формировать умение конструировать по желанию, используя усвоенные методы и приемы возведения различных построек. Л. В. Куцакова- Занятия по конструированию из строительного материала( стр. 26) 3 Конструирование « Мой город » закреплять умение детей в создании схем и чертежей; в моделировании и конструировании из плоскостных геометрических фигур. Л. В. Куцакова- Занятия по конструированию из строительного материала( стр. 28) Фе вр а ль 1 Конструирование « Мост для пешеходов » расширять представление детей о мостах, учить строить две лесенки и делать перекрытие, играть постройками. Л. В. Куцакова- Занятия по конструированию из строительного материала( стр. 30) 3 Конструирование « Мосты » закреплять представление детей о мостах, умение выполнять постройку из строительного материала. Л. В. Куцакова- Занятия по конструированию из строительного материала( стр. 34) Ма р т 1 Конструирование « Постройка башенки и забора для птички, домика для собачки » научить использовать полученные навыки и умения при постройке башенки и забора для птички, домика для собачки Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 64) 3 Конструирование « Башни и дома »( моделирование) развивать игровые конструкторские навыки. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 68) А пр е ль 1 Конструирование « Корабли » познакомить с новой постройкой; различать детали: нос, корма; учить плотно приставлять друг к другу кирпичики, для изображения лодки или парохода. Л. В. Куцакова- Занятия по конструированию из строительного материала( стр. 39) 3 Конструирование « Корабли »( моделирование) развивать игровые конструкторские навыки, интерес к заданиям, логическое мышление. Л. В. Куцакова- Занятия по конструированию из строительного материала( стр. 42) Май 1 Конструирование « Архитектура и дизайн »( моделирование) развивать конструкторские способности, мышление, творчество; обогащать словарный запас; воспитывать интерес к занятиям со строительным материалом путем обыгрывания построек. Л. В. Куцакова- Занятия по конструированию из строительного материала( стр. 42) 3 Конструирование комнат с мебелью. закреплять умение выполнять постройки из строительного материала. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 89) ВСЕГО: 18 ч. в год Содержание направлений работы с семьей- раскрыть возможности художественно- эстетического развития, как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. - информировать родителей о концертах, конкурсах, выставках, презентациях профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры города. М етодическое сопровождение Материально- техническая база Предлагаемая программа реалистична, т. к. соблюдены все необходимые условия ее реализации. Для занятий имеется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно- гигиеническим нормам. Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели, необходимый для организации занятий, хранения и показа дидактического материала. В помещении есть настенная доска. На ней маркерами выполняются различные графические работы; развешивают наглядные пособия, устраивают кратковременную выставку работ. Также необходимо наборное полотно для демонстрации различного счетного материала. В комнате имеется шкаф для хранения дидактического материала и методической литературы. Оборудованы полки для детской библиотечки, предназначенной для самостоятельного чтения детей. Наглядные пособия К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях, можно отнести иллюстративный материал, предметные и сюжетные картинки, образцы, схемы, демонстрационная азбука, наборы цифр и счетного материала, модели часов, модели геометрических тел( можно использовать крупный строительный материал) , календарь природы, и т. д. Также необходимо техническое обеспечение занятий. На различных занятиях может использоваться музыкальное сопровождение, а для этого необходим магнитофон и аудиозаписи детских песен, художественных произведений, звуков природы, пианино, телевизор и DVD проигрыватель, диски с записью развивающих игр, мультфильмов и программ, компьютер, проектор, белый экран для демонстрации слайд- шоу и презентаций. На занятиях используются различные дидактические игры и раздаточный материал: шаблоны, трафареты, наборы геометрических фигур и т. д. Они могут использоваться на разных занятиях, а также меняться и постоянно пополняться. Для самостоятельной игровой деятельности, а также оснащения занятий используются маски- шапочки, мяч, изображения или игрушки сказочных героев, различные игровые аксессуары. Список литературы: Художественн о- эстетическое развитие Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа». - М. «Мозаика- Синтез», 2014 Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 5- 6 лет». – М. «Мозаика- Синтез», 2011 О. А. Малик «Занятия по аппликации с дошкольниками». – М. «Творческий центр Сфера», 2011 «Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество». - М. «Творческий центр Сфера», 2011 Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». - М. «Скрипторий», 2010 Г. Н. Давыдова «Подарки к праздникам». - М. «Скрипторий», 2011 Г. Н. Давыдова «рисуем транспорт». - М. «Скрипторий», 2011 Г. Н. Давыдова « Пластилинография ». - М. «Скрипторий», 2011 Г. Н. Давыдова « Пластилинография. Цветочные мотивы». - М. «Скрипторий», 2011 Г. Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография ». - М. «Скрипторий», 2011 Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Старшая группа- М. «Творческий центр Сфера», 2009 Н. В. Шайдурова «Поделки и игрушки из бумаги», ч асть 1- 2, Барнаул 2012 Н. В. Шайдурова «Весёлые превращения» обучение рисованию по алгоритмическим схемам. Барнаул 2009 Е. Румянцева «Простые поделки из пластилина»- М. АЙРИС- ПРЕСС, 2010 О. Н. Крылова, Л. Ю. Самсонова «Развитие творческих способностей». - М. «ЭКЗАМЕН», 2009 О. С. Кузнецова, Т. С. Мудрак «Я строю бумажный город». - М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008 Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала. Старшая группа». - М. «Мозаика- Синтез», 2014