a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад" Влияние микроклимата ДОУ на развитие и состояние здоровья детей"

Автор: Вагина Татьяна Ивановна Опубликовано: 2016-03-03 08:03:00

Документы для скачивания

Содержание Введение ……………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические основы влияния микроклимата ДОУ на развитие и состояние здоровья детей …………………………………………. . 6 Особенности здорового образа жизни детей в ДОУ ……………. 6 Влияние микроклимата ДОУ на развитие и состояние здоровья детей ……………………………………………………………………………. . . 12 Глава 2. Экспериментальная работа, направленная на выявление микроклимата ДОУ и на развитие и состояние здоровья детей ……………2 3 2. 1. Организация и методика проведения эксперимента ………………. 23 2. 2. Анализ результатов исследования …………………………………. . 26 Заключение ………………………………………………………………. 31 Список литературы ……………………………………………………. . . 34 Введение В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может, восполнить убыли населения. Это говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России. В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное в 2004году президентом России В. ВПутиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее страны. Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формирование физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать? Известно, что дошкольный возраст является решающим в формирование фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно, до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом и в то же время сохранить и приумножить их здоровья создавая хороший микроклимат в ДОУ, конкретно в каждой группе. С середины 90- х годов ХХ века появилось много научных работ воспитательно- оздоровительного направления, исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе, гигиену обучения и воспитания дошкольников, факторы риска для здоровья детей. В последние годы активизировались научные исследования, касающиеся проблемы здоровья детей в системе образования( Р. И. Айзман, Г. Л. Апанасенко, В. Ф. Базарный, A. C. Батуев, Э. Н. Вайнер, H. A. Голиков, Г. К. Зайцев, П. Казначеев, В. Н. Касаткин, В. В. Колбанов, М. Г. Колесникова, Г. А. Кураей, В. О. Морозов, Л. Г. Татарникова, З. И. Чуканова и др. ) , которая является предметом профессионального интереса специалистов, работающих в области медицины, психологии, педагогики, других социальных наук. К сожалению, в конкретной работе медицины и народного образования по формированию здорового образа жизни отмечается разобщенность и непонимание собственных задач в рамках общей для них проблемы. Не до конца остается рассмотренным вопрос влияние микроклимата ДОУ на развития и состояние здоровья детей. Цель исследования: рассмотреть влияние микроклимата ДОУ на развитие и состояние здоровья детей Объект исследования: микроклимат ДОУ Предмет исследования: особенности микроклимата ДОУ и его влияние на здоровье детей Задачи исследования: 1. Изучить психолого- педагогическую литературу по теме исследования; 2. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни»; 3. Выявить зависимость здоровья ребенка и микроклимата ДОУ Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались теоретические и эмпирические  методы исследования. Теоретические методы:  анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование.   Эмпирические методы:  наблюдение, беседа, тестирование, метод экспертной оценки и самооценки, педагогический эксперимент( констатирующий, формирующий, контрольный) , количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключени я, списка литературы. Глава 1. Теоретические основы влияния микроклимата ДОУ на развитие и состояние здоровья детей Особенности здорового образа жизни детей в ДОУ Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Проблема формирования здорового образа жизни у детей – актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого- педагогические исследования Н. М. Амосова, О. И. Давыдовой, В. Г. Жданова, О. Л. Зверевой, П. Иванова, Я. А. Коменского, С. П. Семенова, Ф. Г. Углова, Д. Уотсона, Г. С. Шаталовой и др. Рассмотрим сущность понятия «здоровье». По определению Б. Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное психоматическое( душевно- телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности»[ 2] . По мнению Г. М. Коджаспировой, здоровье – это «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких- либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела»[ 1] . Здоровье характеризуется биологическим потенциалом( наследственными возможностями) , физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков( генетически детерминируемых) . Выделяют три типа здоровья: - 1) «индивидуальное здоровье»( человек, личность) ; - 2) «здоровье группы»( семья, профессиональная группа, «страта – слой») ; - 3) «здоровье населения»( популяционное, общественное) . В соответствие с типом здоровья выработаны показатели, посредством которых дается качественная и количественная характеристика. Выделяют здоровье психологическое, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека. Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста можно определить как устойчивое эмоционально- положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных. По мнению М. Ю. Стожаровой, «один из основных показателей эмоционального благополучия детей – физическое здоровье»[ 4] . Относясь к сфере эмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который «питает» все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность или же, наоборот, ослабляя и даже блокируя ее. Термин «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И. В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека – это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, находится в постоянном развитии. По мнению И. В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности( доброту, красоту, истину) . Таким образом, если личность не имеет этической базы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье. Большинство людей с детства настолько привыкают к состоянию, обозначаемому здоровьем, что задумываются о нем уже тогда, когда оно основательно «подорвано», и человеку приходится обращаться к врачу. Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных науки, оно обусловливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт. В современной литературе существует свыше 100 определений понятия «здоровье». Исходным для них является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов»[ 6] . Поскольку ни одно существующее определение понятия здоровья не признается эталонным, о состоянии здоровья человека судят на основании объективных данных, полученных в результате антропометрических( физическое развитие) , клинико- физиологических( физическая подготовленность) и лабораторных исследований, соотнесенных со среднестатистическими показателями с учетом половозрастных, профессиональных, временных, эколого- этнических и других поправок. При соответствующих показателях, при отсутствии жалоб со стороны индивида, ставят диагноз «здоров». В теоретической медицине и физической культуре существует понятие «абсолютное здоровье», которое с большим допуском может быть сопоставлено со здоровьем космонавта перед запуском. В настоящее время вырабатывается «метрия здоровья», т. е. количественно- качественное измерение здоровья. Выделяются до 5 уровней здоровья( рейтинг здоровья: от простого выживания до полноценной здоровой жизни( отличное здоровье) . Определение уровня здоровья имеет большое практическое значение, т. к. позволяет решать большой спектр проблем: от профессионального отбора до назначения рационального режима двигательной активности, питания, отдыха и т. п. К показателям здоровья населения относятся: рождаемость и смертность, инвалидизация и продолжительность жизни, заболеваемость и мертворожденность и т. д. Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью. Формирование такой установки на собственное здоровье занимается новая отрасль знания, получившая название « валеология »- наука о здоровье. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно не определено: представители философско- социологического направления( П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др. ) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого- педагогическом направлении( Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Матынюк, Л. С. Кобелянская и др. ) здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения: например, медико- биологическая; однако, резкой грани между ними нет, т. к. они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья индивидуума. Здоровый образ жизни – это « результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья»[ 7] . Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Здоровый образ жизни – это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно- бытовой, досуговой. В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, исследующие проблему здорового образа жизни, включают в данное понятие базовые: окружающую среду, отказ от курения, употребления алкоголя, наркотиков; питание и движение человека; гигиену организма. Психическое здоровье человека также относится к понятию здорового образа жизни. Оно определяется как «состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, его активности». Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Одной из важнейших целей психологической службы образования является создание психолого- педагогических условий, обеспечивающих такое развитие. Выделяются основные принципы здорового образа жизни: 1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении( индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность) . 2. Отказ от вредных привычек( злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ) . 3. Соблюдение принципов рационального питания( сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно- энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности) . 4. Рациональная двигательная активность. 5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т. д. В настоящее время разработано 16 программ здорового образа жизни, регулирующих практически все сферы жизнедеятельности человека. Цель этих программ – «создать условия для продолжительной, полноценной, насыщенной впечатлениями, эмоциями, радостью жизни человека; предупредить негативные последствия – заражение венерическими болезнями, ВИЧ и т. д. »[ 4] . В соответствии с конституциональными( морфофизиологическими и психофизиологическими) характеристиками, возрастом, полом, профессией, местом проживания и т. д. создается типология здорового образа жизни, т. е. для каждого конкретного человека подбираются общие принципы и программы здорового образа жизни. На соблюдение принципов здорового образа жизни влияют как субъективные, так и объективные факторы. К субъективным факторам относится соблюдение на практике принципов здорового образа жизни, отдельным человеком, семьей, группой людей, что немыслимо без физической культуры и массового спорта. Среди объективных факторов здорового образа жизни детей выделяются следующие: - микроклимат ДОУ, качество окружающей среды( состояние воздуха, воды, почвы) , продуктов питания, жилища, одежды; - доступность физкультурно- спортивных комплексов и сооружений( стадионов, бассейнов, оздоровительных центров и т. д. ) , спортивного инвентаря и т. д. »[ 5] . 1. 2 Влияние микроклимата ДОУ на развитие и состояние здоровья детей Здоровье – это способность противостоять воздействиям инфекции, физических, химических и психических факторов окружающей среды. Современное определение здоровья ребенка содержит пять признаков: •  адаптируемость – приспособляемость к окружающей среде; •  равновесие – способность организма функционировать во внешней среде, сохраняя гомеостаз( постоянство внутренней среды) ; •  благополучие – состояние душевного и физического покоя, вызванное благоприятным протеканием всех жизненных процессов ребенка; •  гармоничность – уравновешенность всех функций, обеспечивающих наиболее успешное протекание роста и развития организма; •  способность функционировать – главная составляющая практического понимания здоровья, отражающая степень согласованности всех вышеперечисленных признаков, обеспечивающих высокий уровень биологической и социальной активности и трудоспособности человека. На основе этих признаков здоровье можно рассматривать как способность организма выполнять биологические и социальные функции, как свойство, присущее любому состоянию организма – от оптимального «благополучного» до экстремального( болезнь) . Сегодня уже признано, что рассматривать здоровье через его противоположность – болезнь, некорректно, так как ее наличие или отсутствие свидетельствует лишь об утрате или не утрате части здоровья. Физическое состояние человека подразумевает степень его готовности выполнять различные нагрузки в данный отрезок времени, зависящую от уровня физических( двигательных) к ачеств, особенностей физического развития, функциональных возможностей отдельных систем организма, наличия или отсутствия заболеваний и травм. Таким образом, физическое состояние человека зависит от: • уровня развития физических качеств( силы, быстроты, гибкости, ловкости) ; • морфологических и функциональных особенностей физического развития, соответствия или несоответствия биологического возраста календарному; • функциональных показателей отдельных систем организма, характеризующих физическую работоспособность организма; их резервных возможностей; • состояния здоровья, определяемого уровнем неспецифической резистентности иммунной защиты. Каждый из этих элементов может позитивно или негативно влиять на здоровье. Гармоничное взаимоотношение ребенка с окружающей средой формирует гармонично развитого, здорового ребенка, способного выполнять свои общественные функции. До сих пор нет точного объяснения, что входит в понятие «здоровый ребенок». Это связано с широтой индивидуальных колебаний важнейших показателей жизнедеятельности организма, а также с многообразием факторов, влияющих на здоровье человека. Не установлена окончательно и соподчиненность факторов, определяющих здоровье ребенка. Что же влияет на здоровье и физическое состояние воспитанников детских дошкольных учреждений? В качестве ведущих можно выделить следующие факторы: •  среда обитания, в том числе психологический микроклимат в детском дошкольном учреждении и дома. В понятие «среда обитания» вкладываются жилищно- бытовые условия, пребывание в ДОУ( площадь на одного ребенка, набор помещений, коммунальные условия, тип застройки, степень озеленения участка и т.  д. ) , квалификация обслуживающего персонала, определяющая морально- психологический климат в коллективе, влияние антропогенных факторов( загрязнение окружающей среды и т.  д. ) ; •  питание в детском дошкольном учреждении, которое покрывает 90 % суточной потребности ребенка в еде, определяется полноценностью, сбалансированностью суточного рациона, правильным распределением пищи в течение дня, обеспечивающим наиболее полное ее потребление и усвоение; •  двигательный режим, с которым связаны гиподинамия и гипокинезия, имеющие место в детских дошкольных учреждениях, либо вследствие пребывания большого количества детей в замкнутых помещениях, либо в результате малоподвижного образа жизни( нарушение режима дня: искусственное ограничение подвижности, отсутствие организованных игровых прогулок и т.  д. ) , что приводит к развитию в организме детей функциональных и морфологических изменений( разновидность явления дизадаптации: атрофия от бездействия) . Специфические ее проявления – уменьшение энергообмена и потребности в пище, отрицательный азотистый баланс, перестройка жирового обмена с тенденцией к увеличению доли жирового компонента в массе тела, деминерализация костной ткани. В результате изменяется общая способность организма реагировать на воздействие извне, снижается его сопротивляемость заболеваниям, развивается астения, падает физическая работоспособность и устойчивость к стрессовым воздействиям; •  специфический иммунитет ребенка, формирующийся в результате плановой иммунопрофилактической работы в детском дошкольном учреждении. Иммунопрофилактика является единственным средством предупреждения массовых инфекций, передающихся воздушно- капельным путем. Особенно важна иммунопрофилактика в предупреждении таких заболеваний, как туберкулез, дифтерия, коклюш, скарлатина, полиомиелит; •  уровень неспецифической резистентности( сопротивляемости заболеваниям) организма ребенка. К нему относятся нарушения обмена веществ, дефицит по отдельным питательным веществам( белкам, витаминам, микроэлементам) , избыточное питание, гиподинамия и гипокинезия, нарушения нормального течения психических и физиологических процессов. При этом особое значение имеет закаливание; •  уровень санитарной культуры детей, родителей и обслуживающего персонала детского дошкольного учреждения, который определяет стереотип «здорового» поведения в быту и в детском учреждении. Санитарная грамотность – составная часть санитарной культуры, хотя на практике широко распространен вариант поведения – «знать, но не делать». Санитарная культура предполагает наличие обеих составляющих – «знать и делать». Формирование санитарной культуры детей состоит в их повседневном гигиеническом воспитании, родителей – в целенаправленной санитарно- просветительной работе, обслуживающего персонала – в повышении уровня санитарной грамотности и совершенствовании контроля за выполнением санитарно- гигиенических, эстетических и этических норм и правил; •  уровень медицинского обслуживания детей в детском дошкольном учреждении зависит от качества специальной подготовки медицинского персонала. К сожалению, в настоящее время подготовка медработников для ДОУ оставляет желать лучшего. Единственным критерием, отражающим профессиональную компетентность и врача, и среднего медицинского работника детского учреждения, является стаж работы. На сегодня при всем многообразии публикаций по вопросам организации медицинского обслуживания детей в ДОУ нет единой комплексной системы по этому вопросу. А она должна быть стержнем всей работы медперсонала, педагогического и младшего обслуживающего персонала детских учреждений для достижения конечной цели – высоких показателей физического развития и здоровья детей. Залогом успеха медицинского обслуживания детей в дошкольных образовательных учреждениях является эффективное информационное обеспечение. В этом вопросе сегодня ощущается «информационный голод». В этих условиях важное значение приобретают региональные методические материалы по различным вопросам деятельности детских дошкольных учреждений. Эффективность медицинского обслуживания детей в ДОУ зависит также от медицинской оснащенности и медицинского снабжения медпунктов детских учреждений, а их в настоящее время явно не достает;  биологические( наследственные) факторы как степень риска нарушения здоровья детей связаны, главным образом, с вредными привычками матери и отца, инфекционными заболеваниями, перенесенными матерью во время беременности, недоношенностью, асфиксией в родах и т.  д. Они в значительной степени влияют на процессы жизнедеятельности детского организма, повышают возможность развития патологии. Такие дети «группы риска» требуют повышенного внимания к себе со стороны медработников ДОУ, разработки индивидуальных оздоровительных мероприятий. В полном объеме индивидуальная оздоровительная и профилактическая работа в отношении всего контингента детей практически невозможна. Поэтому вся система оздоровительной и профилактической работы в ДОУ разрабатывается в расчете на среднестатистического ребенка. Таким образом, окружающая среда, воздействующая на ребенка в условиях детского дошкольного учреждения, определяет уровень его здоровья. Большой диапазон колебаний функционального состояния органов и систем, поддерживающих жизнеспособность организма в пределах нормы, получил название адаптации. Основой здоровья, отражающего физиологическое состояние организма в окружающей среде, является степень его адаптации к этой среде. Взаимосвязь понятий «здоровье- болезнь» определяет «болезнь» как состояние дизадаптации, проявляющееся в различных формах. Общий дисбаланс организма с окружающей средой проявляется в отклонении от нормы физического развития. Не случайно физическое развитие в статистике здоровья относится к прямым показателям здоровья. Болезнь – это форма частного дисбаланса организма с окружающей средой, выявляющаяся по принципу «где тонко, там и рвется». В статистике заболеваемость во всех ее формах относится к косвенным показателям здоровья. Выраженное отклонение в физическом развитии и особенно возникшее заболевание представляют собой крайние формы дизадаптации организма, в которых медицинское вмешательство носит уже не профилактический, а лечебный или оздоровительный характер. Оздоровительные программы включают в себя комплекс мер, направленных на предупреждение обострения и тяжести течения заболеваний у детей или донозологических состояний с высоким риском развития. Реализация этих программ осуществляется, главным образом, среди детей диспансерной группы и часто болеющих детей. Профилактические программы направлены не на предупреждение конкретных заболеваний, а на снижение вероятности их развития( дети в период адаптации к ДОУ, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний и т.  д. ) . Такое уточнение изложенных, на первый взгляд общеизвестных, понятий необходимо для обоснования правильного методического подхода к разработке профилактических и оздоровительных программ в детских организованных коллективах. При формировании здоровья детей в детских дошкольных учреждениях ведущую роль играет диагностика донозологических( предболезненных) состояний у детей, таких, которы е уже не могут быть оценены как норма и в то же время еще не являются заболеванием. Активное профилактическое вмешательство именно на этой стадии состояния организма дает наибольший эффект при наименьших материальных затратах. Разработка комплексной системы медицинского обслуживания в детских дошкольных учреждениях – цель этого пособия. Систематизация накопленного опыта и знаний помогла разработать такую систему теоретических и практических положений, когда с одной стороны, определена деятельность медицинского и педагогического персонала детских дошкольных учреждений, а с другой – не подавляется личная инициатива работников. Предлагаемая комплексная система медицинского обслуживания детей в детских дошкольных учреждениях включает в себя: • организацию и проверку состояния здоровья детей в динамике; • разработку плановой профилактической и оздоровительной работы с детьми; • режим питания детей в ДОУ; • введение в режим дня обязательного ежедневного оздоровительно- игрового часа; • совершенствование системы закаливания детей; • повышение квалификации средних медицинских работников дошкольных образовательных учреждений. Наибольший объем профилактической работы ложится на плечи педагогического и младшего обслуживающего персонала ДОУ, а медицинские работники выступают в роли методистов, планирующих, обучающих и контролирующих проведение этой работы. К сожалению, это не всегда адекватно воспринимается воспитателями и их помощниками, которые часто отказываются выполнять некоторые оздоровительные мероприятия( раздача детям поливитаминов, индукторов кальция, элеутерококка, проведение точечного массажа, отдельных закаливающих процедур и т.  д. ) . Конечный результат позволяет мобилизовать весь коллектив учреждения на борьбу за здоровье детей. От показателя заболеваемости и посещаемости детей должно зависеть и материальное поощрение работников ДОУ. Микроклимат- это комплекс метеорологических условий в помещении( температура, относительная влажность, количество аэроионов* , воздухообмен, скорость движения воздуха, содержание в воздухе твердых частиц( пыли) , наличие приятных запахов( аромотерапия) и др. ) . Оптимальными для микроклимата помещений в тёплое время года считаются: температура воздуха 22- 25° С, относительная влажность 30- 60% , скорость движения воздуха не более 0, 25 м/ с; в холодное время года эти показатели составляют соответственно 20- 22° С, 30- 45% и 0, 1- 0, 15 м/ с. Для создания комфортного микроклимата в помещении используются специальные системы: в холодное время года – системы отопления: Нагревательные приборы( радиаторы секционные, конвекторы) . . Системы приточно- вытяжной вентиляции. Системы увлажнения воздуха. В тёплое и жаркое время года – системы вентиляции и кондиционирования. В игральных и групповых с зонами отдыха, расположенных на первом этаже, температура поверхности пола в зимний период должна быть не менее+ 22 °C. Контроль за температурой воздуха в помещениях дошкольного учреждения должен осуществляться с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стороне стены на высоте 0, 8- 1, 2 м( в зависимости от роста воспитанников) . Все помещения групповой ячейки и другие помещения дошкольного учреждения с пребыванием в них воспитанников должны быть обеспечены чистым и свежим воздухом с полуторакратным воздухообменом в один час. В групповых с зоной отдыха, игральных, спальнях должна быть обеспечена возможность проведения естественного сквозного или углового проветривания. Сквозное и угловое проветривание групповых ячеек должно проводиться только в отсутствие воспитанников. Продолжительность проветривания определяется в зависимости от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности работы отопительной системы и должно заканчиваться за 30 минут до возвращения воспитанников в групповые ячейки. Сквозное и угловое проветривание групповых ячеек через туалетные комнаты не допускается. Одностороннее проветривание может проводиться в присутствии воспитанников: в теплое время года- непрерывно; в холодное время- до снижения температуры воздуха в помещениях до+ 18 °C для воспитанников в возрасте старше 3 лет и до+ 19 °C- для воспитанников младше 3 лет. В помещениях спален в холодное время года фрамуги, форточки должны быть закрыты за 30 минут до сна воспитанников. Фрамуги, форточки должны быть открыты во время сна с одной стороны и закрыты за 30 минут до подъема воспитанников. В теплое время года дневной и ночной сон должен проводиться при открытых окнах, избегая сквозняков. Но не только температурные режимы могут быть отнесены к микроклимату. Не маловажным является сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ. Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Общество начинает всё больше и больше понимать, что основы воспитания закладываются в детстве и сохранение психологического здоровья ребёнка – одно из наиболее важных направлений. В общении между детьми всё чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Поэтому немаловажные задачи в работе педагога- психолога – формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения. Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать её как можно более сплочённой. Ещё один удобный и эффективный способ создание благоприятного микроклимата в группах это использование мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации используются на диагностических и коррекционно- развивающих занятиях. Индивидуальные и подгрупповые медиазанятия проводятся в кабинете педагога- психолога, а групповые в музыкальном зале, оснащённом мультимедийным проектором и экраном. Используются такие презентации, как «Классификации чувств», «Тренируем эмоции», «В гостях у сказки». Практика показала, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами достигается наибольшая эффективность на диагностических и коррекционно- развивающих занятиях. И, конечно, в работе по сохранению и укреплению психологического здоровья не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы и консультации: «Что делать, если ребёнок говорит грубые слова? », родительские собрания: «Ох уж эти ссоры, или немного о детской конфликтности», совместные досуги: «Вместе с мамой, вместе с папой». Такая система работы даёт хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, социальных чувств, формированию положительного отношения детей друг к другу. Подводя итоги, можно сделать вывод, что создание общего эмоционально- позитивного микроклимата в группе оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка, тем самым сохраняется и укрепляется психологическое здоровье детей. Глава 2. Экспериментальная работа, направленная на выявление микроклимата ДОУ и на развитие и состояние здоровья детей 2. 1. Организация и методика проведения эксперимента Целью эксперимента явилось выявление уровня сформированности здорового образа жизни. Задачи констатирующего этапа эксперимента: 1) определить критерии формирования здорового образа жизни у дошкольников; 2) подобрать диагностические методики; 3) провести диагностику уровня сформированности здорового образа жизни у дошкольников. Д ля реализации поставленной цели констатирующего этапа эксперимента был подобран комплекс диагностических методик. 1. Тест «Что делать, чтобы быть здоровым? »[ 30] . Цель: выявление у детей представлений о способах укреплении здоровья и профилактике заболеваний. Содержание методики: исследователь предлагает ребенку поговорить с ним «по телефону». В ходе разговора педагог выясняет, здоров ли ребенок, какое у него настроение; выражает удовлетворение тем, что ребенок здоров, и говорит: «Мой знакомый мальчик Дима очень не любит болеть. Дима просил узнать у тебя, что надо делать, чтобы не заболеть». Выслушав ответ ребенка, педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, свой ответ. Мы положим твой рисунок в большой конверт и отошлем Диме». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения. 2. Тест «Полезная покупка»[ 11] . Цель: выявить сформированность у детей дошкольного возраста представлений о полезных для здоровья предметах. Содержание методики: в качестве «товаров» могут быть использованы чеснок, лук, яблоко, зубная щетка, мыло, кукла, самолет, калейдоскоп. Педагог показывает на лежащие на столе предметы и говорит ребенку: «Это магазин, в нем можно сделать разные покупки. Выбери, пожалуйста, и купи то, что полезно для здоровья». Педагог фиксирует в протоколе последовательность выбора ребенком предметов и его объяснения. 3. Тест «Место для отдыха»[ 40] . Цель: выявить представления о влиянии окружающей среды на здоровье людей. Содержание методики: ребенку предъявляют четыре картинки на которых изображены: 1) улица большого города, по которой едет транспорт; 2) лесная поляна с ромашками; 3) комната с сидящим перед телевизором мальчиком; 4) магазин одежды. Исследователь говорит: «В выходной день людям надо хорошо отдохнуть и набраться сил. Провести выходной можно по- разному: можно гулять по шумной улице, где едут машины; можно поехать с родителями в лес или в парк, где растут цветы, и дышать свежим воздухом; можно отправиться в большой магазин; можно остаться дома и долго смотреть телевизор. Как тебе нравится отдыхать? Выбери и покажи картинку». Для анализа полученных результатов констатирующего этапа эксперимента мы использовали критерии и показатели сформированности понятия «Здоровый образ жизни», п редставленные в табл. 1 Таблица 1 Критерии сформированности здорового образа жизни дошкольника Критерии Высокий уровень сформированности представления о ЗОЖ Средний уровень сформированности представления о ЗОЖ Низкий уровень сформированности представления о ЗОЖ Полнота Дети имеют широкие представления о ЗОЖ как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; о здоровье как о состоянии физического и психологического благополучия организма; о способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых. Дошкольник имеет элементарные представления о ЗОЖ, связывая его с определенными видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья; о здоровье как о состоянии человека, когда он не болеет; некоторые представления о факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых мерах предупреждения заболевания, о возможных причинах заболеваний. У детей отсутствуют представления о ЗОЖ, он затрудняется объяснить понятие" здоровье" , значение для здоровья знакомых ему видов деятельности; не имеет представлений о факторах вреда и пользы для здоровья. Осознанность осознает значение для здоровья правильного образа жизни и состояние окружающей среды. способен к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, значения для здоровья и ЗОЖ некоторых факторов окружающей среды; при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных примеров из жизни не осознает зависимость здоровья от правильного образа жизни и влияния окружающей среды. Обобщенность способен выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; он активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях способен выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; для этого ему требуется эмоционально- стимулирующая помощь взрослого и наводящие вопросы. не способен выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность способствующих здоровью видов деятельности и предметов окружающей действительности. Системность Представления о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер. У детей сформированы единичные представления о ЗОЖ У детей сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни без учета влияния окружающей среды. Инициативность проявляет инициативу при подготовке и проведении оздоровительных мероприятий и понимает их необходимость. может проявлять инициативу при подготовке и проведении оздоровительных мероприятий, но она связана с его положительным эмоционально- чувственным переживанием. инициативу не проявляет Самостоятельность проявляет самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных мероприятий на основе осознания их необходимости; присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность. может проявлять самостоятельность в ходе оздоровительных мероприятий, но она связана с его положительным эмоционально- чувственным переживанием. не проявляет самостоятельность. Констатирующий этап эксперимента проводился в контрольной и экспериментальной группах( дети подготовительной группы, возраст 6- 7 лет) . 2. 2. Анализ результатов исследования В процессе реализации первой методики тестирования «Что делать, чтобы быть здоровым? » были получены следующие данные на этапе констатирующего эксперимента в контрольной группе: 10% - высокий, 20% - средний, 70% - низкий; в экспериментальной группе: 12% - высокий, 21% - средний, 67% - низкий. Дети с низким уровнем сформированности здорового образа жизни- испытывают потребность в помощи в виде наводящих вопросов и конкретных примеров. В ходе беседы «по телефону» немного смущаются, теряются, бояться отвечать на поставленный им вопрос. Если отвечают то с ошибками, не могут до конца аргументировать свой ответ. Не осознают зависимость здоровья от окружающей среды, способны выявлять направленную на формирование здорового образа жизни сущность некоторых видов деятельности, предметов окружающей действительности; для актуализации представлений им требуются эмоционально- стимулирующая помощь. У этих детей сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни. При выполнении этой методики дети с низким уровнем показали слабые знания о способах укрепления здоровья и отсутствие представлений о профилактике заболеваний. У дошкольников со среднем уровнем сформированы единичные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Они в ходе выполнения методики отвечали достаточно активно на вопросы, ориентировались в теме здорового образа жизни, называли способы укрепления здоровья, профилактические мероприятия, которые можно использовать при тех или иных заболеваниях и состояниях здоровья человека. После просьбы педагога изобразить свой рисунок кто- то начинал путаться в своих высказываниях, кто- то не мог внятно объяснить, что он нарисовал, очень мало детей которые смогли нарисовать и объяснить что они изобразили. Один ребенок в процессе беседы не был активен, но нарисовав рисунок – очень четко, лаконично смог все объяснить. Дети с высоким уровнем сформированности здорового образа жизни активны и самостоятельны в своих суждениях и высказываниях; их представления о здоровом образе жизни носят элементарный, но целостный характер. Инструкцию пед агога понимали с первого раза, детям не требовалось объяснять, что от них хотят. Сразу приступали к выполнению задания и успешно с ним справлялись. Беседа с детьми, которые показали высокий уровень носила не принужденный характер, дети отвечали на в опросы быстро, часто аргументировано, не нарушая причинно – следственные связи. При просьбе нарисовать свой ответ дети самостоятельно приступали к работе и за короткий промежуток времени справились с этим заданием. Дети с высоким уровнем владеют знаниями о способах укрепления и профилактике заболеваний. При проведении второй методики тестирования «Полезная покупка» были получены следующие результаты контрольной группы: 20% - высокий, 20% - средний, 60% - низкий, экспериментальной группы: 21% - высокий, 23% - средний, 56% - низкий. Дети низкого уровня сформированности здорового образа жизни не сразу могли прийти к однозначному ответу и не могли объяснить свои действия. Ребенок не осознает выбирая предмет, его зависимость( предмета) для здоровья. Их действия чаще носили хаотичный характер. Дети брали один предмет- рассматривали его, перекладывали с одной руки в другую, затем сразу второй, третий. Больше играли, а не следовали инструкции педагога. Дети со среднем уровнем сформированности здорового образа жизни – называли предметы правильно, дифференцировали какие предметы полезные, а какие вредные для здоровья, но тоже не всегда могли объяснить свой выбор. Это связано было и с отвлекаемостью детей, быстрое зрительное переключение с одного предмета на другой, что влекло за собой ошибки – дети брали в руки какой- то предмет относили его к вредным, но сразу же себя исправляли, говоря, что это не вредный, а полезный продукт или предмет. Дети с высоким уровнем сформированности здорового образа жизни – безошибочно называли полезные и вредные предметы, могли логично и правильно объяснить свой выбор. Понимали и принимали инструкцию педагога, а также зависимость полезных и вредных предметов для здоровья. По третьей методике тестирования «Место для отдыха» были полученыданные в контрольной группе: 10% - высокий, 20% - средний, 70% - низкий; в экспериментальной группе: 13% - высокий, 21% - средний, 66% - низкий. Дети с низким уровнем сформированности здорового образа жизни не всегда показывали правильную картинку и не могли объяснить свой выбор. Путались в своих ответах и объяснениях. Не могли соотнести, что безвредно для здоровья человека, какая окружающая среда благоприятно влияет на здоровье людей, какие негативные факторы присутствуют в повседневной жизни детей( телевизор, компьютер) . Ребенок не осознает зависимость здоровья от образа жизни и влияния окружающей среды. Дети со средним уровнем сформированности здорового образа жизни правильно показывали картинку, привязывали ее к своим комментариям, но не всегда верным. Младший школьник способен к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, значения для здоровья и ЗОЖ некоторых факторов окружающей среды; при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных примеров из жизни. Дети с высоки уровнем сформированности здорового образа жизни – понимали инструкцию педагога, правильно выполняли задание и это позволяет нам сделать вывод, что ребенок осознает значение для здоровья здорового образа жизни, а также значение состояние окружающей среды и экологии в целом. Обобщенные результаты по методикам констатирующего этапа экспериментальной и контрольной группы представлены в табл. 2. Таблица 2 Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной группы Высокий уровень сформированности ЗОЖ: Средний уровень сформированности ЗОЖ Низкий уровень сформированности ЗОЖ Контрольная группа 12, 5% 20% 67, 5% Экспериментальная группа 14, 25% 21, 5% 64, 25% Таким образом, количественный и качественный анализ результатов свидетельствует, что большинство детей имеют низкий уровень знаний о ЗОЖ, дети не осознают значение для здоровья здорового образа жизни, а также значение состояние окружающей среды и экологии в целом. Заключение Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой  задачи, которая осуществляется по следующим направлениям: 1. Привитие стойких культурно- гигиенических навыков.   2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи. 3. Формирование элементарных представлений об окружающей среде. 4. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений. 5. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов. 6. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма 7. Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения. 8. Обучение детей правилам дорожного движения, безопасному поведению на улицах и дорогах. 9. Систематическая работа по основам безопасности жизнедеятельности, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях. Рассматривая понятие здоровье и здоровый образ жизни мы пришли к выводу о том, что здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно- оздоровительных программ, социально – педагогических технологий начиная с дошкольного возраста и продолжая в младшем школьном возрасте работу, взрослыми закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни ребенка, создаются условия для благоприятного микроклимата в ДОУ, группе. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Проведенное исследование позволило выявить уровень сформированности здорового образа жизни по следующим показателям: полнота, осознанность, обобщенность, системность, инициативность, самостоятельность. В результате проведенного исследования были получены следующие данные: в экспериментальной группе высокий уровень сформированности здорового образа жизни составил 14, 25% , средний уровень сформированности здорового образа жизни – 21, 5% , низкий уровень сформированности здорового образа жизни – 64, 25% . В контрольной группе высокий уровень сформированности здорового образа жизни составил – 12, 5% , средний уровень сформированности здорового образа жизни – 20% , низкий уровень сформированности здорового образа жизни – 67, 5% . Анализируя качество выполнения методик мы пришли к выводу о том, что дети с высоким уровнем сформированности ЗОЖ имеют широкие представления о ЗОЖ как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; о здоровье как о состоянии физического и психологического благополучия организма; о способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых. Средний уровень сформированности здорового образа жизни составили дети, имеющие элементарные представления о ЗОЖ, связывая его с определенными видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья; о здоровье как о состоянии человека, когда он не болеет; некоторые представления о факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых мерах предупреждения заболевания, о возможных причинах заболеваний. Низкий уровень сформированности здорового образа жизни- у детей отсутствуют представления о ЗОЖ, он затрудняется объяснить понятие" здоровье" , значение для здоровья знакомых ему видов деятельности; не имеет представлений о факторах вреда и пользы для здоровья. Проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Это проблемы, здоровьесбережения детей дошкольного возраста и пути из решения, оптимизация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, развитие оценочной компетентности воспитателя при повышении квалификации как фактор сохранения здоровья дошкольников. Список литературы Авдеев Н. Н. , Ашмарин И. И. , Степанова Г. Б. Здоровье как ценность и предмет научного знания. / / Мир психологии. Научно- методический журнал, № 1( 21) . Москва- Воронеж, 2000. С 68- 75. Алейникова, В. С. Туризм в детском саду: методическое пособие/ под ред. Кузнецовой С. В. – М: Обруч, 2013. – 208 с. Барин Л. Г. Мама, папа, я – здоровая семья, - СПб. : Питер, 2005. – 254с. Быкова, Е. Ф. Выносливость как фактор оздоровления дошкольников/ Е. Ф. Быкова/ / Инструктор по физической культуре. – 2012. – №2. – С. 38- 41. Вайнер Э. Н. Валеология/ Э. Н. Вайнер. — М. : Флинта: Наука, 2005. Васильева Е. Н. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к близким взрослым и сверстникам: Дис. канд. психол. наук. – Н. Новгород, 1994. Васильков В. А. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся. Ханты- Мансийск. , 2003 Ведерникова, О. П. Детский туризм/ / О. В. Ведерникова/ / Инструктор по физической культуре. - 2009. – №4. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства/ Л. Волошина/ / Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. – С. 114- 117. Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья. СПб. , 2001 Деркунская. В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Дыхан Л. Б. Педагогическая валеология/ Л. Б. Дыхан. – М. : Март, 2005. - 527 с. Запорожченко В. Г. К понятию здоровый образ жизни. Москва. : Центр, 2004. – 92 с. Запорожченко В. Г. Образ жизни и вредные привычки. Москва. : Медицина, 2004. – 132 Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно- воспитательном процессе: проблемы и пути их решения/ / Школа. - 2005. - №3. - С. 52- 87. Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий/ Т. В. Карасева/ / Начальная школа. - 2005. - № 11. - С. 75. Касьянова Л. Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. – Шадринск, 2004. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе/ В. И. Ковалько. - М. : ВАКО, 2007. - 297 с. Колесникова М. Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя/ М. Г. Колесникова/ / Естествознание в школе. - 2005. - №5. - С. 52- 55. Косолапова, Т. А. Педагогические технологии в воспитании дошкольников: простейший туризм/ Т. Косолапова/ / сб. III Международных педагогических чтений «Традиции и новации образовательной системы». – Чебоксары, 2013. – С. 3 Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний: учебное пособие/ В. П. Лукьяненко. – М. : Советский спорт, 2007. – 228 с. Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра/ Е. П. Митина/ / Начальная школа. - 2006. - № 6. - С. 56. Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы/ Ю. В. Науменко/ / Педагогика. - 2005. - №6. - С. 37- 44. Никитин В. А. Социальная педагогика. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с. Новикова И. М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей/ / Гуманитарные и социально- экономические науки. – 2006. – № 8. Новикова И. М. Представления о здоровом образе жизни старших дошкольников с ЗПР/ / Коррекционная педагогика. – 2006. – № 5. Ощепкова Т. Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста/ Т. Л. Ощепкова/ / Начальная школа. - 2006, - № 8. - С. 90. Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно- воспитательный процесс образовательного учреждения. Электронный ресурс/ М. Павлова. - Режим доступа к ст. : http: / / health. best- host. ru – заглавие с экрана Павлова. Л. Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группе раннего возраста. Практическое пособие. Москва. - 2006 Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155/ О б утверждении Федерального образовательного Стандарта дошкольного образования/ / Собрание законодательства РФ. – 2013[ электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http: / / szrf. ru, свободный Психология здоровья/ П од ред. Г. С. Никифорова. СПб. , 2000. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - 2000

Оставить комментарий: