Советы учителя - логопеда «Роль семьи в развитии речи детей»
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирова¬ния детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, «сюсюканье», которое нередко тормозит развитие речи. Многие взрослые считают, что, если они разговаривают с ребенком на его языке («бибика», «нака»), то тем самым становятся ближе и понятнее для ребенка. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.)
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи. Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
Позднее, когда ребенок уже усвоил основные средства языка и может самостоятельно излагать свои мысли, также важна роль родителей в его дальнейшем речевом развитии. Необходимо обогащать словарный запас ребенка, объяснять ему значение новых, незнакомых слов, играть в игры, способствующие развитию памяти, внимания (чтение стихов, сказок, настольные игры, лото, домино и т.д.), воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца и т.д. Очень полезны для детей дошкольного возраста пересказы сказок, коротких рассказов, самостоятельное составление рассказов по картинкам. Такая деятельность способствует не только речевому развитию ребенка, но и развитию его психических процессов в целом, прежде всего, мышления. Ведь, пересказывая сказку, ребенок должен не только передать те события, которые в ней происходят, но и изложить их в определенной последовательности, подчинить законам логики.
Родители, заинтересованные в развитии своего ребенка, всегда найдут несколько минут для занятия с ним.