Проект Цветочный калейдоскоп (ср.гр.)
Проект "Цветочный калейдоскоп"
Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.
Участники. Дети (4-5 лет), воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации проекта: долгосрочный (апрель - сентябрь).
Актуальность: сформировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами (растениями).
Цель проекта: Познакомить детей с разнообразием цветов и условиями для их роста.
Задачи:
- развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытно-исследовательской деятельности детей;
- формирование умений и навыков наблюдений за живыми объектами природы;
- освоение элементарных норм поведения по отношению к живым объектам природы;
- побуждать детей сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения;
- воспитывать любовь к природе.
Ожидаемые результаты.
Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, о значении природы в жизни человека. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в быту.
Подготовительный этап.
Изучение литературы по теме исследования. Подбор дидактических средств, картотек гимнастик (артикуляционная, пальчиковая, динамическая), материалов для экспериментальной и познавательной деятельности, подбор художественной литературы и энциклопедий.
Основной этап.
1) НОД «Путешествие в царство комнатных растений».
Цели: закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
2) НОД «Весенние первоцветы».
Цели: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы. Беречь и охранять ее; расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память.
3) НОД «Растения лечат».
Цели: познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора:
- развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности; прививать к ней интерес детей;
- развивать творческое воображение и обогащать коммуникативные навыки, основываясь на свободном объеме мнениями;
- вызывать положительный экономический настрой.
4) НОД «Одуванчик и растения луга».
Цели: воспитывать бережное отношение к одуванчику и полевым цветам. Закреплять знания о строении цветов, их названия. Развивать наблюдательность, речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.
5) Беседа: «Красная книга – сигнал опасности».
Цель : развивать у детей представления о назначении Красной книги; развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам растений. Изучить Красную книгу своего округа, выяснить, какие растения и животные являются редкими в нашем округе, какие растения произрастают в нашем округе, официально включенные в Красную книгу.
6) Экспериментальная деятельность. Наблюдение за условиями роста и жизни цветов и составление модели условной жизни комнатных растений, первоцветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва).
Посадка рассады цветов.
Цель. Дать представления о жизни растения, научить некоторым способам выращивания рассады.
Пересадка комнатных растений.
Цель. Закрепить представления о жизни растения и показать некоторые способы пересадки цветов.
7) Дидактические игры: «Найди растение», «Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение», «К названному растению беги», «Собери цветок», «Найди такое же растение», «Какого цветка не стало?», «Отгадай по загадке», «Собери букет», «Четвертый лишний», «Украсим комнату», «Найди такой же», «Что изменилось?», «Где спряталась матрешка?», «Найди растение по названию», «Продайте то, что назову», «Где спрятано растение?», «Узнай растение», Магазин «Цветы», «Найди о чем расскажу».
- Словесные игры.
Цель. Развивать умение описывать растения и находить их по описанию: «Я садовником родился», «Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем».
- Игра-беседа.
«Если бы ты был лекарственным (садовым, луговым, полевым, комнатным) цветком.
Цель. Уточнить знания детей о цветах, их особенностях; развивать воображение, умение вести диалог от лица цветка.
- Беседа «Что мне больше всего запомнилось и понравилось»
Цель. Ежедневно, вечером систематизировать знания детей, полученные за день; активизировать память.
8) Продуктивные виды деятельности
- Коллаж «Цветочное царство».
Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно-декоративной деятельности, упражнять в умении создавать коллаж.
- Аппликация «Астра из ниток».
Цель. Познакомить детей с новым видом изображения – с помощью ниток. Формировать уверенность в себе и в своих возможностях при создании аппликации.
- Аппликация «Волшебные цветы».
Цель. Научить заниматься коллективной деятельностью; закрепить навыки вырезывания и наклеивания; развивать эстетический вкус. Умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развивать воображение, творческое мышление.
- Лепка «А мы по лугу гуляли…»
Цель. Побуждать детей доступными им приемами лепки превращать особенности сказочных образов цветов, добиваясь выразительности с помощью внесения других материалов (мелких предметов). Развивать фантазию, воображение детей.
- Рисование «Мой любимый цветок (методом «тычка»).
Цель. Закрепить способ рисования «тычком» в изображении цветов. Развивать воображение, чувство цвета, умение передавать колорит цветов. Закреплять умение правильно держать кисть.
- Рисование «Мой любимый луговой цветок».
Цель. Развивать изобразительные навыки, воображение, точность движения руки, восприятие цвета.
- Рисование пластилином: «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу».
Цель. Формировать у детей представление о том, что при изображении цветов они сами могут выбирать изобразительные материалы, а также приемы и способы работы с ними. Побуждать детей к активному экспериментированию с пластилином. Помогать добиваться наиболее выразительного решения и получать удовлетворение от полученного результата.
- Рисование «Мой любимый цветок».
Цель. Продолжать побуждать детей передавать в рисовании красоту весенних цветов доступными средствами выразительности. Поощрять инициативу и самостоятельность детей при выборе изобразительных материалов, комбинировании их между собой для создания выразительного образа.
- Конструирование Оригами «Тюльпан».
Цель. Закреплять знания и умения детей изготовлять поделку из бумаги. Развивать глазомер, аналитическое мышление, память; воспитывать чувство заботы о близких, желание доставить им радость.
9) Подвижные игры.
Цель. Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение. «Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения».
Хороводные игры.
Цель. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, умение сочетать движения со словами, выразительность, певческие навыки.
«Мы на луг ходили», «Галя по садочку гуляла».
10) Трудовая деятельность.
Поливка комнатных растений.
Цель. Воспитание экологической культуры. Бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и по уходу за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки комнатных растений.
Мытье комнатных растений.
Цель. Закреплять умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивать из пульверизатора; определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульверизатор. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу.
Поливка клумб с многолетниками.
Цель. Закреплять умение поливать растения на участке, помогать взрослым; сформировать желание ухаживать за растениями, эстетическое наслаждение от любования свежими цветами.
11) Наблюдения.
Наблюдение за одуванчиком.
Цель. Воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным растениям. Закреплять знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность. Речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.
Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени).
Цель. Закреплять названия цветов, их цвет; сформировать эстетический вкус. Наблюдательность; воспитывать бережное отношение к растениям; закрепить знания о цветах, краске их лепестков; развивать чувство прекрасного, речь.
Наблюдение и уход за комнатными растениями в группе.
Цель. Закрепить навыки ухода за растениями; сформировать желание выращивать растения своими руками. Умножать красоту окружающего мира; развивать глагольный словарь.
12) Чтение.
Цель. Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.
Стихи о цветах: Шорыгина Т. «Колокольчики и гном», Пришвин М. «Золотой луг», Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова, Ж. Санд. «О чем рассказали цветы», Дмитриев Ю. «Хоровод лепестков», Онегов А. «Первый цветок»; «На лугу»; «На лесной поляне»; «Тропинка полевая», Смирнов А. «Цветок солнца»; «Кто на яблоньку похож?», Соколов-Микитов И. «Цвета леса»; «Легенды о цветах». Габе Д. «Желтый, белый, лиловый».
- Загадывание загадок.
Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.
Итоговое мероприятие.
- Мини-развлечение.
Цель: получить положительные эмоции от совместной деятельности; закрепить знания детей о цветах. Развивать быстроту, ловкость.
Содержание:
- Конкурс «Кто быстрее соберет и красивее составит букет из искусственных цветов»;
- Конкурс «Кто интереснее и необычнее составит композицию из цветов на полу»;
- Чтение стихов о цветах;
- Складывание цветов из элементов;
- Импровизация под «Вальс цветов» П. Чайковского из балета «Щелкунчик»;
- Исполнение песен о цветах.
- Соревнование «Кто быстрее посадит цветы луговые и садовые».
Совместная деятельность детей, педагогов и родителей.
Принятие участия в субботнике «Наш чистый участок».
Оформление клумб для цветов, высаживание рассады. Оказание помощи в подборе дидактических пособий.
Самостоятельная игровая деятельность детей.
- Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами.
- Раскрашивание цветов в раскрасках.
- Продуктивные виды деятельности.
- Настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры.
- Составление рассказов о цветах, сочинение стихов, загадок.
- Настольные игры: «Выложи цветы» (мозаика)», «Собери комнатное растение», «Собери букет», «Цветочное лото», Домино – «Наш сад».
Совместная деятельность детей и родителей.
- Беседа "Какие комнатные растения живут у вас дома?";
- "Рассаду, каких цветов выращиваете дома?".
- Придумать загадку или сказку о цветах.
- Участие в выставке работ «Цветочная фантазия».
- Нарисовать с родителями плакат на тему «Сохраним окружающий мир».
Итог проекта.
Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, о значении природы в жизни человека. Сформировались нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в быту.
Литература
Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.
Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М.: Аргументы и факты, 1996. – 40 с.
Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.
Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.
Шорыгина Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.