Волшебница Зима.
Цель: - обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал и без него; закреплять и расширять словарь по теме «Зима».
Образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами, подбирать эпитеты к словам. Развивать память, слуховое внимание, логическое мышление. Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.
Материал: снеговик – игрушка, картинки мороз, лёд, снег, кормушка. Морфологическая таблица о временах года (картинно – графический план), снежинки.
Ход занятия.
I – Организационный момент (психогимнастика).
- Ребята, подойдите ко мне. Давайте покажем как катаются на коньках, лыжах, как играют в снежки. (Дети имитируют движения).
- Молодцы! А теперь выполняйте движения вместе со мной.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
Мы дружно приседаем
И дружно все встаём.
Молодцы, все зарядились бодростью! Садитесь на место.
II Целевая установка.
- Ребята, к нам кто – то пришёл в гости. А кто, догадайтесь сами.
Снег катали и месили,
Человека мы слепили,
Вместо глаз – два уголька
Там где нос – морковка
А в руках метёлка
Кто он, наш Егорка? (Снеговик).
- Снеговик приготовил для вас загадку.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица
Белокожа, круглолица
Как махнула рукавом
Все покрылось серебром.
- О каком времени года эта загадка? (О зиме).
- Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).
- Какой сейчас зимний месяц? (Январь).
- Сегодня мы с вами будем говорить о зиме.
Беседа о приметах зимы.
Отгадайте загадки.
- Он вошёл – никто не видел
Он сказал – никто не слышал
Дунул в окно и исчез
А на окнах вырос лес. (Мороз).
- Ребята скажите мороз бывает какой? (Трескучий, сильный, колючий, слабый). Как ещё можно назвать слабый мороз? (Морозец).
- Без досок, без топоров
Через речку мост готов
Мост как синее стекло
Скользко весело, светло. (Лёд).
- Как можно сказать о льде? Какой он? (Холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).
- А как можно назвать тонкий лед? (Ледок).
- Избушка новая
Для всех столовая
Зовет обедать
Крошек отведать. (Кормушка).
- Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.
- Чем можно покормить птиц зимой? (Хлеб, зёрнышки, пшено, сало).
- Ребята, а как можно назвать маленькую кормушку? (Кормушечка).
- Он – пушистый, серебристый
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь. (Снег).
- Какой бывает снег? (Белый, пушистый, грязный, холодный, мягкий, хрустящий, блестящий, липкий…)
- Как мы ласково назовём снег? (Снежок).
- Все подойдите ко мне. Немного отдохнём.
IV Физкультминутка.
Выпал беленький снежок
Соберёмся мы в кружок.
Снег, снег белый снег
Засыпает он нас всех
Не боимся мы пороши.
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам
Снега хватит нам и вам!
- Молодцы! Садитесь на места. Снеговик вами очень доволен.
V Дидактическая игра: «Доскажи словечко».
Зимой всё вокруг покрыто белым, пушистым снегом. Давайте поиграем с этими словами. Я буду читать стихотворения, а вы добавляйте слова, образованные от слова «снег».
- Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю (снег).
- С неба все скользят пушинки
Серебристые (снежинки).
- На поселки, на лужок
Все снижается (снежок).
- Все бегут вперегонки
Все хотят играть в (снежки).
- Рядом снежная фигурка
Эта девочка (снегурка).
- Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик).
- На снегу – то посмотри
С красной грудкой (снегири).
- Ребята, какие слова вы добавляли? (Снежинки, снеговик, снегири, Снегурочка, снежки).
Снеговик сказал, что это слова для него очень близкие и родные,ведь он сам вылеплен из снега.
VI Дыхательное упражнение.
- Дети представьте, что у вас на ладошках – снежинка. Сдуем её нежно, медленно, чтобы она летела долго и легко (три раза).
VII Составление описательного рассказа о зиме по плану. (Вывешивается морфологическая таблица).
- Посмотрите на таблицу. Сейчас мы будем составлять рассказ о зиме по плану.
- Какое время года?
- Какое зимой солнце, небо, земля, деревья?
- Как одеты зимой люди?
- Животные и птицы как ведут себя зимой, как им можно помощь?
- Зимние забавы детей? (Рассказ 2-3 детей).
- Молодцы Снеговику очень понравился твой рассказ о зиме, особенно описание зимние – забавы детей или описание неба и солнца.
VIII Подведение итогов.
- И так давайте вспомним о каком времени года говорили на занятии? (О зиме).
- Что понравилось на занятии?
- Молодцы, ребята мне и нашему гостю – снеговику очень понравилось как вы отгадывали загадки, рассказывали о признаках зимы и составлении интересного рассказа об этом времени года.
- Снеговик за хорошую работу на занятии решил подарить вам эти красивые снежинки. (Раздаются снежинки). Занятие окончено.