Консультация на тему «Если ребенок кусается»
С проблемой детских укусов сталкиваются и педагоги, и родители детей младшего дошкольного возраста. Неприятно всем: укушенному и укусившему, родителям с обеих сторон и, конечно же, педагогу. Почему ребенок кусается? Что делать? Эти важные вопросы являются первой реакцией на ситуацию, возникновение которой, как правило, продиктовано возрастными особенностями ребенка и сложившейся вокруг него неблагоприятной психологической обстановкой дома и/или в детском саду.
Внимательно понаблюдайте за кусающимся ребенком. Очень скоро вы обнаружите, что он кусается, попадая в определенную ситуацию, например, когда вокруг него много других детей, незадолго до приема пищи, при недовольстве действиями сверстника, в конфликтной ситуации.
Причины детских укусов могут быть разнообразны, но это всегда проявление агрессивности. Ее возникновение может быть обусловлено такими факторами как неблагополучная внутрисемейная обстановка, неумение ребенка выражать свои желания вербально и конечно же, это особенность возрастного развития малыша. При попадании малыша 2-3-х лет в новую социальную ситуацию происходит кардинальное изменение образа жизни, расширяется его круг общения и, как следствие, появляются негативные эмоции – упрямство, плаксивость, страх… Если эти негативные эмоции продолжаются дольше 6 недель, то «кусание», связанное с периодом адаптации, превратится постоянный способ отстаивания своих желаний в среде сверстников, и справиться с ними будет достаточно тяжело.
Если вы заметили, что ребенок кусается, поступайте следующим образом:
- Твердо и спокойно скажите ему, что кусаться нехорошо. Объясните, что укушенному ребенку очень больно и, если возможно, привлеките укусившего к помощи пострадавшему, вместе погладьте того по руке.
- Проговорите с ребенком несколько простых фраз, выражающих его недовольство, например: «Нет», «Не могу», «Я сержусь». Попробуйте научить его говорить эти фразы, когда необходимо.
- Организовывайте и поощряйте игры с песком, водой, глиной, т.к. эти материалы успокаивают, способствуют снижению агрессии.
- Обязательно дайте ребенку возможность как можно больше рисовать карандашами и, особенно, красками.
- В распоряжении ребенка должно быть достаточно строительных материалов – кубиков или крупного строителя.
- Дома ребенку как можно чаще давайте «грызть» твердую пищу: морковь, огурец, яблоко, капусту, сухари и т.д.
- У ребенка должно быть место, где он может ползать, валяться, кувыркаться.
- Никогда не решайте свои проблемы при детях с помощью крика и кулаков.
- Если ребенок недавно пришел в детский сад, не требуйте от него скорейшего приучения к туалету, дайте ему некоторое время (примерно 3 недели), чтобы освоиться в группе.
- Избегайте ситуаций, когда ребенок может оказаться в тесной кучке других детей, постарайтесь обеспечить ему свободное пространство.
- Всегда соблюдайте режим дня, четко чередуя активную деятельность с отдыхом и приемами пищи в определенное время.
- Помните, выражение вашего лица всегда отражается на лицах детей. Будьте доброжелательны, больше улыбайтесь всем детям без исключения, не хмурьтесь! Знайте, ребенок перестанет кусаться, если вы в это верите и помогаете ему.