Консультация для родителей "Учите ребенка сочинять стихи". воспитатель Мануйлова Л.М.
Все дети по-своему талантливы. У каждого есть свои способности, порой незаметные. А то, каким вырастет ребёнок, в первую очередь зависит от взрослого. Творческие способности нужно развивать с раннего детства, ведь творчество - основа будущей успешной жизни. Хочется рассказать о том, как можно развивать стихотворное творчество у детей дошкольного возраста. Цель при этом – не получение шедевров от ребёнка, а его развитие. Дети, как правило, очень любят различные рифмованные выражения: считалки, дразнилки, заклички, мирилки и другие. Любая игра, в которой нужно произносить стихи, намного интересней обычной. Ведь даже незнакомые слова, сложенные в рифму, запоминаются быстрее. А за счёт пополнения словарного запаса происходит и развитие речи малыша. Рифмованные сочетания слов вызывают в воображении ребёнка яркие красочные образы, учат смело и быстро мыслить, находить верные образные выражения и расширяют кругозор малыша. Именно поэтому, чем раньше научить его мыслить рифмами, тем ярче и яснее он будет выражать своё мнение.
Уже в три года дети могут досказывать строчку из стихотворения. Для того, чтобы познакомить ребенка с рифмой, можно использовать загадки, ответ которых рифмован. В кладовой шуршала мышка, Под сосной лежала -…(шишка). Живёт в нашем доме Гарик, У него есть синий…(шарик). Капризуля наша Маша, У неё в тарелке …(каша). Стоит в деревне старый дом, В сети к нам попался -…(сом). В сказке чудный гном, Зимой ребята лепят -…(ком). А ещё можно использовать игру «Найди лишнее». Предложите ребёнку из четырёх слов, например, дом, сом, нож, гром найти лишнее. А когда ребенок ответит, спросите его, почему слово «нож» лишнее, чем оно отличается от других. Придумывать рифмы для детей - это такая же интересная игра, как и многие другие. Многие дети хотят сами сочинить хотя бы четверостишье. Но возможности у всех разные. Взрослый должен помочь малышу, поддержать его стремление. Одни дети сами могут сочинить стихотворение, если им подобрать рифму. Другие - сами выберут тему для него, но будут затрудняться с подбором рифмы. Третьи - без проблем выберут тему и сами раскроют её при помощи рифмованных строчек. Поэтому нужно знакомить ребёнка не только со сказками, но и с поэзией (короткие стихи, отрывки из сказок А. С. Пушкина, потешки, считалки, скороговорки, чистоговорки, короткие песенки), всё это наполнит окружающий мир вашего ребёнка красотой поэтического слова. А также взрослому важно похвалить ребёнка за стишок, даже если он получился не совсем складный. Но ни в коем случае не стоит говорить малышу, что стих плохой. Это может обидеть его, понизить самооценку. В таком случае у ребёнка пропадёт желание развивать своё творчество. Темой для стихотворения может быть всё, что окружает малыша и привлекает его внимание: друзья, семья, игрушки, животные... Придумывая четверостишье, например, про друга, ребёнок анализирует его качества, учится наблюдать, а благодаря этому развивается его мышление.
А наградой для родителей, возможно, станут строки ребенка, каким и стало стихотворение, написанное Анастасией Торбиной из подготовительной группы.
ВЕСНА
Уходи зима, снег, лед и холода.
А появитесь подснежники, белые, весенние.
А потом быстро появитесь почки, зеленые листочки.
А потом быстро появитесь бабочки красавицы весны.
Вот так закончилась зима, а наступила весна.
Детям дошкольного возраста свойственно быстро сочинять и так же быстро забывать собственное сочинительство, поэтому советую вам: отпечатайте стихи своего ребёнка, заведите альбом стихов, помогите своему малышу оставить в памяти и на всю жизнь приятные минутки своего счастливого детства.