Статья "Юные исследователи мира"Смецкая О.А.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
И поэтому в современной педагогике актуальна проблема воспитания и развития личности творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни.
Исследовательская деятельность претендует на роль ведущей в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование. Че
м разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, быстрее и полноценнее он развивается.
Поддерживая стремления ребят к творчеству, научно-исследовательская деятельность помогает детям обогатить имеющийся опыт, дает возможность использовать его, пережить радость открытий, побед и успеха.
Поэтому исследовательская деятельность заняла главное место в системе работы нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Наблюдение за показом опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Ребята стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как, например, замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающего мира по цвету, объему, качеству… Ребята самостоятельно делают выводы о значимости физических явлений для жизни человека.
Во время исследовательской работы я учу детей самостоятельно удовлетворять присущую им любознательность, практически устанавливать причинно-следственные, пространственные и временные связи между предметами и явлениями, работать согласованно, единой командой.
Опыты и эксперименты с ребятами я провожу как во время образовательной деятельности, так и в течении дня. Дети с удовольствием экспериментируют в уголке природы, на огороде и участке, в «минилаборатории», играют, рисуют, ходят на экскурсии.
Мне нравится этот вид занятий с детьми, поэтому решила принять участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я-исследователь».
Цель конкурса – развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательской деятельности и развития исследовательских способностей.
Участие в конкурсе могут принимать юные исследователи в возрасте от пяти до десяти лет. К участию принимаются как индивидуальные участники, так и творческие коллективы. Представленные работы квалифицируются по следующим предметным направлениям: гуманитарное, техника и физика, неживая природа, живая природа.
Для исследовательской деятельности я выбрала направление техника и физика по теме «Статическое электричество».
В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с электричеством. Я объясняю детям, что электричество очень опасно, и экспериментировать с ним нельзя. Но существует и безопасное статическое электричество. Его можно получить с помощью окружающих нас предметов (бумага, воздушный шарик, шерстяная ткань, карандаш, вода). Меня заинтересовало это физическое явление, и я решила раскрыть ребятам его секрет.
С воспитанницей подготовительной группы Торбиной Настей через опыты и эксперименты мы показали и доказали детям, как образуется это электричество, каковы его свойства и где оно встречается.
Первый отборочный этап конкурса проходил в нашем детском саду. Настя заняла первое место. И вышла на второй муниципальный этап конкурса, который проходил на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шебекино Белгородской области» и центра поддержки одаренных детей.
От каждого детского сада был представлен ребенок возрастом от 5 до 7 лет. Дошкольники выступили с докладами и представлением демонстрационного стенда своей работы и достигнутыми результатами.
Настя достойно выступила и стала победительницей! И эта победа дала возможность защитить честь детского сада и нашего города на региональном этапе Всероссийского конкурса «Я-исследователь».