Рекомендации для воспитателей "Опыты с почвой" Смецкая О.А.
Элементарные опыты и эксперименты
Опыт 1
Цель: дать детям возможность увидеть, что почва насыщена воздухом, необходимым для дыхания корней растений и живых существ, населяющих ее.
Наблюдаемое действие: в банку с водой бросается комочек почвы. Из нее выходят пузырьки воздуха.
Опыт 2
Цель: дать детям возможность увидеть, что почва, насыщенная перегноем, впитывает больше воды и медленней ее отдает, чем почва без перегноя.
Наблюдаемое действие: в две разные банки помещают песок и почву с выраженным присутствием перегноя. В обе банки налипают равное количество воды. Дети наблюдают процесс впитывания воды и длительность высыхания.
Опыт 3
Цель: дать детям возможность увидеть, как проверяется семенной материал при помощи воды.
Наблюдаемое действие: в банку с водой насыпаются семена огурцов, воду размешивают, и дети видят, как полновесные семена тонут, а непригодные к посеву остаются на поверхности воды.
Опыт 4
Цель: дать детям возможность увидеть свойство сыпучести разных видов почвы.
Наблюдаемое действие: у детей в широких емкостях песок, глина, чернозем. Дети на ощупь определяют сыпучесть разных почв.
Опыт 5
Цель: дать детям возможность увидеть состав разных видов почвы.
Наблюдаемое действие: у детей в широких емкостях песок, меловая почва, чернозем. Дети с помощью увеличительного стекла определяют, из каких частичек состоит почва (песчинки, комочки), их размеры, взаимосвязь между собой.
Опыт 6
Цель: подвести детей к пониманию того, почему дождевые черви выходят на поверхность земли во время дождей.
Наблюдаемое действие: В прозрачной банке земля с дождевыми червями. Осторожно наливают воду так, чтобы она покрыла землю. Дети наблюдают, как пузырьки воздуха выходят из почвы
Опыт 7
Цель: дать детям возможность увидеть в почве органические остатки, служащие питанием для растений.
Наблюдаемое действие: Дети с помощью лупы рассматривают органические остатки в почве и песок без органических остатков. Проращенные семена помещают в песок, воду и плодородную почву. В течение нескольких дней дети наблюдают за развитием ростков.
Опыт 8
Цель: дать детям возможность увидеть влияние подкормки на рост растений.
Наблюдаемое действие: На части огородной грядки воспитатель в присутствии детей подкармливает жидким удобрением всходы. Дети наблюдают за развитием подкормленных и не подкормленных растений. Когда разница станет очевидной, подкармливают все растения.
Опыт 9
Цель: подвести детей к пониманию того, что перед посевом необходимо проращивать семена
Наблюдаемое действие: На части огородной грядки дети высаживают пророщенные и непророщенные семена. В течение нескольких дней наблюдают за развитием ростков.
Опыт 10
Цель: подвести детей к пониманию того, что растениям необходим солнечный свет.
Наблюдаемое действие: На участке ДОУ выбираются солнечные и затененные участки. В течение всего вегетативного периода дети наблюдают за ростом и развитием растений