«Исследование секретов воды »
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД № 27» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Конспект НОД на тему:
«Исследование секретов воды »
для детей средней группы
Подготовила: воспитатель Куралева А.Ю.
Образование: высшее
Стаж работы в ДОУ: 14 лет
Категория: 1 категория
Курсы повышения квалификации: 2014г.
2015 год
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально - коммуникативное, речевое, физическое развитие
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению в процессе экспериментирования с водой
Задачи:
Познавательное развитие:
- Расширить и углубить представления о свойствах воды, её взаимодействия с различными веществами
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы на примере проведения опытов с водой с использованием одного из методов ТРИЗ - метод «Системного анализа»
- развивать умения определять возможные методы решения проблемы
Физическое развитие:
- активизировать двигательную активность,
- формировать умение двигаться и выполнять движения в ритме танца.
Речевое развитие:
- расширять и обогащать словарный запас детей,
- упражнять в умение согласовывать слова в предложениях,
- совершенствовать диалогическую форму речи,
- развивать умение пользоваться прямой и косвенной речью
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать желание пользоваться специальной терминологией,
- развивать умение вести конструктивные беседы в процессе совместной исследовательской деятельности,
- развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.
Предварительная работа: беседы на тему «для чего нудна вода?», «как человек использует воду»; наблюдение в природе за осадками; чтение художественной литературы о воде, заучивание стихотворений, потешек о воде.
Демонстрационный материал: ёмкость с водой, стакан с молоком, чеснок, сосуды разной формы, листья, камешки, чашка с песком, фантики, стакан с окрашенной водой , магнитная доска с картинками – свойствами воды, капля, рыбки для опыта.
Раздаточный материал: стаканы с водой, чашки с сахаром, ложки, салфетки, поднос с различными материалами для детей, пипетки, таблицы с изображением различных материалов, таблички с изображением различных предметов, загрязняющие воду, фишки, халаты детям.
Ход НОД
І. Вводная часть
Дети, сегодня у нас будет необычное занятие. А вот о чём оно будет, вы узнаете, если отгадаете загадку. Внимательно послушайте её:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Догадались о чём эта загадка? (о воде) . Сегодня мы с вами поговорим о воде.
ІІ. Основная часть
Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане…
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Дети, а что может случиться, если исчезнет вода? (всё живое погибнет)
Расскажите как и где человек может использовать воду.(выслушать варианты ответов)
А хотели бы вы узнать что-то новое о воде? Тогда я предлагаю вам стать исследователями воды, ведь исследователями называют тех, кто всё исследует, изучает, поверяет на опытах, открывает что-то новое. Вы готовы стать исследователями? Проходите в нашу лабораторию, одевайте халаты. Занимайте свои рабочие места.
Прежде, чем мы начнём работать, нужно вспомнить правила обращения с водой.
Дети рассказывают стихотворение:
Вода всегда и всем нужна.
Она прозрачна и чиста,
Она бежит, течёт и льётся
Из речки, крана, и колодца.
Она тепла и холодна,
А также мокрая она.
И кто с водой не осторожен –
Намочит быстро их она!
Поэтому, выполняя задания, обращайтесь с водой аккуратно. Все ваши исследования мы будем записывать на доску.(в центре – большая капля, а от неё идут стрелочки). Все открытия, которые вы сделаете, мы зафиксируем на нашей доске, чтобы потом сообщить всем детям в саду, кто ещё этого не знает. (метод «Системного анализа»)
Опыт 1. Цель: исследовать воду на вкус и на запах.
Возьмите стакан с водой, попробуйте на вкус воду, попейте её из стакана. Какая она на вкус?(без вкуса). Понюхайте воду. Чем она пахнет? (ничем не пахнет). Вывод: чистая вода без вкуса и запаха. Фиксируем на доске наше первое открытие.
Опыт 2. Цель: пронаблюдать, как изменяется вкус и запах воды при взаимодействии с другими веществами.
Найдите на своём столе ложку и сахар. Положите в стакан ложку сахара. Размешайте. Попробуйте воду. Какая она? (Сладкая) Почему вода изменила вкус? (в неё добавили сахар). А какая на вкус вода в море? (Солёная) Как вы думаете, почему? (в ней много соли). Так когда вода меняет свой вкус? (когда в воду что-то добавляют). Сейчас я вам что-то добавлю в стаканчики (добавляю чеснок). Понюхайте воду в этом стаканчике. Чем пахнет? (чесноком). А что ещё можно добавить в воду, чтобы она изменила запах? (духи, лимон, мёд) Делаем вывод и фиксируем на доске: вода меняет вкус и запах, когда в неё добавляют какое – то вещество.
Опыт 3. Цель: исследовать воду на прозрачность.
У меня есть стакан с молоком, я опущу в него ложку, посмотрите, ложка видна? (нет). А теперь вы опустите ложки в стакан с водой. Ложка видна полностью? (да). Как вы думаете, почему в стакане с молоком ложка не видна, а в стакане с водой – видна? (вода прозрачная, а молоко – нет) Фиксируем очередной картинкой свой вывод.
Опыт 4. Цель: узнать, имеет ли вода форму.
У вас на столах разные сосуды, налейте в них воду. Посмотрите, вода та же самая, а вот форма её стала другой. Сделаем вывод: вода, в отличии от твёрдых тел, не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который её наливают. Если мы прольём воду, что будет? (она растечётся лужей). Вот смотрите. (наливаю воду на тарелку) Вывод: вода жидкая, не имеет формы. Фиксируем. А где в природе мы можем наблюдать лужи? Когда на дорогах, земле образуются лужи? (после дождя)
Давайте мы немного отдохнём, поиграем с капельками дождя. Выходите из лаборатории.
Физминутка
Вдруг закрыли небо тучи (дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещённые руки)
Начал капать дождь колючий (прыгают на носочках, держа руки на поясе)
Долго будет дождик плакать (наклонились вперёд, повороты влево- вправо)
Развезёт по всюду слякоть
Грязь и лужи на дороге, (идут по кругу, высоко поднимая ноги)
Поднимай повыше ноги!
(Н. Нищева)
А чтобы дождик нас не намочил, давайте вернёмся назад в лабораторию
Логическое задание: представьте, что вы на улице. Вдруг начался дождь, а зонта у ва нет. Зато в сумке лежит много разных вещей: носовой платок, тетрадь, лист картона, бумажные салфетки и целлофановый пакет. Что из этого можно было бы использовать вместо зонта? (ответы детей).
Опыт 5. Цель: узнать , какие материалы как пропускают воду.
Проведём небольшое исследование. У нас на подносе лежат разные материалы. С помощью пипетки, мы будем набирать и капать на материалы. Обратите внимание на то, какие из них намокают быстрее. На столах у вас есть таблицы, в них напротив тех вещей, которые пропускают воду положите каплю – фишку. Какие материалы намокают быстрее? Какой материал не пропускает воду? Вывод: разные материалы по- разному пропускают воду. Фиксируем на доске.
А сейчас я хочу рассказать вам сказку о маленьком Прудике, где жила вода.(рассказываю первую часть сказки «Экологическая сказка»М. Султановой. Рассказ воспитателя сопровождается показом)
Опыт 6. Цель: исследовать влияние на воду природного материала
Жил был маленький Прудик, а в нём плавали золотые рыбки. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер. В Прудик попали мелкие камешки, песок, листья с деревьев.. Стих ветер , и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо, что в нём теперь есть не только золотые рыбки, но и камешки , и листочки.
Вопросы детям во время рассказа: Что стало с песком? Почему Прудик стал мутным. Осталась ли вода прозрачной? Где оказались камешки? Что происходит с листьями в воде?
Воспитатель рассказывает вторую часть сказки. (во время рассказа, вместе с детьми производит действия по сказке.)
Опыт 7. Цель: исследовать причины загрязнения воды.
Выглянуло солнышко, и Прудик заулыбался ещё сильнее. Художник стоял на берегу Пруда и рисовал пейзаж. В это время мимо проходили дети. Они смеялись и ели конфеты. Фантики они бросали в воду. А когда художник закончил свою картину, то вылил в Пруд грязную воду с краской из под кисточек. Прудику сделалось плохо. От грязи, вода в нём стала мутной, и он загрустил.
Вопросы детям во время рассказа: Что случилось с водой? Где в ней находятся фантики? Видны ли теперь камешки?
Возьмите карточки на своих столах. Положите фишки на картинки тех предметов, которые нельзя бросать в водоёмы.. Расскажите, как правильно себя вести на природе у воды, чтобы не загрязнять её. Фиксируем последние результаты исследований и подводим итог.
ІІІ. Заключительная часть.
Дети, вам понравилось быть исследователями? (ответы детей)
Вы хорошо потрудились. Снимайте свои халаты. Наша лаборатория закрывается. В заключение я хочу вам сказать:
В природе путешествует вода.
Она не исчезает никуда.
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам,
К широким долинам.
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь,
Вас окружает везде и всегда –
Эта волшебница –
Чудо-вода!
Берегите её, не засоряйте водоёмы, бережно расходуйте воду. Помните всегда, что вода – это источник жизни!