a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рекомендации педагога-психолога

Опубликовано: 2016-03-15 17:27:45

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 104 «Гуси- лебеди » г. У льяновск Рекомендации участникам образовательного процесса, включая детей с ОВЗ Педагог- психолог: Торутанова С. Е. УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЕ 1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания Называйте ребёнку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т. д. Он должен, по договорённости, отреагировать на определённые слова. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребёнок сбивается, повторите задание снова. Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение. В третьей серии можно объединить первое и второе задания, т. е. ребёнок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встаёт при произнесении слова, обозначающего какое- либо растение. 2. Упражнение на развитие концентрации внимания Для проведения занятий необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10- 15 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием. В первом задании ребёнка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия. Во втором задании ребёнку показывают последовательно неоконченные картинки и просят назвать, что не дорисовано, или же показывают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствия. 3. Упражнение на развитие устойчивости внимания Для развития устойчивости внимания дайте ребёнку небольшой текст( газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую- либо букву( например" а" ) . Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты на графике, проанализируйте, как изменяется результативность. Если вы делали всё правильно, то должно быть улучшение результатов – ознакомьте ребёнка с ними, порадуйтесь вместе с ним. Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: " В каждой строке зачеркни букву" а" , а букву" б" подчеркни" . Или так: " Зачеркни букву" а" , если перед ней стоит буква" н" , и подчеркни букву" а" , а если перед ней стоит буква" л" . " Фиксируйте время и ошибки. Можно проводить эти развивающие упражнения в соревновательной форме. 4. Упражнение на развитие произвольного внимания Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: " Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" . Если ребёнок спрашивает, что делать дальше, - ответить, что пусть он делает так, как понял. Если ребёнок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия. 5. Упражнение на развитие распределения внимания. Если ребёнок владеет обратным счетом( например, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1) , то можно предложить ему повторять его, но при этом одновременно выполнять вслед за вами простые физические упражнения( наклоны, приседания, повороты) . Показателем хорошей способности к распределению внимания является небольшое ухудшение результатов по сравнению с первоначальными( без выполнения упражнений) . Усложнять выполнение этого задания можно так за счет постепенного убыстрения обратного счета, так и за счет повышения трудности физических упражнений. Фиксируйте время выполнения и количество ошибок. УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ 1. Упражнение" Помоги найти тень" Цель: развить восприятие и внимание. Задание: ребёнку надо внимат ельно посмотреть на профиль и найти соответствующую тень из предложенных 10 вариантов. Если ребёнок затрудняется в выполнении задания, ему можно помочь. 2. Упра жнение" Чем отличается? " Цель: развить восприятие формы у ребёнка, научить его сравнивать. Задание: предложите ребёнку внимательно посмотреть на человечков и найти двух одинаковых. 3. Упражнение на развитие пред ставлений о частях суток Подготовить рисунки, посвящённые каждому времени суток, - утро, день, вечер, ночь. Затем ребёнку задают вопросы: " Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад? Что ты делаешь утром в детском саду? " , и т. д. После этого покажите ребёнку картинки и спросите, о каком времени суток идет речь в каждой. Ребёнок справляется с этим заданием. После этого предложите ему разложить самостоятельно эти картинки в соответствии с последовательностью частей суток. 4. Упражнение на развитие предс тавлений о временах года Покажите ребёнку 4 картинки с изображением явлений природы в четырёх временах года. Например, приметы осени: гроздь рябины; жёлтый лист; кочан капусты; белка делает запасы; дети в осенней одежде идут с корзинками в лесу; деревья с желтыми листьями; убранное поле; астра. Расспросите ребёнка о временах года: " Когда бывает снег? Когда опадают листья с деревьев? Когда появляются подснежники? Когда птицы строят гнёзда? и т. д. Через 1- 2 дня ребёнку последовательно показывают 4 картинки с изображением времён года и просят назвать, какое время года изображено, и объяснить, почему он так думает? Если ребёнок затрудняется в определении времён года, продолжайте эту игру дальше, подготовьте другие картинки, постарайтесь вносить разнообразие в вопросы. Такой же подход можно использовать и в развитии у ребёнка представлений о месяцах. 5. Упражнение на развитие простр анственных представлений Подготовьте заранее 5 игрушек( например, кукла, зайчик, мишка, уточка, лиса) ; картинку с изображением 9 предметов, расположенных столбиками по 3; лист бумаги в клеточку, карандаш. Ребёнку предлагают выполнить несколько заданий: 1. Показать правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо. 2. На столе перед ребёнком располагают игрушки следующим образом: в центре – мишка, справа – уточка, слева – заяц, впереди – кукла, сзади – лиса, и просят ответить на вопросы о расположении игрушек: " Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка позади мишки? Какая игрушка стоит слева от мишки? Какая игрушка справа от мишки? " 3. Ребёнку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: " Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу? " 4. Ребёнка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре – круг, слева – квадрат, выше круга – треугольник, ниже – прямоугольник, над треугольником – 2 маленьких кружка, под прямоугольником – маленький кружок. Задание ребёнок выполняет последовательно. 5. Игрушки располагают слева и справа, впереди и позади ребёнка на расстоянии 40- 50 см от него, предлагают рассказать, где какая игрушка стоит. 6. Ребёнку предлагают встать в центре комнаты и рассказать, что находится слева, справа, впереди, сзади от него. УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЕ 1. Упражнение на развитие мыслительной операции: " Сравнение предметов" Для сравнения предложите ребёнку следующие пары слов: 1. МУХА И БАБОЧКА 2. ДОМ И ИЗБУШКА 3. СТОЛ И СТУЛЬЯ 4. КНИГА И ТЕТРАДЬ Ребёнок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: " Ты видел муху? А бабочку? " После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребёнку предлагается их сравнить. Снова задайте вопросы: " Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга? " Проанализируйте ответы ребёнка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребёнка легче: искать сходства или различия? Ребёнок 6- 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам( например, молоток и топор лежат в сарае) , а по главным признакам. 2. Упражнение на развитие скорости мышления: " Оканчивание слов" Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. " Отгадай, что я хочу сказать! По …" , - так вы начинаете игру. Всего предлагается 10 слогов: ПО; НА; ЗА; МИ; МУ; ДО; ЧЕ; ПРЫ; КУ; ЗО. Если ребёнок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать( отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет. Например, по- лет, по- кой, по- лотенце и т. д. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности. 3. Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков" Найди лишнее слово" . Читайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите ребёнку определить слово, которое является" лишним" . 1. СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ 2. ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ 3. ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША 4. МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ 4. Упражнение на развитие гибкости ума. Предложите ребёнку называть как можно больше слов, обозначающих какое- либо понятие. 1. Назови слова, обозначающие деревья( берёза, сосна, ель, кедр, рябина…) . 2. Назови слова, относящиеся к спорту( футбол, хоккей, плавание…) . 3. Назови слова, обозначающие зверей. 4. Назови слова, обозначающие домашних животных. 5. Назови слова, обозначающие наземный транспорт. 6. Назови слова, обозначающие воздушный транспорт. 7. Назови слова, обозначающие водный транспорт. 8. Назови слова, относящиеся к искусству. 9. Назови слова, обозначающие овощи. 10. Назови слова, обозначающие фрукты. 5. Игра: " Как это можно использовать" . Предложите ребёнку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого- либо предмета. Например, вы называете слово" карандаш" , а ребёнок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д. 6. Игра: " Говори наоборот" . Предложите ребёнок игру: " Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький" . Можно использовать следующие пары слов: ВЕСЁЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ КРАСИВЫИ – БЕЗОБРАЗНОСТЬ ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ 7. Игра: " Бывает – не бывает" . Называете какую- нибудь ситуацию и бросаете ребёнку мяч. Ребёнок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно. Например, вы говорите: " Кошка варит кашу" , и бросаете ребёнку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребёнок придумывает что- нибудь и бросает мяч вам. И так далее. Ситуации можно предлагать разные: ПАПА УШЁЛ НА РАБОТУ. ПОЕЗД ЛЕТИТ ПО НЕБУ. КОШКА ХОЧЕТ ЕСТЬ. ЧЕЛОВЕК ВЬЁТ ГНЕЗДО. ПОЧТАЛЬОН ПРИНЁС ПИСЬМО. ЗАЙЧИК ПОШЁЛ В ШКОЛУ. ЯБЛОКО СОЛЁНОЕ. БЕГЕМОТ ЗАЛЕЗ НА ДЕРЕВО. ШАПОЧКА РЕЗИНОВАЯ. ДОМ ПОШЁЛ ГУЛЯТЬ. ТУФЛИ СТЕКЛЯННЫЕ. НА БЕРЁЗЕ ВЫРОСЛИ ШИШКИ. ВОЛК БРОДИТ ПО ЛЕСУ. ВОЛК СИДИТ НА ДЕРЕВЕ. В КАСТРЮЛЕ ВАРИТСЯ ЧАШКА. КОШКА ГУЛЯЕТ ПО КРЫШЕ. ЛОДКА ПЛЫВЁТ ПО НЕБУ. ДЕВОЧКА РИСУЕТ ДОМИК. ДОМИК РИСУЕТ ДЕВОЧКУ. НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ. ЗИМОЙ ИДЁТ СНЕГ. ЗИМОЙ ГРЕМИТ ГРОМ. РЫБА ПОЁТ ПЕСНИ. КОРОВА ЖУЁТ ТРАВУ. МАЛЬЧИК ВИЛЯЕТ ХВОСТОМ. ХВОСТ БЕЖИТ ЗА СОБАКОЙ. КОШКА БЕЖИТ ЗА МЫШКОЙ. ПЕТУХ ИГРАЕТ НА СКРИПКЕ. ВЕТЕР КАЧАЕТ ДЕРЕВЬЯ. УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 1. " Добавь слово" Развитие слуховой памяти. Игру надо проводить с группой ребят. Один ребёнок называет какой- нибудь предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое- либо своё. Третий ребёнок повторяет уже два слова и называет третье. Четвёртому ребёнку придётся повторить уже три слова, а потом назвать своё и т. д. Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, - то есть будет увеличиваться объём памяти. 2. " Бусы" Развитие зрительной памяти, восприятия, внимания. Предложите ребёнку внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать на листе бумаги такие же бусы. 3. " Слушаем и рисуем" Развитие слуховой памяти и внимания. Задание: прочитайте детям рассказ и предложите им нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание. Вариант 1 В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой – поменьше, а третий – совсем крохотный. Руки первого и второго – снежные комки, а у третьего – из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из треугольников. 4. " Выполни движения" Развитие внимания, зрительной и двигательной памяти. Ход игры: ведущий показывает несколько действий, не называя их. Задание: ребёнку надо повторить действия в той последовательности, в которой они были показаны. Вариант 1 1. руки поднять вверх; 2. сделать хлопок над головой; 3. руки развести в стороны; 4. Сделать вращательное движение руками; 5. руки опустить вниз. Возможен и ещё один вариант игры, когда движения не показываются, а только называются. В этом случае ребёнок должен вспомнить, каким образом оно выполняется. 5. " Воспроизведение рассказа" Для развития смысловой памяти ребёнка дошкольного возраста можно воспользоваться этим упражнением. П рочитайте детям рассказ. Затем попросите ребёнка воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту. Слушая пересказ ребёнка, обязательно обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребёнок понял смысл рассказа. Если ребёнок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы. Можно предложить следующие рассказы для запоминания. 1. Жили- были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у неё ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку. Вопросы к рассказу: 1. Что подарила мама детям? 2. Как играли детям? 3. Почему они перестали играть? 4. Кого позвали дети и зачем? 6. Упражнение на развитие объёма кратковременной слуховой памяти: " Каскад слов" Заранее подготовить список из 8- 10 слов, которые хорошо знакомы ребёнку. Расположите их именно таким образом: 1. ОГОНЬ 2. ДОМ, МОЛОКО 3. КОНЬ, ГРИБ, ИГЛА 4. ПЕТУХ, СОЛНЦЕ, АСФАЛЬТ, ТЕТРАДЬ 5. КРЫША, ПЕНЬ, ВОДА, СВЕЧА, ШКОЛА 6. КАРАНДАШ, МАШИНА, БРАТ, МЕЛ, ПТИЦА, ХЛЕБ 7. ОРЁЛ, ИГРА, ДУБ, ТЕЛЕФОН, СТАКАН, ПАЛЬТО, СЫН 8. ГОРА, ВОРОНА, ЧАСЫ, СТОЛ, СНЕГ, КНИГА, СОСНА, МЁД 9. МЯЧ, ЯБЛОКО, ШАПКА, МОРКОВКА, СТУЛ, БАБОЧКА, МЕТРО, ЦЫПЛЁНОК, НОСКИ 10. ГРУЗОВИК, КАМЕНЬ, ЯГОДЫ, ПОРТФЕЛЬ, САНКИ, МОЛОТОК, ДЕВОЧКА, СКАТЕРТЬ, АРБУЗ, ПАМЯТНИК То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, есть объём его слуховой кратковременной памяти на слова. Ребёнок 6- 7 лет правильно воспроизводит ряд из 5- 6 слов. 7. Упражнение на развитие зрительной памяти Разложите на столе перед ребёнком палочки, из которых сделайте какую- либо простую фигуру( домик, квадрат, треугольник и т. д. ) . Попросите ребёнка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите её повторить, сложить так же. Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно. Другой вариант: вы просите ребёнка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек. Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать. 8. Игра на развитие памяти: " Я положил в мешок" В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: " Я положил в мешок яблоки" . Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что- нибудь: " Я положил в мешок яблоки и бананы" . Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что- то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: " В саду у бабушки растут…" ( Порядок тот же. ) В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие. 9. Игра: " Я – фотоаппарат" Предложите ребёнку представить себя фотоаппаратом, который сможет сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д. Например, ребёнок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить. Так можно развивать у детей не только память, но и внимание. Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребёнку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребёнком в Шерлока Холмса или в разведчика. УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ 1. Игра" Пантомима" Эта игра предназначена для развития воображения и творческих способностей. Попросите ребёнка изобразить жестами, мимикой, звуками какой- либо предмет( поезд, машину, чайник, самолёт) или какое- либо действие( умывание, расчёсывание, рисование, плавание) . Если с первого раза не получается, покажите сами, как это нужно делать. Поиграйте в" угадайку" : ребёнок угадывает, что вы изобразили, а затем наоборот – вы должны догадаться, что изображают жесты и мимика ребёнка. Старайтесь придумывать смешные варианты. 2. Упражнение на развитие зрительного воображения Предложите ребёнку рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите его нарисовать что- нибудь интересное, используя эти изображения. Когда ребёнок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил. 3. Упражнение: " Точки" Покажите ребёнку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. А теперь предложите ему самому попробовать нарисовать что- либо, соединяя точки. Использовать все точки каждый раз не обязательно. 4. Упражнение на развитие вербального( словесного) воображения Предложите ребёнку игру: " Попробуй представить, что будет, если … Н апример, представь себе, что открыли школу для кошек! Или люди научились летать, или собаки стали разговаривать на человеческом языке и т. д. Чем больше развита фантазия у ребёнка, тем больше он предлагает интересных и оригинальных вариантов. 5. Упражнение" Укрась слово" Предложить ребёнку подобрать как можно больше определений к данному слову. Осень( какая она? ) … Дом( какой он? ) … Зима( какая она? ) … Лето( какое оно? ) … Бабушка( какая она? ) … Цветок( какой он? ) … Мама( какая она? ) … Игра( какая она? ) … 6. Игра" Волшебные превращения" Ребёнок должен изобразить какое- либо животное или предмет. В кого или во что превратился ребёнок, должен отгадать взрослый. Играть можно несколько раз. Это будет зависеть от желания ребёнка. \ s Общие рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста. 1) Необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых. 2) Оптимизация отношений ребенка со сверстниками. Необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими детьми; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников. 3) Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе. 4) Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков. Всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится. На формирование адекватной самооценки ребенка, посещающего детский сад, большое воздействие оказывают воспитатели. Для повышения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста педагогам можно предложить проведение небольших игр, упражнений и этюдов, направленных на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, другим людям, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение тревожности, снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние. Задача родителей и воспитателей заключается в том, чтобы подготовить ребенка к этому сложному периоду его жизни. Для этого необходимо составить представление о самооценке и уровне притязаний своего ребенка, используя наблюдение. Развитие адекватного уровня самооценки в процессе взаимодействия с ребенком осуществляется постоянно. Можно предлагать ребенку посильные задания и осуществляя при этом эмоциональную поддержку, похвалу и одобрение. Это в большой степени будет влиять на развитие адекватной самооценки у ребенка. Примерные упражнения, игры, направленные на повышение уровня самооценки, развитие адекватной самооценки. Игра «Мое имя». Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я». Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают. - Тебе нравится твое имя? - Хотел бы ты, чтобы тебя звали по- другому? Как? При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся. Ведущий говорит: «Известно ли вам, что „имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Игра «Связующая нить». Цель: Формирование чувства близости с другими людьми. Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. Игра «Возьми и передай». Цель: Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние. Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку. Игра «Настроение». Цель: Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности. Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение. Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу. Игра «На что похоже настроение? » Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии. Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое. Игра «Комплименты». Цель: Помочь ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети. Стоя в. кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза coce ду, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе. . . ». Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждаются, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты. Упражнение на развитие мимических движений: поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, оттопырить губ наморщить нос и т. д. Желательно, чтобы дети выполни упражнение перед большим зеркалом. Упражнение «Назови и покажи». Цель: Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики. Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу — такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает – все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели. Этюд «Ласка» Цель: Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия. Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один – котенок, второй – его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки. Игра «Сказочная шкатулка» Цель: Формирование положительной «Я »- концепции, самопринятия, уверенности в себе. Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят( какие у них глаза, рост, волосы) , что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни- Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится». Игра «Принц и принцесса» Цель: Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных стороны личности; сплочение детской группы. Дети стоят в кругу. В центр ставится стул — это трон, Кто сегодня будет Принцем( Принцессой) ? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что- нибудь хорошее.

Оставить комментарий: