Воспитание у детей бережного отношения к природе
Документы для скачивания
Тема самообразования «Воспитание у детей бережного отношения к природе» «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи- услышал, и, затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. В. А. Сухомлинский. Цель: Формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу( землю, воду, воздух) по хозяйски, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами. Задачи: Освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за ее пределы. - Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов. - Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живешь. - Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы выражать в творчестве полученные впечатления. - Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии воображения. Принципы построения педагогического процесса: - От простого к сложному- Доступность- Системность- Индивидуальный подход- Коллективное участие- Энциклопедичность – обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности( природа, социальный мир, культура и д. ) - Интеграция знаний – установление соотношений между информацией естественно – научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира. Единство содержания и методов. - Динамика преемственности связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста. Формы работы С детьми: - беседы; - занятия; - рассматривание альбомов, иллюстраций; - выставки в ДОУ; - заучивание стихов, пословиц, поговорок; - утренники, развлечения, конкурсы; - дидактические и сюжетно- ролевые игры; пальчиковые игры С родителями: - беседы- консультации- родительские собрания по теме работы- выставки- праздники Ожидаемые результаты 1. Имеют представления о природе, как нужно обращаться с растениями и животными. 2. Имеют экологические знания. 3. Проявляют интерес к природе Родного края. 4. Знают, что нужно быть милосердными, любить и беречь природу( землю, воду, воздух) 5. Могут назвать диких и домашних животных, полевые и садовые цветы. 6. Знают подвижные, дидактические игры, потешки, пальчиковые игры, сказки о животных. 7. Умеют ухаживать за комнатными растениями в уголке природы. 8. Бережно относятся к природе, имеют представления о многообразии природного окружения как взаимосвязи живой и неживой природы. Критерии отслеживания Дети: 1. Знают ли дети, что такое экология? 2. Знают ли дети времена года? 3Что такое фрукты и овощи? 4. Какие бывают животные и птицы? 5. Какие народные сказки знают дети о животных? 6. Сформированы ли основы понимания необходимости бережного отношения к окружающему миру? 7. Знают ли, как нужно ухаживать за животными, растениями в разное время года? 8. Что можно выращивать на огороде и как ухаживать за рассадой? Родители: - Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках, экскурсия. - Повышение педагогической компетентности родителей. - Участие родителей в сборе, оформлении наглядного материала. Заключение В начале года мною была поставлена цель- познакомить детей с экологией и одновременно решать образовательные и воспитательные задачи основной программы. Практически любые занятия затрагивают тему экологии. Перед началом работы была проведено диагностирование детей для выявления степени освоения экологических знаний, познавательных умений, отношения к природе. В дальнейшем при планировании шла опора на результаты диагностики. Опираясь на сведения с успехом рассматривались, повторялись и закреплялись лексические темы: «Домашние и дикие животные». «Перелетные и зимующие птицы», «Времена года», «Овощи», «фрукт», «Злаки», «Цветы», «Ягоды», «Грибы». Так как к этим темам возвращались, в течение года не один раз соблюдался дидактический принцип педагогики- повторение. Воспитательные и образовательные задачи решались не только на занятиях, но и в совместной и индивидуальной деятельности с детьми. В процессе общения с детьми включались в речь подходящие пословицы и поговорки, которые вошли естественно сначала в пассивный, а затем в активный словарь детей, дети с большим удовольствием отгадывали загадки и слушали сказки, подобранные в соответствии с тематикой дня. Эта работа помогла развивать и активизировать словарь детей, их речь. Помогла дать ребятам возможность услышать и почувствовать красоту фольклорного слова. Рассматривали альбомы с домашними и дикими животными, птицами, растениями, цветами и деревьями. Знакомя детей в совместной деятельности с экологией обращалось внимание на бережное отношение людей к природе, труду. Знакомство детей с природой проходило и через творчество в художественно- продуктивной деятельности. Это помогало закрепить и расширить полученные знания и представления детей и еще раз пережить свои впечатления. Использованные формы работы с детьми помогли в решении поставленных задач. Была проведена работа с коллективом МКДОУ в форме консультаций на педагогических советах. Педагоги заинтересованно слушали предложенную им информацию, делились своими наблюдениями, знаниями, интересными сведениями по данной тематике. Большую заинтересованность в знакомстве детей с бережным отношением к природе проявили и родители. Они с удовольствием откликались на предложения об организации выставок, конкурсов с интересом знакомились с предложенной информацией по теме, на консультациях активно участвовали в беседе, делились своим опытом. Все проведенные формы работы по данной теме помогли мне решить цели и задачи, поставленные перед собой в начале работы: закрепить знания об окружающей природе, привлечь внимание к бережному отношению к природе развивать чувство гордости за свою Родину, ответственности за тот кусочек земли, на котором мы живем. Литература. 1. Наш дом- Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. - Магнитогорск: МаГУ, 2003. 2. Земля Уральская. Энциклопедия для детей. - Челябинск: ОАО « Юж- Урал. кн. изд- во», 2004. 3. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада/ Л. В. Загик, Т. А. Маркова и др. ; Под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М. : Просвящение, 1989. 4. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Ярославль. Академия развития, 1996.