a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Использование игровых технологий в обучении истории

Опубликовано: 2016-03-17 14:29:07

Использование игровых технологий в обучении истории

 

В.И.Филеткин, учитель истории и обществознания,

МБОУ «Киржеманская СШ»

В практике обучения истории на протяжении уже не одного десятка лет большой популярностью пользуются игровые технологии. Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Чем же вызвано возрастание интереса к игре в настоящее время? С одной стороны, оно вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности. Актуальность игры в настоящее время повышается, также, и из-за перенасыщенности современного учащегося информацией. Важной задачей обучения становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения и помогает игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время [2, с.7-8]. Наконец, каждый преподаватель желает, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четкой целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в. качестве ее средства;

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [4].

Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, по­зволяют:

  • проводить уроки в нетрадиционной форме;

  • раскрывать креативные способности учащихся;

  • дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций уче­ников;

  • развивать коммуникативные навыки учащихся;

  • обеспечивать свободный обмен мнениями;

  • учитывать возрастные психологические особенности школьников;

  • организовывать процесс обучения в форме состязания;

  • облегчать решение учебной задачи;

  • вовлекать всех учащихся в учебный процесс;

  • ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельно­сти;

  • практически закреплять полученные знания;

  • формировать мотивационную сферу учащихся;

  • расширять кругозор детей; формировать навык совместной деятельности [1].

Дидактическая игра – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Её основными компонентами являются деятельность (труд, упражнение) и условность (игровое состояние, выражающееся в распределении ролей и установлении правил) [2, с.9-14].

По сущностной игровой основе можно выделить:

  1. игры с правилами;

  2. ролевые игры;

  3. комплексные игровые системы (например, КВН).

По структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры делятся на пять видов:

  1. игры для изучения нового материала;

  2. игры для закрепления;

  3. игры для проверки знаний;

  4. обобщающие игры;

  5. релаксационные игры-паузы [2, с.23-24].

В своей практике, к примеру, я использую игру «Когда? Зачем? Почему?», которая по указанным классификациям может быть определена как комплексная игровая система и обобщающая игра.

Игра проходит в виде состязания команд, на которые разбивается учебная группа.

1 раунд – «Визитная карточка». Команды выбирают капитана, называют команду, придумывают девиз.

2 раунд – «Вопрос – ответ». Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку.

Примерные вопросы:

  1. Когда было создано единое древнерусское государство?

  2. Когда Русь приняла православие?

  3. Когда Никон провел церковную реформу?

  4. Когда началась династия Романовых в России?

  5. Когда Россия стала империей?

  6. Когда на русском престоле был самозванец?

    3 раунд – «Словарик». Каждой команде предлагается в течение 5 минут на листе написать максимальное количество словарных слов по изученным темам.

    4 раунд – «Историческое лото» . Команды получают конверт с карточками, из которых необходимо составить «исторический ряд». Например:

    1240 - Александр Ярославович – р. Нева – шведы;

    1380 - Дмитрий Иванович – р. Дон – Мамай;

    1240 – Батый – иго – Киев;

    1612 – Минин, Пожарский – Н. Новгород – Москва;

    1605-1606 – Лжедмитрий – Польша – престол;

    1630-1640 – Анна Иоанновна – бироновщина – Курляндия;

    1653 – Никон – реформа – старообрядцы.

    5 раунд – «Вопрос сопернику». Команды в течение 5 минут придумывают 3 вопроса, которые затем по очереди задают другой команде.

    6 раунд – «Отгадай историческую личность». Ведущий (преподаватель) загадывает историческую личность, команды по очереди задают вопросы. Ведущий может отвечать только «да» или «нет». Задача команды отгадать задуманного деятеля.

    7 раунд – «Занимательные моменты истории». Вопросы задаются командам по очереди, если команда не дает ответ, то право ответа переходит к соперникам. Например:

  1. В старину на Руси это считалось символом мудрости. «Русская правда» сурово осуждала за порчу этого. А в начале 18 века наказывали и штрафовали уже за сохранение этого. Что это такое? (Борода)

  2. У Парижа – ладья, у Лондона – крест и меч, у Пскова – рысь. А что у Москвы? (Герб Москвы – всадник Георгий Победоносец)

  3. Солдат какого вида войск в России называли пионерами? (Саперов)

  4. Раньше купеческие союзы назывались гильдиями, а как называли в России купца, изгнанного из гильдии? (Разгильдяй)

  5. В начале 18 века Александр Селкирк рассорился с командой пиратского корабля и был высажен на необитаемом острове. Под каким именем он стал позднее известен всему миру? (Робинзон Крузо. Именно так назвал героя своего произведения знаменитый писатель Д. Дефо)

  6. Его ввез в Россию Петр Великий. Многие крестьяне от него травились, поэтому за ним утвердилось немецкое название «дьявольская сила». Что это? (Картофель)

  7. Во время Отечественной войны 1812 года, случалось, русские солдаты в пылу сражения или ночью по ошибке брали в плен, а иногда и убивали своих же офицеров. Почему происходила эта ошибка? (Большинство русских офицеров по моде того времени в совершенстве знали французский язык и часто общались на нем)

  8. В 19 веке московский медик Христиан Лодер основал заведение «искусственных минеральных вод», где посетители вели неторопливый, пассивный образ жизни. Москвичи стали называть их словом, позднее широко распространившимся в России. Как называли посетителей этого заведения? (Лодыри).

    8 раунд – Создать рекламный проспект урока истории.

    Использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности студента, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны.

    Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении.

    Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе.

    Наблюдения при проведении некоторых игр позволяют выявить неформальную структуру группы, тип взаимоотношений между студентами, установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдеров.

    Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в группе.

    Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем.

     

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Банников С.В.Использование игровых технологий в обучении школьников //Справочник классного руководителя», № 2, 2009 г. – С. 54-58

  2. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод.пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2001. – 160 с.

  3. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.

  4. Педагогика: электронный учебник // Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова: http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11.html#P6.

Оставить комментарий: