a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Клевцова Е.М. воспитатель. Критерии развития ребенка и признаки трудностей развития в первые семь лет жизни

Опубликовано: 2016-03-18 01:11:04

Возраст детей: с 2 до 3 лет.

 

Оценка этапов довербального и начального вербального развития

 

 

2г.

Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов

2г. 6мес

Адекватно использует местоимения я, ты, мне; использует предложение из 2 слов

3г.

Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».

 

2 г.

Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа: «Покажи, кто сидит, кто спит»; выполняет двухступенчатую инструкцию: «Пойди в кухню и принеси чашку»; понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации — «На чем ты сидишь?».

2г. - 3 г.

Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем и без нее).

 

2г.

Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

2 - 3г.

Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы. По захвату руки мы можем судить об умственном развитии ребенка (цеплятельный - хватательный, если нет перехода, то это нарушение двигательной функции).

2,5 - 3 г.

переход от кулачного захвата к пятипалому.

3,5 г.

После пятипалого захвата формируется в щепоть двумя пальцами (если ребенок держит ложку кулаком, то в дальнейшем сказывается в школе на письме). Лобные извилины коры головного мозга являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают импульсы в ЦНС. На кистях рук множество аккупунктурных точек, массируя их, стимулируя кровоснабжение, активизируется центр Брока (воспроизведение устной речи) можно воздействовать на внутренние органы и на речь.

 

2г.

Ходит уверенно, наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние. При легкой поддержке спускается вниз по лестнице, поднимается самостоятельно, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда

2 – 3г.

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки

 

 2 г.

Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал — в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий

2 – 3 г.

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

когнитивной и эмоциональной сфер в 2 и 2,5 года.

2 г.

Признаки отставания в развитии когнитивной сферы:

•не ориентируется в трех контрастных величинах, т.е. не может вложить меньший предмет в больший (матрешка, мисочки)

•не подбирает по образцу 3-4 цвета;

•не собирает в правильной последовательности пирамидку из 3 колец (после показа);

•не проявляет сообразительности в попытках доставании недосягаемого предмета;

•не решает сам игровую ситуацию при предъявлении игрового материала;

•не подражает действиям близкого взрослого.

Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы:

•не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого);

•не понимает «хорошо» и «плохо»;

•не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого).

2,5 г.

Признаки отставания в развитии когнитивной сферы:

•не может назвать ни одного цвета и путается в подборе 4 цветов

•не может построить «башенку» из кубиков

•не может рисовать, а если рисует, то ничего не узнает в своих каракулях

•не складывает пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку

•не показывает известные предметы на картинках (животные, игрушки, посуда, одежда);

•не складывает разрезную картинку из двух половинок.

Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы:

•не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение;

•легко отвлекается от любого занятия;

•не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо).

Возраст детей: с 3,5 до 4,5 года.

Познавательная деятельность

  • Знает свой пол, возраст, имя и фамилию, дифференцирует их (Как тебя зовут? А фамилия?), имена родителей.
  • Может повторить за взрослым предложение из 4-5 слов (Кошка спит, ей тепло. После обеда мы пойдем гулять.).
  • Знает все цвета спектра. Безошибочно называет красный, синий, зеленый, желтый цвета. Подбирает идентичные оттенки цвета.
  • Различает геометрические фигуры и называет: круг, квадрат, подбирает подобные к подобным: треугольник, овал, прямоугольник.
  • Владеет понятиями «один-много».
  • Знает обобщающие слова «посуда, одежда, игрушки» (Какие у тебя есть игрушки? Какая посуда у вас на кухне?).
  • Умеет играть в детское лото, находит идентичные картинки
  • Отвечает на вопросы по ходу чтения книжки (Что сделала курочка?-снесла яичко).
  • Может нарисовать несколько известных предметов так, как научили взрослые (если не рисует, то хотя бы может скопировать крест, прямые линии и крут).
  • Может что-либо построить из детского строительного материала или конструктора с четко обозначенными деталями постройки. Постройка должна соответствовать образцу.
  • Может правильно сложить пирамиду, учитывая размер колец, вложить одна в другую 6-9 уменьшающихся формочек, вставить вкладыши в доску с прорезями, сложить предметную разрезную картинку из нескольких частей.

Речь

  • с 3 – х летнего возраста идет резкое увеличение словаря до 3 ОООслов.
  • В грамматическом строе речи использует все части речи, кроме деепричастного оборота.
  • У 3-х летнего ребенка правильно построенные фразы, согласованные в роде, числе, падеже.
  • Произносят в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных звуков.
  • Появляются сложные предложения с союзами (я покушаю, а потом пойду гулять; не хочу играть, потому что по телевизору мультики).
  • Легко повторяет за взрослым незнакомые слова
  • Появляются слова с суффиксами (мамочка, котеночек), словотворчество, склонность к рифмовке.
  • Способен к диалогу со взрослым, со сверстником.
  • Умеют рассказывать о виденном в 2 – 4 предложениях; могут различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт ближайшего окружения; различать и называть части тела животного, подводить к пониманию обобщающих слов (игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда).
  • Речь более выразительная, отражает эмоциональные переживания ребенка
  • Расширяется опыт ребенка, и на основе опыта вырабатываются правила поведения.

Моторика

  • может стоять на одной ножке, как на правой, так и на левой.
  • Умеет ездить на трехколесном велосипеде
  • Может поймать мяч вытянутыми руками (не прижимая к себе); брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч; повторять за взрослым движения возможна зеркальность)
  • Ходить и бегать не наталкиваясь; прыгать на двух ногах на месте и с продвижением; ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.
  • Спускается вниз по лестнице, используя попеременно обе нога.

Изобразительная деятельность

  • В рисовании тают следующие цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный.
  • Умеют: правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; проводить мазки, горизонтальные, вертикальные, округлые линии
  • Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы.
  • В лепке умеют: скатывать комок глины прямыми и круговыми движениями; сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца, соединять концы, сплющивать комок глины между ладонями, соединять 2-3 знакомые формы.

Игра

  • любит играть с игрушками, разыгрывает несложные сюжеты с цепочкой действий (варит в кастрюльке суп, усаживает куклу за стол, дает ей тарелку, кормит, укладывает спать).
  • Осознает свои действия – может ответить на вопросы, что он делает и зачем, что будет делать дальше (сейчас сварю обед и кукла с мишкой будут кушать).

Общение

  • со сверстниками играет «рядом», иногда включаясь в игру партнера, но не разрушая ее.
  • В семье проявляет желание многое сделать самому.

Навыки

  • умеет сам умываться, чистить зубы, ходить в туалет, одеваться после сна.
  • Знает, где что лежит и легко выполняет просьбы взрослого найти и принести.

Признаки отставания в развитии

когнитивной и эмоциональной сфер в 3,5 – 4,5 года.

В когнитивной сфере

•не ориентируется в трех контрастных величинах, т.е. не может вложить меньший предмет в больший (матрешка, мисочки)

•не подбирает по образцу 3-4 цвета; путается в подборе 4 цветов;

•не собирает в правильной последовательности пирамидку из 3 колец (после показа);

•не проявляет сообразительности в попытках доставании недосягаемого предмета;

•не решает сам игровую ситуацию при предъявлении игрового материала; •не подражает действиям близкого взрослого.

•не может построить «башенку» из кубиков;

•не может рисовать, а если рисует, то ничего не узнает в своих каракулях;

•не складывает пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку;

•не показывает известные предметы на картинках (животные, игрушки, посуда, одежда);

•не складывает разрезную картинку из двух половинок.

В эмоциональной сфере

•не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого);

•не понимает «хорошо» и «плохо»;

•не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого), •не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение; •легко отвлекается от любого занятия;

•не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо).

Возраст детей: с 4,5 до 5,5 года.

Познавательная деятельность

  • знает свой адрес, день рождения, где или кем работают родители, возраст и род занятий братьев и сестер (Саше 9 лет, он в школе учится, в 3 классе).
  • Может ответить на вопросы типа «На каком этаже ты живешь? Сколько комнат в вашей квартире? Сколько человек у вас в семье?
  • Может выучить стихотворение из 4 строчек и знает несколько таких стихотворений.
  • Может повторить за взрослым 5 разрозненных слов (коса, муха, трава, лес, гриб).
  • Может пересчитать предметы в пределах 5 и сравнить их количества (больше, меньше, поровну).
  • Может копировать простые геометрические фигуры.
  • Начинает ориентироваться в пространстве –понимает «вверху», «внизу», «рядом», «между», «напротив», «под», «над11, «около».
  • Увеличивается количество предметов, которые ребенок может нарисовать.
  • Появляются сюжетные рисунки, чаще однообразные.
  • Знает названия 6-8 цветов.
  • При конструировании может воспроизвести несложный образец, даже если детали в нем не выделены.
  • Может вырезать из бумаги детали аппликаций и наклеивать их, лепить из пластилина несложные фигурки (морковки, ягодки).
  • Находит различия на картинках (на одной дерево с цветочками, а на другой нет).
  • Собирает кубики, мозаику.
  • Отвечает на вопросы типа «Как назвать одним словом яблоки, груши, персики?».
  • Может пересказать по вопросам небольшую сказку, рассказ.

Речь

  • исчезают все дефекты звукопроизношения.
  • Увеличивается количество прилагательных, наречий, местоимений.
  • Употребляет предложения с причинно-следственной зависимостью (На улице сыро, потому что шел дождь).
  • Оценка понимания речи: Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т. П. Выполняет три последовательные команды. Понимает условно предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.

Моторика

  • прыгает на одной ножке, прыгает вниз с невысокой скамейки, совершает движения по заданию (присядь, подними руку, достань рукой до пола и др.).
  • Бросает мяч одной рукой, ходит по бревну.
  • Прыгает попеременно на одной, затем на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице.

Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации

  • Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы.
  • Рисует простой «дом» (квадрат и диагонали).
  • Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела.
  • Копирует квадрат, звезду.
  • Дорисовывает три части в незавершенную картину.

Игра

  • сюжеты игр становятся разнообразными.
  • Широко используются предметы-заместители (в игре в магазин одуванчики – конфеты, песок-сахар, камушки-деньги).
  • Выполняет правила простых коллективных игр (прятки, жмурки).

Общение

  • может играть вдвоем с другим ребенком-сверстником.
  • Относится к детям дифференцированно (Я Таню люблю, потому что она веселая, а Диму не очень, потому что он жадничает).

Навыки

  • справляется с несложными поручениями (накрыть на стол, полить цветы, вытереть пыль).
  • Одевается на прогулку и раздевается, возвращаясь с прогулки, самостоятельно.

Формирование словаря

  • Обогащение словаря. В словаре детей должны быть существительные, обозначающие профессии, с которыми их знакомили на занятиях., глаголы, обозначающие трудовые действия.
  • Дети должны определять и называть местоположение предмета слева, справа, между, около, рядом), время суток (утро, день, вечер, ночь), характеризовать состояние и настроение людей (огорчен, весел).

Активизация словаря.

  • Дети должны использовать в речи существительные, обозначающие названия частей и детали предметов, прилагательные, обозначающие свойства предметов, наиболее употребительные глаголы и наречия, предлоги.

Звуковая культура речи

  • Употребляют существительные с обобщающим значением: мебель, овощи, фрукты, ягоды, животные.
  • Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков.
  • Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.
  • Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком.
  • Совершенствовать интонационную выразительность речи. Применять игры: «Хлопни, если услышишь звук. Ж», «Если услышите в моей речи «самолет» - встаньте», «Кто кричал?» и т. Д.
  • Обязательное включение артикуляционной гимнастики 3 раза в день.

Грамматический строй речи

  • Дети должны правильно согласовывать слова в предложении.
  • Должны уметь: правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (лисята — лисят, медвежата медвежат), правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных (ложек., вилок, груш, яблок, помидоров).
  • Учить употреблять формы повелительного наклонения глаголов хотеть, лежать, ехать, бежать.
  • Дети используют в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
  • Связная речь.
  • Дети могут поддерживать беседу: задавать вопросы, правильно (по форме и содержанию) отвечать на вопросы.
  • Дети пересказывают небольшие сказки и рассказы, знакомые им и вновь прочитанные. Составляют (по образцу) Небольшие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины.
  • Используют в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми их знакомили.

Возраст детей: с 6,5 до 7,5 года.

Познавательная деятельность

  • знает имена-отчества родителей, дедушек, бабушек, знакомых, свое отчество.
  • Понимает родственные связи (бабушка-мамина мама, дядя Витя-мамин брат).
  • Начинает ориентироваться в городе: запоминает дорогу куда-либо после нескольких повторений этого пути, знает название своей остановки транспорта, близлежащих улиц.
  • Знает названия месяцев, может сказать, какой сегодня день недели, месяц, какие праздники бывают зимой, весной.
  • Помнит названия книг, которые ему читали, может ответить на вопрос, куда он ездил прошлым летом, в прошлые выходные.
  • Начинает понимать время.
  • Может запомнить слово, сам подбирая картинку, такую, которая напомнит слово и объяснить эту связь. Например, надо запомнить слово «пожар»-ребенок выбирает картинку с изображением газеты и объясняет «бумага хорошо горит».
  • Может установить несколько таких связей, а через 40 минут по картинкам вспомнить слова.
  • Может угадать предмет по признакам (зеленый, толстый, длинный овощ-огурец).
  • Отличает форму слова от его содержания (какое слово длиннее – час или минута? Змея или червячок?).
  • Сравнивает пары слов, называя не только различия, но и сходство (ромашка и одуванчик это цветы, ромашка белая, а одуванчика – белый, у ромашки есть серединка, а у одуванчика нет и т.д.).
  • Понимает сложные речевые конструкции: «Саша пошел гулять после того, как посмотрел телевизор. Что Саша делал раньше? Гулял или смотрел телевизор?».
  • Устанавливает причинно-следственные связи и закономерности (Вова бросил в воду монетку – монетка утонула. Бросил гвоздик – он утонул. Мама сказала, все железные предметы тонут. Утонет ли маленькая железная кнопочка? Маша выглянула в окно и сказала –ночью был дождь. Что увидела на улице Маша?).
  • Может подбирать слова на определенный звук, придумывать слова с заданным количеством звуков, делить слова на звуки К_А_Ш_А.
  • Умеет складывать и вычитать в пределах 10.
  • Может решать косвенные задачи (На ветке сидели птички. К ним прилетели еще 2 птички и всего стало 5 птичек. Сколько птичек сначала сидело на ветке?)
  • Рисует, конструирует, лепит по условию, которое задает взрослый.

Моторика

  • прыгает через скакалку, попадает в движущийся объект (компьютерные игры с пистолетом),
  • катается на двухколесном велосипеде.

Речь:

  • Соединяет прямой линией точки, находящиеся на расстоянии 6-8 см друг от друга.
  • Копирует орнаменты, сложные геометрические фигуры (трапеция, пятиугольник).
  • Аккуратно раскрашивает, штрихует, может произвольно изменять силу нажима на карандаш (толстые и тонкие линии).
  • Рисует по заданию взрослого палочки одинаковой высоты, копирует образцы (кружочки, квадратики), соблюдая размер.
  • Может продолжить заданный орнамент, повторить контур «извилистой дорожки».
  • Синхронно двумя руками приставляет каждый пальчик к большому пальцу.
  • может рассказать о просмотренном спектакле, об увиденном в поезде, на утреннике в детском саду, о прошедшем дне, придумать рассказ по картинке и по серии картинок, рассказать знакомую сказку, придумать конец к начатой взрослым сказке, рассказать не только о действиях, но и о чувствах героя прочитанного рассказа.
  • Может рассказать о своих планах.

Игра:

  • становятся доступными настольные игры с правилами: домино, шашки, карты.
  • Играет в школу, принимая на себя роль учителя.

Общение:

  • легко включается в совместную игру с детьми, может договориться с партнером о совместных действиях, хорошо понимает указания не очень знакомых людей по организации какой-либо деятельности.
  • В присутствии родителей может по существу отвечать на вопросы совсем незнакомых людей.

Навыки:

  • может выполнять сложные инструкции (В левом верхнем ящике письменного стола в красной коробке лежат карандаши. Принеси мне желтый.)
  • Разбивание инструкции на этапы: открой ящик стола, найди коробку и т.д. не допускаются.
  • Усваивает последовательность операций при выполнении простых бытовых действий.

Итогом психического развития в дошкольном детстве – является формирование психологической готовности к обучению, вкпючающей несколько аспектов:

  • умственная готовность помогает ребенку беспрепятственно усваивать материал школьных программ,
  • личностная – принимать требования школьной дисциплины и сознательно относиться к процессу учения, физическая и физиологическая выдерживать нагрузки, связанные с обучением (без ухудшения функционального состояния различных органов и систем организма

Признаки трудностей в развитии у детей дошкольного возраста.

 

         Отставание от указанных нормативов в пределах года свидетельствует о легкой задержке психического развития, в пределах двух лет - о выраженной, либо о возможности психического недоразвития. В любом случае несоответствие показателей развития возрастной норме требует организации специального психодиагностического обследования.

Отклонения в когнитивной сфере

  • игра: бедная, примитивная, сюжеты однообразны, в целом играть не любит, игры с правилами мало доступны или недоступны вообще;
  • познавательные интересы не проявляются: не любит слушать книги, не задает вопросов, ничем не интересуется, попытки играть в развивающие игры вызывают отказ;
  • плохо запоминает, не может выучить стихотворение, домашний адрес, дату рождения и т.п.;
  • не понимает смысла многих событий, рассказов, мультфильмов, не может ответить на вопросы о них;
  • не ориентирован в бытовой сфере, почти ничего не знает об окружающем мире;
  • неуспешен в продуктивных специфически детских видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Отставание в развитии эмоциональной сферы

  • не появляется дифференцированная эмоциональная оценка окружающих людей или событий;
  • не реагирует на невербальные сигналы позитивного или негативного отношения взрослого (не чувствует, как к нему относятся);
  • не понимает эмоциональное состояние других детей и взрослых.

Об отклонениях в эмоциональной сфере можно судить по наличию поведенческих нарушений. Поведенческие нарушения, свидетельствующие об эмоциональном неблагополучии дошкольников систематизированы на основе опросника Д.Скотта в модификации Г.Я.Кудриной (1992):

  • недоверие к людям, вещам, ситуациям (никогда не просит о помощи малознакомых или незнакомых людей, не начинает с ними общаться даже при их инициативе; имеет одного хорошего друга и игнорирует остальных детей; часто тревожится о чем-нибудь; лжет из боязни; бормочет под нос, когда с ним здороваются; никогда не приносит воспитателю в детском саду своих рисунков, поделок, цветов, хотя другие дети часто это делают; нервничает и краснеет, если ему задают вопрос; легко выходит из игры).
  • депрессивные расстройства (быстро устает; вял, безынициативен, невнимателен; наблюдаются внезапные и резкие спады энергии; апатичен даже в играх; редко смеется, выглядит угнетенным, несчастным; часто мечтает наяву; говорит невыразительно).
  • уход в себя (никогда ни с кем не здоровается, не реагирует на приветствия; не проявляет дружелюбия к другим людям и избегает разговоров; живет в своем мире; совершенно не проявляет интереса к ручной работе, коллективным играм и отказывается от них; подобен "настороженному животному"; в разговоре беспокоен, считается с темы).
  • тревожность по отношению ко взрослым (по нескольку раз здоровается; подлизывается, старается понравиться взрослому.
  • преувеличенно охотно выполняет поручения, очень много рассказывает не очень близкому взрослому, в том числе об отношениях в своей семье, различные фантастические, вымышленные истории, ябедничает на детей; все время пытается заинтересовать взрослых своей особой, а если это не удается - начинает их полностью игнорировать).
  • враждебность по отношению ко взрослым (переменчив в настроениях; часто бывает в плохом настроении; портит игрушки, вещи, лжет без повода и затруднений; защищается от обвинений открытой ложью, наговариванием на других, грубостью; может украсть деньги, сладости, ценные вещи; может вести себя открыто непристойно: рассказывать детям неприличные истории, ругаться, рисовать "хулиганские" рисунки; совершенно не соблюдает дисциплину, в лучшем случае под угрозой физического наказания).
  • тревожностъ по отношению к детям (любит быть в центре внимания, для этого или играет героя - рискует без надобности, или прикидывается дурачком, строит из себя шута; хвастается перед детьми, когда в детском саду воспитатель выходит из группы ведет себя очень шумно; подражает хулиганским проделкам других).
  • враждебность по отношению к детям (мешает другим в играх, подсмеивается над ними, любит пугать; ссорится, обижает детей; дерется несоответствующим образом - кусается, царапается; пристает к слабым; прячет или уничтожает чужие игрушки и вещи; пытается своими замечаниями создавать трудности у других детей; практически со всеми находится в плохих отношениях, дети его не любят).
  • недостаток социальной нормативности (скрытен, недоверчив; эгоистичен, любит интриги; берет чужое без разрешения; жульничает в играх-соревнованиях; игнорирует воспитателя - никогда не просит о помощи, проявляет полное безразличие в беседах с ним, при этом нормально общается с другими людьми;
  • никогда добровольно не берется ни за какую работу; безразличен к похвале и порицаниям; никогда не смотрит в глаза).
  • Для того чтобы судить о наличии того или иного нарушения, необходимо наблюдать целый ряд симптомов, которые относятся к данной диагностической категории, симптомы из разных диагностических категорий в количестве 5 и более, обычно также свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

 

 

Список литературы:

 

1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990.-144 с.

 

2. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. - Куйбышев: изд - во Саратовского университета. Куйбышевский филиал, 1990. -104 с.

 

3. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. -М.: Просвещение, Владос, 1995. -112 с.

 

4. Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М: Просвещение. 1988. -194 с.

 

5. Инденбаум Е. Л. Проблемы диагностики и коррекции трудностей развития у детей. - Иркутск: Издательство Иркутского Государственного педагогического университета, 2004.- 84с.

 

6. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем - логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб.: Изд - во «Каро», 2002.- 368 с.

 

7. Пермякова В. А. Критерии нормального развития в оценке психического здоровья. (Развитие здорового ребенка и признаки трудностей развития в первые 7 лет жизни )- Ир.: Изд-во ИГУ, 2001. - 32 с.

 

8. Подобед С. О. Детская площадка или как воспитывать дошкольника. - Красноярск, 2002. - 34 с.

 

9. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М. А. - М.: Просвещение, 1985. -174 с.

 

10. Проблемы комплексного сопровождения ребенка с дефектами развития в условиях Красноярского края. Под ред. Домишкевич Р. А. - Красноярск: Гротеск, 2001. - 241 с.

Оставить комментарий: