Образовательные терренкуры на территории ДОУ
Созданию развивающей предметно-пространственной среды, как в групповых помещениях, так и на территории детского сада уделяется сегодня особое внимание. При этом предметно-пространственная среда на участках ДОУ, как правило, направлена на обеспечение двигательной активности детей на свежем воздухе.
Между тем требования к развивающей предметно-пространственной среде, предъявляемые ФГОС ДО, предусматривают такую организацию образовательного пространства, разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в здании и на участках, которые будут обеспечивать не только двигательную, но и игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, а значит, способствовать их познавательному, интеллектуально-творческому и социально-личностному развитию.
Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:
- обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности дошкольников, а также возможности для уединения;
- быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.
Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая территорию ДОУ, могут стать образовательные терренкуры разной сложности.
Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории ДОУ с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп.
Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.
Задачами образовательного терренкура являются:
- упражнение детей в основных движениях;
- развитие у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации;
- воспитание любознательности, ответственного отношения к прогулкам на природе, чувства коллективизма, взаимопомощи.
Образовательные терренкуры подразумевают интеграцию образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Маршрут терренкура может включать:
- не только специально созданные спортивные центры, но и спортивные площадки;
- зону игр на асфальте;
- тропу здоровья;
- экологическую тропу, цветники, огород и другое.
Прогулки по терренкуру в детском саду могут проводиться в естественных природных условиях, на свежем воздухе за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе.
Маршрут терренкура разбивается на несколько «станций», которые имеют свое название и отличительные особенности (используется выносной материал).
Содержание терренкура зависит от выбранной тематики, времени года, погоды. В пешие прогулки можно включить познавательные беседы, наблюдения за объектами природы, сбор природного материала, подвижные и дидактические игры, спортивные игры и упражнения.
Структура пеших прогулок предполагает:
- сбор и движение до следующей «станции» маршрута;
- остановку, привал, познавательно-исследовательскую деятельность детей и взрослых;
- комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
- самостоятельную деятельность детей;
- сбор и возвращение в детский сад.
Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одной «станции» к другой, дети проводят опыты, исследования, повторяют счет, составляют устные рассказы, изучают свойства растений, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные игры и игры на асфальте.
Такое игровое пространство способствует физическому, интеллектуальному и психоэмоциональному развитию ребенка: он учится общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, координация движений.