Кружок "Радуга красок"
Документы для скачивания
Программа кружка – н етрадиционные техники рисов ания в средней и старшей группе" РАДУГА КРАСОК" Подготовила: воспитатель средней группы МБДОУ д/ с № 27 Гаврина Татьяна Викторовна г. Зеленогорск 2015г. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка…………………………………………………………3 Диагностическая карта………………………………………………………. . 9 Перспективный план занятий средняя группа………………………………. 1 0 Перспективный план занятий старшая группа………………………………. 17 Картотека нетрадиционных способов рисования……………………………. 25 Список использованной литературы…………………………………………. 2 8 Пояснительная записка Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого- изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами- практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок » направлены на реализацию базисных задач художественно- творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно- эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Практическая значимость программы Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные техники рисования- это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс- это настоящее чудо. " В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь" Педагогическая целесообразность Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе: Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник. Новизной и отличительной особенностью программы «Радуга красок » по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Цель: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования. Задачи: - Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов. - Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. - Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка. - Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели. Виды и техники нетрадиционного рисования. Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками»( ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами) , оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью. Детей среднего дошкольного возраста: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки+ акварель; свеча+ акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки( ниткография) . А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография Методы проведения занятия: - словесные( беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет) ; - наглядные- практические- игровые Используемые методы – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей. Методические рекомендации: Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Режим занятий: Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия в средней группе - 20 мин. Старшая группа - количество заняти й в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия в старшей группе - 25 мин. Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы. Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы: - Проведение выставок детских работ. - Проведение открытого мероприятия. - Проведение мастер- класса среди педагогов. Ожидаемый результат посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует: - развитию мелкой моторики рук; - обострению тактильного восприятия; - улучшению цветовосприятия; - концентрации внимания; - повышению уровня воображения и самооценки. - р асширение и обогащение художественного опыта. - ф ормирование предпосылок учебной деятельности( самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом. - с формируются навыки трудовой деятельности - активность и самостоятельность детей в изодеятельности; - умение находить новые способы для художественного изображения; - у мение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г. А. Урунтаевой №/ n Ф. И. Реб. Технические навыки Точность движений Средства выразительности( цвет, форма и др. ) Речь в процессе рисования Наличие замысла Проявление самостоятельности Отношение к рисованию итог Н. К. Н. К. Н. К. Н. К. Н. К. Н. К. Н. К. Н. К. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Н. - начало года К. - конец года Перспективный план занятий кружка «Радуга красок» в средней группе СЕНТЯБРЬ N п/ п Тема занятия Техника Программное содержание 1 Диагностика Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. 2 Укрась платочек Оттиск пробкой. Рисование пальчиками Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. 3 Осеннее дерево Оттиск печатками из ластика Познакомить с приемом печати печатками. Воспитать у ребенка художественный вкус. 4 Осенний букет Печатание листьями Познакомить с приемом печати листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус ОКТЯБРЬ N п/ п Тема занятия Техника Программное содержание 1 Заготовка на зиму «Компот из яблок» Оттиск печаткой из яблока Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. 2 Улитка Рисование восковыми мелками, солью Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. 3 Грибы в лукошке Оттиск печатками( шляпка- картон) , рисование пальчиками Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. 4 Цыпленок Рисование с помощью «Риса», ватные палочки Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. 5 Два петушка Рисование ладошкой Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа( петушки) . Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. НОЯБРЬ N п/ п Тема занятия Техника Программное содержание 1 Рябинка Рисование пальчиками Учить рисовать на ветке ягодки( пальчиками) и листики( примакиванием) . Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. 2 Мои любимые рыбки Рисование ладошками Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. ( рыбки) Воспитывать у детей умение работать индивидуально. 3 Первый снег Оттиск печатками из салфетки Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. 4 Цыпленок Гуашь, ватные диски, палочки Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. ДЕКАБРЬ N п/ п Тема занятия Техника Программное содержание 1 Зимний лес Печать по трафарету, рисование пальчиками Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. 2 Мои рукавички Оттиск печатками рисование пальчиками Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. 3- 4 Овечка Кисть щетина, салфетка, рисование пальчиками Учить тонировать лист, промакивать салфеткой( изображая облака, шерсть) , учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. Воспитать у ребенка художественный вкус. ЯНВАРЬ N п/ п Тема занятия Техника Программное содержание 1 Ёлочка пушистая, нарядная Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. 2 Снежок Рисование свечой, акварель Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус. 3 Снеговичок Комкание бумаги( скатывание) Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком( метла, елочка, заборчик и т. д. ) . Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. ФЕВРАЛЬ N п/ п Тема занятия Техника Программное содержание 1 Чашка Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. 2 Цветочек для папы Оттиск печатками из картофеля Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус 3 Ягоды и фрукты Рисование пальчиками, карандашом Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. 4 Плюшевый медвежонок Поролон( 2шт. ) , тонкая кисть, гуашь Помочь детям освоить новый способ изображения- рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус. МАРТ N п/ п Тема занятия Техника Программное содержание 1 Мимоза для мамы Рисование пальчиками Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. 2 Солнышко Рисование ладошками Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки- лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. 3 Животные( петух, птица, слон, олень, медведь) Рисование пальчиками, карандашом или кисть, фломастер Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитать у ребенка художественный вкус. 4 Подснежники Акварель, восковые мелки Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. АПРЕЛЬ N п/ п Тема занятия Техника Программное содержание 1 Неваляшка Кисточка, пуговицы различной формы Учить рисовать печатками( пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус. 2 Волшебные картинки( волшебный дождик) Рисование свечой Закреплять технику рисования свечой( волшебный дождик) . Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус. 3 Подарок для кошки Мурки Ватные палочки, готовое изображение кошки( из геометрических фигур: голова- круг, у ши маленькие треугольники, туловище- большой треугольник, лапы, хвост- овалы) , краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА. Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу. 4 Насекомые( бабочка, паук, божья коровка, гусеница) Рисование пальчиками, карандашом Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. МАЙ N п/ п Тема занятия Техника Программное содержание 1 Черемуха Рисование ватными палочками, пальчиками Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. 2 Салют Акварель или гуашь, восковые мелки Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус. 3 Котенок Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. 4 Как я люблю одуванчики Обрывание, восковые мелки, тычкование. Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения- обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. Воспитать у ребенка художественный вкус. Перспективный план занятий кружка «Радуга красок» в старшей группе Месяц Неделя Тема занятий Нетрадиционные техники Программное содержание Литература Сентябрь 1 Диагностика ( свободное экспериментирование с материалами) Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. 2 Диагностика ( свободное экспериментирование с материалами) Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу. 3 Рисование «Растения в нашей группе» Оттиск поролоном Учить прижимать поролон к штемпельной Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. с тр. 77 4 Рисование «Грибы в корзинке» Рисунки ладошками Расширять знания детей о грибах; учить рисовать грибы с помощью ладошки Никитина А. В Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр. 25 Октябрь 1 Рисование «Мое любимое дерево осенью» Кляксография трубочкой, р исование пальчиками Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. с тр. 37 2 Рисование «Осень на опушке краски разводила» Печать листьев Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр. 5 3 Рисование «Зачем человеку зонт» Работа с трафаретом. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно- двигательную координацию. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. с тр. 27 4 Рисование «Мой любимый свитер» Оттиск печатками, рисование ластиками Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр. 31 Ноябрь 1 Рисование «Улетаем на юг» Кляксография Знакомить детей с правилами нанесения клякс на стекло и накладывание сверху бумаги. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр. 29 2 «Необычная посуда» Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ». Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. с тр. 120, 122 3 Рисование «Обои в моей комнате» Оттиск печатками+ поролон Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. с тр. 51 4 Рисование «Первый снег» Монотипия, рисование пальчиками Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. с тр. 39 Декабрь 1 Рисование «Зимние напевы» Набрызги Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 стр. 5 2 Рисование «Дымковская игрушка»( конь) Оттиск печатками Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду Стр. 45 3 Рисование «Елочка нарядная» Рисование пальчиками, оттиск поролоном Закрепить умение изображать елочные игрушки. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. с тр. 47 4 Рисование солью «Дед Мороз» Гуашь+ соль Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр. 38 Январь 1 Рисование «Музыкальный рисунок» Различные Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр. 30 2 Рисование «Зимний лес» Рисунки из ладошки Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр. 49 3 Рисование «Морозный узор» Восковые мелки+ акварель Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр. 43 4 Узор на тарелочке – городецкая роспись «Посуда» Тычок полусухой жесткой кистью Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр 55 Февраль 1 Рисование «Необычные машины» Оттиск пробкой и печатками, черный маркер+ акварель, «знакомая форма – новый образ» Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. с тр. 124 2 Рисование «Галстук для папы» Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ». Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр. 73 3 Рисование «Зимние напевы» Набрызг Познакомить с новым способом изображения снега – « набрызги ». Обогащать речь эстетическими терминами. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр. 5 4 Рисование «Семеновские матрешки» Оттиск печатками Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду стр. 65 Март 1 Открытка для мамы «8 Марта» Печать по трафарету, воздушные фломастеры. Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду стр. 63 2 Рисование+ аппликация «Моя семья» По выбору Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. 3 Рисование «Веселые человечки» Волшебные веревочки Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. с тр. 35 4 Рисование «Ранняя весна» Монотипия пейзажная Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. Апрель 1 Рисование «Космический пейзаж» Граттаж Научить новому способу получения изображения – граттажу. 2 Рисование «Грачи прилетели» Печать ластиком Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. с тр. 79 3 Рисование гуашью с манкой «Ворона» Гуашь+ манка Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения. 4 Рисование «Аквариум» Рисунки из ладошки Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. с тр. 75 Май 1 Рисование «Праздничный салют над городом» Восковые мелки+ акварель Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр. 48 Рисование «Салют» Воздушные фломастеры Продолжать учить рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. с тр. 81 2 Рисование «Красивый пейзаж» Рисование песком Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. с тр. 87 3 Рисование «Одуванчики в траве» Тычок жесткой полусухой кистью+ манка Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения. 4 Бабочка Монотипия предметная Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. с тр. 85 Картотека нетрадиционных способов рисования Набрызг- ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Кляксография обычная- ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается( можно согнуть лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть. ) Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Кляксография с трубочкой- ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делает небольшое пятно( капельку) . Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Кляксография с ниточкой- ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются. Рисование мыльными пузырями- гуашь смешивается с шампунем, разливается в емкости. Затем в емкость вставляется соломинка и выдувается воздух до образования шапки из маленьких пузырей, осторожно достается соломинка и сверху прикладывается чистый лист и прижимается ладонью, получается отпечаток. Недостающие детали дорисовываются. 6. Рисование по сырому – на лист бумаги с помощью губки или кисточки смачивается водой, пока лист не высох наносится рисунок. Получается размытое изображение. 7. Тычок жесткой полусухой кистью- ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности. 8. Рисование пальчиками- ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. 9. Рисование ладошкой- ребенок опускает в гуашь ладошку( всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытирают салфеткой, затем гуашь легко смывается. 10. Свеча+ акварель- ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. 11. Восковые мелки+ акварель- ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. 12. Аэрография- для техники" аэрография" необходимы: чистый лист альбома, зубная щетка, расческа, ножницы, карандаш, краски. На чистом листке рисуем домик или дворец, вырезаем его. Накладываем домик на чистый альбомный лист. Обмакиваем щетку в краску. Подносим щетку к листу и начинаем над листом водить расческой по щетке. Получаются брызги на листе, после того, как закончили водить, нужно снять вырезанный домик. 13. Черно- белый граттаж- ребенок натирает свечой лист так, чтобы он был весь покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. 14. Цветной граттаж- на лист бумаги наносятся цветные пятна акварелью, затем лист натирается свечой так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается тушью с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. 15. Монотипия- это один отпечаток. Для ее изготовления нужен полиэтилен или бумага в качестве основы для нанесения на них акварельных или гуашевых разводов, затем сверху на рисунок накладывается чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который так же, как и кляксография, можно дорисовать. 16. Оттиск пробкой - ребенок прижимает пробку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка. Аналогично делаются оттиски печатками из карто феля, ластика, смятой бумагой, поролоном, пенопластом. 17. Отпечатки листьев- ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Список использованной литературы Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования/ / Дошкольное образование. – 2010. - №18 Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. - М. : Издательство «Скрипторий 2003, 2013. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. , 2007 Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. / / Дошкольное воспитание, 1991, №2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва. 2007. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник[ Электронный ресурс] : HYPERLINK" http: / / www. pedlib. ru/ Books/ 6/ 0297/ 6_ 0297- 32. shtml" http: / / www. pedlib. ru/ Books/ 6/ 0297/ 6_ 0297- 32. shtml Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей. - СПб. : КАРО, 2010. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2011. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - Москва. 2003.