a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Коррекция неконструктивного поведения в дошкольном возрасте.

Автор: Рязанова Надежда Алексеевна Опубликовано: 2016-03-19 22:42:26

Документы для скачивания

Коррекция неконструктивного поведения в дошкольном  возрасте.

 

 

В педагогической энциклопедии понятие коррекция определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.   Психолого-педагогическая коррекция в ДОУ должна рассматриваться как самостоятельная задача.

Поведение детей - проблема, с которой чаще всего сталкиваются многие взрослые-воспитатели, родители. Возникает масса вопросов: можно ли считать эти недостатки поведения типичными для дошкольников? Какова их причина? Как эффективно решить уже возникающие проблемы?

 

 

       

        Умение управлять собой, своим поведением даётся с большим трудом дошкольникам. Желая как можно быстрее развить в ребёнке способность управлять своим поведением, взрослые нередко прибегают к малоэффективным средствам: читают нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности; дают массу инструкций, убивая этим самым самостоятельность; наказывают за малейшую провинность.

Анализируя поведение ребенка воспользуйтесь правилом «трех П».

 

  1. Причина (что привело к плохому поведению ребенка).

 

  1. Поведение (что делает ребенок и какую реакцию это вызывает у вас).

 

  1. Последствие (что получает ребенок в результате своего поведения).

 

Дурное поведение в различных ситуациях может означать: «не знаю как справиться с этой ситуацией», «мне нужно твое внимание», «это для меня слишком трудно», хочу заняться чем-нибудь другим», «я устал»…

 

 

 

        Отсутствие своевременных мер по предупреждению и исправлению недостатков поведения приводит к тому, что ребёнок приобретает привычку вести себя неорганизованно, недисциплинированно.

 

        Таким образом, типичными формами неконструктивного поведения в дошкольном и раннем  возрасте являются:

Импульсивное,

Демонстративное,

Протестное,

Агрессивное,

Конформное,

Недисциплинированное и

симптоматическое поведение,

 

в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенности семейного воспитания и др.

 

Рассмотрим формы неконструктивного поведения.

 

        Импульсивное поведение.

 

        Такое поведение складывается из поступков ребенка, которые он совершает по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, сильного впечатления, не взвешивая все «за» и «против». Ребенок быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях. Нередко начинает выполнять задания не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать. Такой ребенок легко переносит наказание, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится.

 

 

 

Протестное поведение.

 

        Формы протестного поведения детей это негативизм, упрямство, строптивость. В определенном возрасте (кризис 3-х лет и т. д.) подобные изменения в поведении свидетельствуют о нормальном формировании личности. Если подобные проявления у ребенка носят исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения.

 

        Дети с протестным поведением чаще других сверстников инициируют конфликтные ситуации или попадают в них. Они протестуют, занимают позицию «непримиримого борца», отстаивают её  «до победы»; они склонны разрешать конфликтные ситуации криками, обзыванием, дракой.

 

        Агрессивное поведение.

 

        Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение. Агрессивное поведение может быть непосредственным, то есть прямо направленным на раздражающий объект, либо смещенным, когда ребенок по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки.

 

        Недисциплинированное поведение.

 

        Как правило, детям с этим типом поведения свойственны безответственность, развязность, леность, неряшливость, эгоизм.

 

        Конформное поведение.

 

        Это дети - тихони, которые легко « идут на поводу» у более активных и бойких сверстников. Не имея своей позиции, своей точки зрения, они легко принимают чужую. Если конформное поведение закрепляется, становится для ребенка привычным, то оно неизбежно приводит к искажению его личностного развития.

 

        Вполне закономерно, что дети с данным поведением имеют проблемы в общении, в межличностных отношениях. Наиболее типичные из них это избирательность контактов и боязнь публичных выступлений.

 

        Демонстративное поведение.

 

         Качества личности, противоположные конформности – это самостоятельность и независимость.

 

        Признаками такого поведения будет стремление ребёнка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние, капризы, а так же вычурность действий и поведения в целом.

 

 

 В дошкольном образовании  использование игровых технологий в работе с детьми -  это система игр, направленная на решение конкретной цели. А игровые технологии  коррекции поведения детей включают в себя   диагностику и комплекс игр, направленные на решение проблемы. Диагностика осуществляется педагогом-психологом.

        Определяется направление, содержание и логика коррекционного воздействия. Как показывает опыт, не следует пытаться воздействовать одновременно на несколько дефицитных факторов. Важное правило коррекционно-развивающей работы – сначала использовать игры, в которых исключается параллельная нагрузка даже на две дефицитные способности. Добившись от ребенка, например, сдержанности, аккуратности, усидчивости в играх, направленных на каждую из этих способностей в отдельности, можно переходить к играм, содержащим требования к двум способностям, затем к двум одновременно: сдержанность и аккуратность; аккуратность и усидчивость.

С педагогом-психологом используем методический приём, который называется

  «Лестница проблем», на нижней ступеньке которой располагается самая простая, конкретная и наиболее достижимая поведенческая проблема, а на каждой следующей – по одной другой, отличающихся между собой постепенно возрастающей сложностью.

Так например, при работе с конформным ребенком  сложно добиться того, чтобы ребенок с удовольствием принимал участие в коллективных играх. Используются раскрепощающие, психотехнические игры (народные игры, где ребенок выполняет роль ведомого).

Преодоление молчаливости и безынициативности такого ребёнка планируем через образно – ролевые игры, игры – драматизации.

 

 

 

          алгоритм организации коррекционно-развивающего процесса:

 

 

 

 

 

Внесение в процессе в игровую программу уточнений, дополнений, изменений (усложнение).

 

        Неспецифические методы коррекции неконструктивного поведения можно разделить на две группы:

 

-методы изменения деятельности детей;

 

-методы изменения отношения к ребенку.

 

 

 

 

Виды игр при различных типах неконструктивного поведения

 

Игры с правилами      

Импульсивное недисциплинированное

 

Игры - соревнования  

Импульсивное недисциплинированное

 

Игры драматизации   

Импульсивное недисциплинированное

 

Образно – ролевые игры    

Конформное

 

Раскрепощающие психотехнические игры (аутотренинг)

Конформное

 

Коллективные дидактические игры       

Конформное

 

Сюжетно – ролевые игры    

Демонстративное

 

Режиссерские игры     

Агрессивное

 

Психотехнические освобождающие      

Агрессивное

 

Народные подвижные игры

Все типы поведения

 

 

 

 

 

 

   Как изменить поведение ребенка к лучшему?

 

Для любого ребенка плохое поведение прежде всего форма коммуникации. Для ребенка с особыми нуждами это может быть едва ли не единственный (и возможно наиболее эффективный) способ привлечь к себе внимание и сообщить о своих нуждах. Поэтому если ребенок плохо себя ведет, то он  что - то хочет «сказать» этим. Родителям можно предложить памятку

«Способы, помогающие справиться с нежелательным поведением ребёнка».

Учитесь говорить «НЕТ» твердо, но без раздражения

 

Когда ребенок делает нечто не приемлемое, например (бьет другого ребенка или ломает игрушки) надо твердо, но без раздражения сказать нет, не стоит выходить из себя и поднимать шум это либо смутит или испугает ребенка, либо принесет ему удовлетворение. Просто дайте ему понять, что так вести себя не следует, и вы такого поведения не потерпите.

 

  постарайтесь отвлечь вашего ребенка и предложить ему какую-либо игру или альтернативный способ поведения. Например, если ребенок дергает за волосы других детей скажите нет, а затем объясните, что дергать людей за волосы нельзя, а вот погладить по голове можно.

Вознаграждайте хорошее поведение и игнорируйте плохое.

 

Это может показаться не справедливым, если мы хвалим детей за хорошее поведение, то должны ругать, когда он ведет себя плохо. Но дело в том, что для ребенка брань и наказание тоже своего рода награда. Плохим поведением он стремиться, прежде всего, привлечь внимание родителей. Ваша задача доказать, ребенку, что этот метод не работает.

 

Важно запомнить часто мы хвалим ребенка, когда он проявляет успехи, ругаем его, когда он плохо себя ведет, но принимаем как должное если он делает то, что полагается, хотя в сущности это и есть хорошее поведение. Хвалите вашего ребенка, даже если он делает хорошо что-то не сложное (не вмешивается в разговор старших или спокойно ведет себя в транспорте).

 

Если ребенок утраивает истерику, чтобы добиться своего не обращайте на это внимание, не успокаивайте ребенка, не стыдите его, и не старайтесь урезонить, просто подождите, когда припадок пройдет. И, разумеется, ни в коем случае не выполняйте требование ребенка, иначе он поймет, что истерика это хороший способ получить желаемое и начнет этим методом эффективно пользоваться.

Предотвращайте плохое поведение.

 

 

Так для коррекции агрессивного поведения можно использовать игру:

 

 "Тух-тиби-дух" (Фопель К., 1998)  Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.  "Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.  Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться. 

 

Для конформных детей подойдёт игра:

"Дракон" (Кряжева Н.Л., 1997).  Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.  Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — "голова", последний — "хвост". "Голова" должна дотянуться до "хвоста" и дотронуться до него. "Тело" дракона неразрывно. Как только "голова" схватила "хвост", она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях. 

С тревожными детьми можно провести игру:

"Водопад света". Эта игра также использует воображение ребенка. Она научит расслаблять свое тело и получать радость. Навыки этой игры уже более близки к способам релаксации, которыми пользуются взрослые. Итак, пусть ребенок удобно сядет (или ляжет), расслабится, несколько раз глубоко вдохнет и спокойно выдохнет. Дальше его задача - максимально ярко представить себе то, о чем вы ему говорите, ощутить это всем телом. Медленно, с паузами и очень мягкими интонациями поведайте ребенку вот о чем. "Представь себе, что ты стоишь у необыкновенного водопада. В нем нет воды, а вместо нее вниз струится мягкий солнечный свет. Подойди ближе к этому водопаду, встань под его струи. Почувствуй, как этот чудесный свет падает на твою голову. От него расслабляются все мышцы. Вот расслабленными стали лоб, рот, шея. Везде, где прошел такой световой луч, тело спокойное, теплое и как будто светится. Теплый свет стекает к плечам, к рукам - они стали очень податливыми, мягкими. Струйки света стекают по спине, и ты чувствуешь, как в ней исчезает напряжение. Водопад смывает напряжение и с твоей груди, с живота. Тебе приятно чувствовать, что ты спокойно и легко дышишь. Струйки света движутся по твоим рукам, локтям, пальцам. Нигде не остается даже капли зажатости. Свет течет и по ногам, к ступням, к пальцам ног... Теперь все твое тело светится теплым светом. Оно расслабленное и мягкое. Тебе легко дышится. Ты чувствуешь, как твое тело сбросило напряжение и наполняется свежими силами. Побудь под этим водопадом, пока я считаю до десяти, а потом ты откроешь глаза бодрый и отдохнувший".

Коментарии
Надежда написано 2018-11-07 21:40:22
Надежда Алексеевна, большое спасибо за данный материал. Особенно понравилась подборка игр для коррекции различных видов неконструктивного поведения.
Ответить
Кристина написано 2019-02-18 23:22:03
Огромное спасибо за предоставленный материал. Вы подобрали интересные игры для коррекции видов неконструктивного поведения. Очень полезный материал.
Ответить

Оставить комментарий: