Инновационный педагогический опыт Карандаевой С.Н.
Инновационный педагогический опыт Карандаевой Светланы Николаевны, воспитателя МБДОУ «Зубово – Полянский детский сад №6 «Березка» комбинированного вида»
по теме: «Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста».
2016 г.
Актуальность и перспективность опыта
Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста.
Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином. Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография). В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка.
Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Н.Б. Халезова, Б.Б. Косминская, Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь. Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции.
В обобщённом мною опыте раскрываются специфические методы и приёмы работы в технике пластилинография, в процессе различных видов деятельности: на занятиях, в свободное время, кружковой работе. Показано влияние пластилиновой живописи на всестороннее развитие детей.
Условия формирования опыта.
Обновление содержания дошкольного образования предполагает повышение его качества. Несомненно, это требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности. Современный мир предъявляет к педагогам высокие требования, причем не только к уровню профессиональных компетенций, но и личностного характера. Нынешний воспитатель – это сплав знаний и индивидуальности, творчества, гибкости, смелости. Современному педагогу по-прежнему важно понимать своих воспитанников и быть готовым любую деятельность с детьми превратить в маленький спектакль.
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Данное направление деятельности выбрано мною не случайно. Работая воспитателем в младшей группе, я столкнулась со следующими проблемами в художественно-эстетическом развитии воспитанников:
-слабое развитие мелкой моторики
-недостаточное развитие психических процессов: речи, воображения, внимания, памяти.
Прежде чем создать кружок «Старатели», я изучила авторские подходы к пластилиновой живописи. Провела начальную диагностику детей. Провела анкетирование родителей «Создание в группе предметно-развивающей среды». Совместно с родителями создали базу наглядных пособий: приобрели предметные и сюжетные иллюстрации, фото и картины в технике «пластилинография», технологические карточки и таблицы.
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.
Наиболее эффективно развивать у детей художественно – творческие способности можно при условии:
- Создания эстетической предметно - развивающей среды для занятий в кружке, совместной и самостоятельной творческой деятельности детей в группах.
- Создание базы наглядных пособий: предметные и сюжетные иллюстрации, фото, картины в технике - пластилинография, технологические карточки и таблицы.
- Взаимодействия детского сада и семьи.
- Организация и посещение выставок детьми и родителями.
- Создание и оформление уголка в группе для совместной и самостоятельной изобразительной деятельности детей.
- Оформление выставки картин в технике «Пластилинография».
- Составлены анкеты для родителей в целях определения творческого потенциала детей. Проведён опрос: Нужен ли кружок «Старатели» (нетрадиционная техника рисования пластилином – пластилинография)?
- Оформлены консультации на темы: «Все дети любят пластилин», «Пластилиновая живопись», «Пластилинография – это чудо!».
Теоретическая база опыта.
В работе используется значительное количество программ и методической литературы по нетрадиционной технике рисования «пластилинография»
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999.
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
- Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
- Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись – 4. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
- Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
- Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «Детство-ПРЕСС», 2005.
- Казакова Т. С. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под редакцией Р. Г. Казаковой. М., 2004.
- Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.. 2008.
- Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М., 1976.
- Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста. – «Олма Медиа Групп», 2009.
12.Лыкова Л. И. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-Дидактика», 2007.
- Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. – «ТЦ СФЕРА», 2010.
Технология опыта.
Творчество и развитие творческих способностей – одно из главных задач дошкольного воспитания. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Наш детский сад основывает свою деятельность на программе « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы и др.. В программе большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования, и недостаточно, на мой взгляд, место отводится нетрадиционной технике рисования. Работая с детьми с дошкольного возраста, заметила: дети очень любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий по нетрадиционной технике рисования – рисования пластилином, которая стимулирует творческий потенциал детей, развивает их художественно-творческие способности. Данная техника хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
С сентября 2014 г. мною был организован кружок «Старатели» для детей дошкольного возраста. В начале учебного года было проведено диагностирование детей. Использовалась диагностика доктора педагогических наук профессора Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества». Основные методы диагностики – естественный эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктивной творческой деятельности.
Согласно результатам первичной диагностики, уровень развития детей посещающих кружок (12 детей) на период начала 2014года, был на среднем уровне. Занятия проводились по дидактической методике Т. С.Комаровой, которая построена на подражании, реализуется через показ, объяснение, следованию образцу. Специальные занятия по теме не проводились. Поэтому был разработан перспективный план работы кружка «Старатели». При составлении плана я опиралась на методические пособия: Г.Н. Давыдовой по нетрадиционной технике рисования пластилином – пластилинографии, Т.Н.Яковлевой «Пластилиновая живопись», руководствовалась Программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой Л.И. При планировании учитывались возрастные особенности и уровень подготовленности детей.
Цель кружковой работы - развитие творческих способностей через нетрадиционную технику рисования – рисования пластилином. При достижении обозначенной цели решала следующие задачи:
- Формировать у детей изобразительные навыки;
- Знакомить с техникой и приемами рисования пластилином;
- Учить детей создавать выразительные образы посредством объема и цвета;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, подготовить руку к письму;
- Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Организация кружка проходила в несколько этапов:
- Подготовительный. Изучение авторских подходов к пластилиновой живописи. Проведение начальной диагностики детей. Анкетирование родителей. Создание в группе предметно-развивающей среды.
- Практический. Организация и проведения занятий. Консультации для родителей. Обогащение развивающей среды в группе. Оформление выставок детских работ.
- Итоговый. Итоговая диагностика детей. Оформление фотовыставки работы кружка. Выступление с опытом работы по данной теме перед воспитателями.
Основной формой обучения детей рисованию пластилином является занятие. Занятия проводились в игровой форме. Для эмоционального настроя на занятиях используются музыкальные произведения. Проводятся занятия-путешествия в страну «Пластилинографии».
Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения. Именно поэтому в изобразительной деятельности, активно используются движение, танец. Такие упражнения, как «Танец цветов», «Воздушный бал», «Веселый зоопарк», «Море», не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.
Значение занятий многостороннее. Здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие каждого ребенка. Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества. Каждое занятие – новый шаг в познании чего-то нового и оригинального для ребенка.
Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий. В процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок. Физкультминутки подбираются по теме занятий. Такие занятия способствуют не только овладению детьми практическими навыками, но учат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогают проникнуться любовью даже к самому, маленькому, неказистому цветку. На занятиях используются музыкальные и поэтические образы, что способствует художественно-творческой активности детей. Она начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто именно разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, становится главной отправной точкой в рождении художественного образа.
Техника рисования пластилином проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Дети очень быстро усваивают новые приемы, быстро достигают хорошего качества работ и занимаются с удовольствием. Детям очень нравится смешивать цвета для получения нужного оттенка. Этот процесс особенно привлекает детей, так как они очень любят экспериментировать. Пластилин – материал волшебный и любую ошибку можно исправить. Неудачное изображение просто счищается стекой, потом снова добавляется фон. Возможность легко исправить ошибку, особенно привлекательна для детей. Необходимо, чтобы ребенок радовался полноценному творческому процессу, чтобы ему было психологически комфортно во время занятия.
Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание уделяю обсуждению детских работ. Детям это нравится и позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит задумываться над тем, что у него не получилось. При рассматривании работ, выслушиваю всех детей, которые желают высказаться по поводу своего творчества, пережитых впечатлений. Обязателен анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе. При этом оцениваю достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументирую оценку и придаю ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.
Навыки детей в изобразительной деятельности складываются в результате систематических занятий. Так занятия кружка «Старатели» провожу 1 раз в неделю. Обучение детей нетрадиционной технике рисования проходит по разработанному перспективному плану. В занятиях участвует подгруппа детей из 12 человек. Продолжительность непрерывной деятельности согласно возрастным требованиям.
Дети старшей группы уже обладают значительными знаниями об окружающем мире, умениями и навыками в изобразительной деятельности, имеют практический опыт работы. На этом этапе я стараюсь не мешать ребенку в создании рисунка, детям не навязываю свои варианты выполнения, а чутко и умело стараюсь способствовать творческому процессу. Во время такой деятельности всегда создается ситуация успеха для каждого ребёнка, так как именно на этих занятиях появляется больше возможности для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность и неповторимость каждого.
Опыт работы свидетельствует также, что коллективная художественная деятельность формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству. Общие усилия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность, детей, корректируют межличностные отношения. Коллективная форма творчества сближает детей, у них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения. Коллективная работа очень тщательно продумывается.
Одним из важных средств поощрения являются разнообразные выставки детских поделок. Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие.
В группе были организованы следующие выставки:
• «Осень золотая в гости к нам пришла»
- «Умелые руки, не знают скуки»
- « Капельки творчества»
- «Скоро праздник Пасхи».
Дети видят, что результаты их труда значимы и интересны не только им, но и родителям, воспитателям, сотрудникам и гостям детского сада. Работы детей участвуют и занимают призовые места, как на районных, так и на Всероссийских конкурсах.
Одним из важнейших условий развития творчества является взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью активно привлекаю к совместной работе всех родителей. Для них провожу беседы, консультации («Что такое пластилиновая живопись?», «Влияние пластилиновой живописи на развитие детей», «Как сохранить детские работы») красочно оформлены памятки («Рисование пластилином», «Рассматриваем и оцениваем детские работы») по работе с пластилином, среди родителей проводится анкетирование. Родители должны быть активными помощниками своим детям, а не только «оценщиками» их достижений. Были созданы творческие выставки совместных работ детей и родителей: «Осенние фантазии», «Цветочные мотивы».
Все формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. А чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок. Важно, чтобы родители поняли: через изобразительную деятельность ребенок самовыражается как личность.
Для воспитателей мною проведен семинар-практикум на тему: «Нетрадиционная форма рисования – рисование пластилином» (Приемы работы в рисовании пластилином). Решая поставленные мною цель и задачи, использую разнообразные методы и приёмы:
Общедидактические.
Наглядные методы:
Демонстрация наглядных средств.
Наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к технике пластилиновой графики.
Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения – этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом.
На каждом занятии показываю ребенку либо способ выполнения задания, либо выполненную работу с этим заданием.
Показ образца используется в обучении анализа, в построение плана работы.
Анализ детских работ в конце занятия (стараюсь привлечь внимание детей к результатам их деятельности; помочь детям понять достижения и ошибки в изготовлении).
Практические методы:
В развитии творческих способностей ведущая деятельность детей - художественная. Она направлена на получение конкретного продукта. Нельзя научить детей чему-либо, только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая самим детям каких - либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.
На занятиях дети изготовляют исходные формы, дорабатывают их, с соблюдением пропорций, соединяют части, подбирают новые цвета и оттенки из пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой», придумывают свои, новые способы лепки, осваивают законы композиции – размещение предметов на плоскости.
Словесные методы:
Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.
Это беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы, чтение схем.
Специфические методы, обусловленные особенностями художественной деятельности.
Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний, с целью овладения даром сопереживания на прекрасное в окружающем мире. Направлен на формирование эстетического вкуса. Эстетическое - «всё то, что оказывается способным вызвать эмоционально-чувственную реакцию, в идеале действенную, либо созерцательную». Это происходит в сравнении, любовании различными произведениями искусства, предметами народно – декоративного искусства, в том числе, своими результатами творчества.
Метод эстетического убеждения. По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт»
Формы.
Любая деятельность предполагает выбор форм работы с детьми. Форма – способ организации, установленный порядок.
Групповая – основная форма работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Группа состоит из 6-8 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.
Технология проведения групповых занятий может быть разной. Главное чтобы дети сидели компактно, но на некотором расстоянии, не мешая, друг другу. Внутри подгруппы дети могут переговариваться, общаться, делиться опытом. Каждое занятие кружка содержит: тему, задачи, последовательность выполнение работы.
Выполнить композицию в технике пластилинографии непросто, поэтому над её созданием одновременно трудится несколько детей.
Этапы создания картин:
- Подбор эскиза.
- Подготовка основы. (покрытие основы скотчем, перенос эскиза на основу).
- Подбор материала, цвета пластилина, смешивание цвета.
- Создание картин начинаем с дальнего плана, постепенно приближаясь к ближнему.
- Лепка мелких деталей. Декорирование.
Пальчиковые игры и упражнения – форма работы выбрана для развития мелкой моторики, координации и синхронизации движения обеих рук, а также для расслабления и отдыха на занятиях.
Оформление и организация выставок – выставки работ проходят два раза в год. Любуясь результатами своей работы, дети получают эмоциональное удовлетворение. Это способствует их самовыражению, повышает их самооценку.
- Средства.
Основными средствами, которые я использую в работе, являются:
Художественные средства:
- Пластичный материал (разноцветный пластилин).
- Бросовый и природный материал.
- Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).
Наглядные средства:
- Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
- Таблицы с технологическими карточками способов лепки.
- Образцы работ, фотографии.
- Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений.
Технические средства:
- музыка,
- видеофильм,
- слайд – шоу, презентация.
Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей на занятиях, развить воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.
- Предметно – развивающая среда:
Цвет стен, мебель, украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки. Всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления.
Анализ результативности опыта.
Проводимая мной планомерная и целенаправленная работа по теме «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста», занятия с детьми, мероприятия с родителями , использование эффективных методов и приёмов показывает, что системность и поэтапность занятий, с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста отслеживала по педагогической диагностике. Результаты педагогической диагностики показывают:
- У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети с желанием и интересом посещают кружок «Старатели».
- В работах детей преобладают новизна и оригинальность.
- Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
- У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.
- Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.
- Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).
Анализ уровня развития изобразительной деятельности, процесса и продуктов детского творчества, количество участников конкурсного движения показывает, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином дает толчок к положительной динамике в развитии творческих способностей дошкольников.
Результат опроса родителей показал, что:
- родители знают, каково значение лепки для общего развития детей.
- 64 % родителей хотели бы, чтобы их ребёнок посещал кружок «Старатели».
Опыт работы свидетельствует: изображение в оригинальной технике с помощью пластичных материалов позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно – пластичных образах, удивляет своей непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики), развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, а самое главное - способствует развитию творческой личности.
Трудоемкость опыта.
Трудоемкость опыта работы состоит в недостаточной оснащенности методической литературой по теме опыта. Возникла необходимость в изготовлении учебного материала и поиска новых форм работы. Затрудняла работу низкая активность родителей и отсутствие интереса к данной проблеме. Возникла необходимость разъяснить им значимость работы, ее влияние на развитие ребенка- дошкольника, вызвать у них заинтересованность. Для того, чтобы вовлечь родителей в образовательный процесс, мы проводили консультации для родителей, мастер – классы на лучшую поделку из пластилина, с использованием природного и бросового материала, выставки. Я готовила оборудование своими руками и привлекала к его изготовлению родителей. За время работы по теме опыта, многие трудности были преодолены.
Адресность опыта.
Данный опыт я рекомендую использовать педагогам дошкольных образовательных учреждений занимающихся нетрадиционными техниками рисования, а так же родителям для развития творческих способностей своих детей.