Инновационный педагогический опыт Наумовой Н.А.
Инновационный педагогический опыт работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Зубово-Полянский детский сад № 6 « Березка» комбинированного вида»
Наумовой Натальи Александровны по теме:
«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать
создание детского театра с детского возраста?
Ведь инстинкт игры с перевоплощением
есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться
у многих детей звучит ярко, талантливо,
вызывает подчас недоумение у нас,
профессиональных артистов».
К.С. Станиславский
- Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность данной проблемы определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.
Театрализованная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Все это может дать театрализованная деятельность, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.
Главная цель моей работы – развивать у детей эмпатию, т.е. умение распознавать эмоциональное состояние человека, и научить передавать словами, жестами, мимикой, интонацией, пантомимой его исполнение, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, быть активными в игровой деятельности со сверстниками, находить адекватные способы содействия.
В работе с детьми в старшей группе были выявлены следующие проблемы: дети несколько пассивны, зажаты, не могли полностью раскрепоститься,
«вжиться в роль», инициаторами игр выступали одни и те же дети, они же играли главные роли. Воображение развито не в достаточной степени, дети не могли объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствовал опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Актерские умения у детей были развиты не в достаточной степени. Большинство детей с радостью принимали роль, но не могли активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизировали.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр, у детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.
В своей работе я стремлюсь:
– воспитывать у детей любовь и интерес к сказке;
– развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, которые дают возможность широко использовать воспитательное воздействие сказки;
– обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными сказками и средствами их выразительной сценической трактовки;
– пополнять словарный запас детей и развивать выразительность речи, правильность произношения;
– развивать артистические способности детей и взрослых через театрализованную деятельность;
– прививать навыки вежливого поведения;
– совершенствовать двигательные способности детей, вырабатывать гибкость и выносливость.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, так как каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.
2.Условия формирования опыта
Рассматривая труды учёных, педагогов, психологов я пришла к выводу, что проблема развития творческого и эмоционально-личностного подхода к развитию ребёнка в театрализованной деятельности изучена ещё не до конца. В связи с этим у меня появилась потребность в изучении методической литературы по данной теме. В этом мне помогли:
1.Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» Э.Г.Чуриловой
2.Программа «Театр – творчество – дети» Н.Ф. Сорокиной,.
3.Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Л.Г. Милонович.
4.Программа М.Д.Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду».
Заняться театрализованной деятельностью с детьми старшего дошкольного возраста меня подтолкнули следующие проблемы:
при проведении мониторинга образовательного процесса в старшей группе, уровень овладения необходимыми навыками и умениями по речевому развитию составил:-низкий-28%, средний-64%, высокий-8%. Дети путались в различении жанров литературных произведений, мало знали наизусть стихотворений, считалок, загадок, авторов и иллюстраторов детских книг, плохо владели диалогической речью. У детей было рассеяно внимание, не развита память, воображение.
Изучая опыт работы коллег по театрализованной деятельности, я отметила для себя, что театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка.
Поэтому мы, воспитатели, обязанысоздавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
3.Теоретическая база опыта
В своей работе я использую:
Образовательную программу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Зубово-Полянский детский сад №6 «Березка» комбинированного вида».
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: «Игры, упражнения, сценарии».
Артемова Л.В. «Театральные игры дошкольников», М., просвещение, 2001г
Буренина А.И. «Театр всевозможного», С.-Петербург, 2002 г.
Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», М., «Вако», 2007г.
Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет» методическое пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля.
Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду» Пособие для работников дошкольного учреждения.
Поляк Л.Я.«Театр сказок» Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.
Царенко Л.В. «От потешек к Пушкинскому балу», М., Линка-пресс, 2009г.
- Технология опыта.
Развитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности – одна из главных задач моей работы как воспитателя. Добиться результативности в этом направлении мне помогает театрализованная деятельность детей на занятиях кружка « Веселый балаганчик».
На этих занятиях выделяю следующие формы работы и виды деятельности: театрализованные игры, беседы о театре, организация спектаклей, сценическое действие, индивидуальные творческие задания (сочинение сказок, придумывание историй для постановок), постановка кукольных спектаклей, беседы-диалоги, психогимнастика, изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям. В процессе работы я обучаю детей умению раскрыть свои творческие способности, прививаю способность к адекватному реагированию на свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих. И здесь, моя задача педагога — раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.
Содержание театрализованных занятий включает себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры – драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.
Занятия по театрализованной деятельности проходят в двух направлениях:1. Освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;
- Освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусств.
Строятся онипо единой схеме:
введение в тему, создание эмоционального настроения;
театрализованная деятельность (в разных формах), где педагог и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал.
Для освоения основ актёрского мастерства на занятиях использую различные виды тренингов: спортивные, дыхательные, психологические. Это способствует раскрепощению ребенка, снятию зажимов, комплексов. Проводятся « Игровые уроки», где развивается у детей выразительность жестов, мимики, голоса, совершенствуется умение передавать эмоциональное состояние героев интонацией голоса, выразительностью речи. Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, использую разнообразные приемы: творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах. Результатом работы стало участие детей в играх- драматизациях: «Волк и семеро козлят», « Гуси-лебеди».
Дети осваивают технические приёмы, участвуя в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, потешек, сказок, басен; владение куклой, игрушкой, всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневым, пальчиковым, театром масок, игрушек и др.), узнают о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. А затем сами изготавливают и подбирают атрибуты.
В ходе работы с детьми по организации театрализованной деятельности проводились следующие мероприятия: сочиняли истории, играли в развивающие игры “Мое настроение ”, игры-драматизации: “На лесной поляне”, “На болоте”, проигрывали мини-этюды, пантомимы, проводили конкурсы, викторины. Постоянно знакомились с произведениями детских писателей К.И.Чуковского. С.Я.Маршака, А.Л.Барто, и др. Развивающие игры “Что ты слышишь за окном?”, “Передай позу”, “Летает - не летает”, “Растет - не растет”, “Живой телефон”, которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движения, воображение и фантазию. Упражнения и этюды: “Угадай, что я делаю?”, “Превращение детей” (в насекомых, в зверей), на основные эмоции “Грусть”, “Радость”, “Гнев ”, “Удивление”, “Страх ”… Такие упражнения развивают у детей умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Игры на жестикуляцию “Уходи ”, “Согласие ”, “Просьба ”, “Отказ ”, “Плач ”, “Прощание”. А также игры по технике речи, “Зарядка для язычка”, “Цоканье”, “Достань язычком губу, нос, щечку” и на дыхание: “Эхо”. “Ветер” и др., на развитие фантазии “Продолжи сказку…”. Благодаря специально подобранным упражнениям, близким по характеру детским играм, дети приобретают практические навыки и умения правдиво действовать в вымышленных условиях и тем самым подготавливают себя к работе над воплощением. Они важны не только для овладения исполнительскими умениями, но и для воспитания качеств творческой личности (развитие фантазии, внимания).
В своей работе я стараюсь не применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Предоставляю детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Строго слежу за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Стараюсь не допустить деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.
В своей инновационной работе я опираюсь на положения концепции модернизации Российского образования, а также на вопросы реализации ФГОС и новых требований к образовательной программе дошкольного образовательного учреждения.
Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечения успешности организуемой работы. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей вопросах воспитания собственных детей.
В своей работе с родителями я ставлю следующие задачи:
-заинтересовать родителей развитием театрализованной деятельности детей;
-познакомить с разнообразием театров;
-информировать о художественных произведениях, рекомендуемых для чтения;
-рассказать о создании театра дома;
-вовлечь в жизнь детского сада.
Вниманию родителей были представлены:
-альбом «Виды театров»,
-консультации: «Театрализованная деятельность в детском саду», «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"
«Игры на кухне» (на развитие фантазии и творчества), «Домашний театр устраиваем дома».
Совместно с родителями создаем условия для развития эмоциональной сферы детей в театрализованной деятельности: оборудован настольный кукольный театр, пальчиковый театр, плоскостной театр, театр на ложках, фланелеграф, театр «живая кукла», театр би-ба-бо и др. С помощью родителей изготавливаем костюмы к праздникам, драматизациям сказок, декорации, атрибуты.
5.Анализ результативности опыта.
Проведённая мною работа по теме «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» принесла свои результаты:
В результате целенаправленной работы по организации театрализованной деятельности дети умеют разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций; чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией;
дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения).
Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями. Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным). Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
Появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи), желание придумать, рассказать сказку, и т.д.
Стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.
Воспитанникизнают некоторые виды театров(кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, бибабо.
Имеют представление: о театре, театральной культуре, об истории театра, обустройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб); о театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер).
Анализ сравнительных результатов общего показателя позволяет говорить о наметившейся положительной динамике в его формировании и отмечается качественный рост. У детей улучшилась речь, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.
Наблюдается снижение уровня тревожности и негативных эмоциональных проявлений, возрастает уровень положительного эмоционального реагирования на происходящее, повышается уровень эмоциональной стабильности.
Таким образом, считаю проведенную мной работу по развитию творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности результативной, оптимальной и эффективной.
6.Трудоемкость опыта.
Мой опыт работы показал, что театрализованную деятельность можно использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности, в предварительной и индивидуальной работе с детьми и т. д.
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главную роль наиболее робких;
-распределение роли по карточкам (выбирается любая карточка с изображением персонажа );
- проигрывание ролей в парах.
При этом возникают две основные проблемы:
- что делать, если не хватает на всех ролей;
- кто будет играть отрицательных персонажей.
Первую проблему помогает решить подгрупповая организация, кроме того можно придумать дополнительные роли.
Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то и дети, хотят исполнять роль положительного героя и не хотят играть злодеев. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все - и дети, и взрослые - артисты, они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причём, отрицательного героя сыграть намного сложнее.
Однако бывает и так: стремление активно участвовать в театральной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребёнка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно этот образ как бы прилипает к нему, и, в конце концов, этот ребёнок начинает вызывать насмешки у других детей. Необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.
В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ входит в воспитательно - образовательный процесс дошкольных учреждений. Учебно - воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если интерактивные технологии будут шире использоваться в качестве дидактического средства.
7.Адресность опыта.
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
– для педагогов дошкольных образовательных учреждений;
– для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю: – информационные брошюры, стенды, мастер-классы, открытые мероприятия для педагогов района;
– консультации;
-публикации на сайте ДОУ: http://detskiysad6beryozka.a2b2.ru/