Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасика.
Документы для скачивания
Ориентационн ый тест школьной зрелости Керна – Йирасика. Тест состоит из 4 частей тест “Рисунок человека»( мужской фигуры) ; копирование фразы из письменных букв; срисовывание точек; опросник. Тест “Рисунок человека”. Задание. “Здесь( показывается, где) нарисуй какого- либо дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка( “ты забыл нарисовать уш и”) , взрослый молча наблюдает. Оценивание. 1 балл. Н арисована мужская фигура( элементы мужской одежды) , есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты( есть ступня или ботинок) ; фигура нарисована синтетическим способом( контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему) . 2 балла. В ыполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, паль цы; лицо полностью прорисовано. 3 балла. Ф игура имеет голову, туловище, конечности( руки и ноги нарисованы двумя линиями) ; могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на ру ках, ступни на ногах. 4 балла. П римитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии. 5 баллов. О тсутствие четкого изображения туловищ а, нет конечностей; каракули. Копирование фразы из письменных букв Задание “Посмотри, здесь что- то написано. Попробуй переписать так же здесь( показать ниже написанной фразы) , к ак сможешь”. На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная: Он ел суп. Оценивание 1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально( возможно небольш ое отклонение от горизонтали) . 2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается( буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вн из) . 3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы. 4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка. 5 баллов: нера зборчивые каракули, чирканье. Срисовывание точек Задание. “Здесь нарисованы точки. Попробуй нар исовать рядом такие же”. В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали. Оценивание: 1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопус тимо увеличение. 2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точк и могут быть заменены кружками. 3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворо т рисунка даже на 180 градусов. 4 балла: рисунок состоит из точе к, но не соответствует образцу. 5 баллов: каракули, чирканье. После оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям: 3- 6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе; 7- 12 баллов – средний уровень; 13- 15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития. Графический диктант дошкольникам Д. Б. Эльконина. Методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный ли ст в кл еточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Расстояние между точками около 8 клеточек. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора. «Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам». При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1–1, 5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается. «Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам». «Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево( слово «влево выделяется голосом) . Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам». «Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам». Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование: 4 балла – точное воспроизведение узора( неровность линии, «грязь» не учитываются) ; 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии; 2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок; 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором; 0 баллов – отсутствие сходства. За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров( средняя не учитывается) . Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом: 0–3 баллов – низкий; 3–6 баллов – ниже среднего; 7–10 баллов – средний; 11–13 баллов – выше сред него; 14–16 баллов – высокий.