Развитие памяти у детей 6 лет
Документы для скачивания
Развитие памяти у детей 6 лет Как развивать память у ребёнка? Как развивать внимание у ребёнка? На все эти вопросы вы найдет ответы в данной статье. Развитие памяти у ребёнка Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта. Выделяют три типа памяти: 1) наглядно- образную память — помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов; 2) словесно- логическую — преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины; 3) эмоциональную — лучше всего сохраняются пережитые чувства. Кроме этого существует разделение памяти на два вида: кратковременную( материал запоминается быстро, но ненадолго) и долговременную. Следует помнить, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято. Это означает, что механический способ запоминания хуже, чем осмысленное запоминание. Люди различаются и тем, какой материал они лучше всего запоминают: бывает память зрительная, слуховая и двигательная( память на движения) . Для каждого возраста характерны свои особенности памяти. В возрасте 5- 6 лет начинает формироваться произвольная память( когда человек прилагает усилия( волю) для запоминания или припоминания) . Наряду с преобладанием наглядно- образной памяти возникает и развивается словесно- логическая память. Развивать память помогают заучивание стихов или сказок и рассказы об увиденном во время прогулок. Как развивать внимание у ребенка Рассмотрим определение внимания и рассмотри основные виды внимания. Внимание — это форма организации познавательной деятельности. Выделяют три основных вида внимания: 1) непроизвольное — возникает как бы само собой, без усилия воли; 2) произвольное — требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо; 3) послепроизвольное — возникает в процессе обучения или работы как интерес, увлеченность, вдохновение, снимающие волевое напряжение. Одно из важных качеств внимания — устойчивость. Это способность сохранять долгое время сосредоточенность на одном виде деятельности. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. В основном внимание является непроизвольным и остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Психологи говорят, что для формирования произвольного внимания ребенка нужно просить его рассуждать вслух. Игры для развития памяти и внимания детей Мы ходили в зоопарк ◈ Эту игру можно проводить с группой детей. ◈ Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра». ◈ Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона». ◈ Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка. ◈ Игра продолжается до тех пор, пока кто- нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей. Вспомни, как было Необходимый инвентарь: различные учебные принадлежности, кукла, мягкая игрушка. ◈ Расскажите ребенку историю: «Кукла Лена села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности». ◈ Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая, малыш комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради» и т. д. Запомни и нарисуй Необходимый инвентарь: картинки, бумага, карандаши. Вариант 1 ◈ Покажите ребенку картинку с несложным изображением. Уберите рисунок и попросите малыша воспроизвести то, что он видел на бумаге. Вариант 2 ◈ Покажите ребенку картинку с недостающими деталями. Убрав картинку, попросите нарисовать то, чего не хватало на картинке, например, на картинке изображена машина без колеса. Ребенок должен вспомнить и нарисовать колесо на отдельном листе бумаги. Я тоже ◈ Расскажите ребенку какую- нибудь историю. В определенных местах рассказа делайте паузу и хлопайте в ладоши. По этому сигналу малыш должен вставить: «Я тоже», но только в том случае, если действие, о котором идет речь, может выполнить человек. В другом случае ребенок должен промолчать. ◈ Пример рассказа: — Однажды девочка Лена пошла на речку. — Я тоже. — По дороге она встретила собаку и позвала ее с собой. — Я тоже. — Собаке было весело. Она бежала и виляла хвостом. ( Молчит. ) — Подошли они к реке. — Я тоже. — Вдруг темная туча заслонила солнце. ( Молчит. ) — Загремел гром. ( Молчит. ) — Застучали капли дождя. ( Молчит. ) — Девочка спряталась под тентом. — Я тоже. — А собака залезла в кусты. — Я тоже. — Вскоре дождь кончился. ( Молчит. ) — Девочка искупалась в реке. — Я тоже. — Подозвала собаку. — Я тоже. — И они побежали домой. — Я тоже. Съедобное- несъедобное Игра способствует развитию внимания, знакомит с признаками предметов Необходимый инвентарь: мяч. ◈ Правила игры: вы кидаете ребенку мяч, называя какой- нибудь предмет. Ребенок должен поймать мяч, если названо съедобное, и отбить мяч обратно, если вы назвали несъедобное. ◈ Можно играть детским коллективом и кидать мяч по кругу. Кто наблюдательнее? Игра способствует развитию внимания и восприятия ◈ Правила игры: по очереди называйте предметы с каким- нибудь признаком, например все круглое( сладкое, желтое) . Предметы повторять нельзя. ◈ Играть можно большим коллективом. В этом случае тот, кто не вспомнил слово, выбывает из игры. Кто летает? Игра способствует развитию внимания, мышления ◈ Правила игры: вы перечисляете различные предметы — одушевленные и неодушевленные. При упоминании летающего объекта вы машете руками, как крыльями. ◈ Ребенок повторяет ваши действия, но при этом он должен быть предельно внимательным, потому что правила игры предписывают вам часто ошибаться и имитировать взмахи крыльями, чтобы сбить его с толку. Лабиринты и ходилки Игры способствуют развитию устойчивости внимания ◈ Можно нарисовать самим или купить в магазине готовые. Ходилку, в которой каждый игрок должен добраться до цели, можно нарисовать на обычном альбомном листе. ◈ Для этой игры вам понадобятся фишки( подойдут разные пуговицы) и кубик. Придумайте и обозначьте на дороге к цели различные препятствия, бонусы и задания. Оговорите правила, поставьте фишки на начало игры и ходите, кидая кубик по очереди. Прогулка в картинках Игра способствует развитию внимания, восприятия, воображения, памяти. Необходимый инвентарь: альбом или бумага, цветные карандаши или фломастеры. ◈ Попросите ребенка нарисовать то, что он видел на прогулке. Не помогайте ему рисовать, можно задавать наводящие вопросы, думать вместе. . . Он обязательно нарисует то, что произвело на него впечатление. Нарисуй узор Развивает зрительную память, внимание, мелкую моторику рук Необходимый инвентарь: картинки с узорами, чистая бумага, ручка или карандаши. ◈ Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти. Найди пару Игра способствует развитию внимания, восприятия, умения сравнивать Необходимый инвентарь: игрушки( парой) , картинки из специальных наборов. ◈ Попросите ребенка посмотреть и найти подходящую пару. Обязательно спросите, почему он так или иначе составил пары. Найди отличия Игра способствует развитию внимания, восприятия, умения сравнивать Необходимый инвентарь: игрушки( парой) , картинки из специальных наборов. ◈ Попросите ребенка посмотреть и найти отличия. «Хлоп» или «топ» Игра способствует развитию внимания ◈ Правила игры: вы называете различные предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если вы назовете животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом». ◈ Более сложный вариант: просите ребенка проделывать какое- либо действие( на ваше усмотрение) , если вы назвали предмет, который может быть красного цвета( тонет в воде, не намокает и т. п. ) . Будь внимателен! Игра способствует развитию внимания, навыков самоконтроля ◈ Договоритесь с ребенком, что он повторяет слова, которые вы произносите. Но весь секрет в том, что слова определенной категории повторять нельзя( см. предыдущую игру) . Например, нельзя повторять слова, обозначающие посуду. Найди игрушку Развивает внимание, умение находить по описанию, умение ориентироваться в пространстве Необходимый инвентарь: любая игрушка. ◈ Задача ребенка — по описанию найти игрушку, находящуюся в комнате. Одновременно с описанием игрушки можно указать ее месторасположение( например: справа от ребенка) . Посмотри и запомни ◈ На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой- нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе. ◈ Для начала ребенок может просто проговорить, что изменилось. Затем предложите ребенку все предметы вернуть на свои места. ◈ Начинайте с небольшого количества предметов( например, с трех) , постепенно увеличивая его. ◈ Меняйтесь ролями с ребенком — нет ничего лучше, чем пример любимой мамы. Родителям, кстати, эта игра тоже очень полезна. Послушай и запомни ◈ Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча — дождь, ночь — луна, постель — сон. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша — вспомнить второе слово. ◈ Усложняя задание, увеличивайте количество пар. ◈ Обязательно меняйтесь ролями.