Музыкальные игры
Документы для скачивания
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ Легкие и увлекательные, не требующие большой предварительной подготовки, «музыкальные моменты» могут стать привычным компонентом школьного урока или внеурочного занятия. Их основой является, как правило, опора на уже имеющиеся у детей знания из области музыки — знакомые песни, двигательно- звуковые ассоциации, возникающие при исполнении того или иного произведения. Ведь каждому известно, что под звуки бодрого марша наши ноги сами собой начинают выполнять четкие маршеобр азные движения, а легкая полечка приглашает слушателя подпрыгивать и кружиться, создавая соответствующее музыке веселое настроение. На этом и построено воздействие музыкальных игр, методические разработки которых приведены в этом разделе. Но, помимо того, что в описании каждого из развлечений используются первичные слуховые или ритмико- двигательные навыки, при выполнении того или иного задания дети приобретают дополнительные музыкально- интеллектуальные умения, которые будут затем закрепляться в последующих играх. Кроме того, ряд забав обычно знаком детям в их «народном» варианте, просто они были модифицированы авторами для того, чтобы с их помощью в игровой форме можно было прививать новые музыкальные навыки. Короткие, несложные упражнения с опорой на виды музыкальной деятельности могут стать атрибутом повседневного проведения домашнего досуга. Как приятно будет детям, если мама и папа вместо того, чтобы каждый вечер привычно смот реть в телеэкран, начнут вместе с ними играть в музыкальные игры! От такого времяпрепровождения выиграют все — и дети, и взрослые, а еще вы сбережете собственное зрение и приобретете массу полезных умений, которые потом сможете демонстрировать на домашних вечерах. Но об этом речь пойдет немного позднее, а пока — пробуйте, пойте, танцуйте, угадывайте! Игра «Здравствуй, дедушка Мазай» Всем и звестна народная детская игра под названием «Здравствуй, дедушка Мазай! », когда водящий должен по движениям остальных детей угадать, какие действия они выполняют. Поскольку игра пришла к нам с незапамятных времен, то раньше в действиях детей нередко исполь зовались движения, свойственные сельскохозяйственным работам — копать землю лопатой, поливать растения из лейки, или каким- то домашним делам — шить иголкой, резать ножницами и т. д. Мы предлагаем использовать ход этой игры, обогатив ее исполнением разных в идов музыкальной деятельности — пение, дирижирование, игра на разных музыкальных инструментах. Только в преддверии этой игры неплохо сделать маленький «экскурс» в историю музыки, вместе с детьми вспомнив, например, как надо играть на разных музыкальных инс трументах. Для начала взрослый, проводящий игру, может загадать несколько загадок, отгадав которые, дети назовут «имена» разных музыкальных инструментов. Когда загадка будет отгадана, все игроки вместе показывают, как надо играть на названном инструменте. Хорошо, если в игре будет присутствовать наглядность — изображения инструментов на рисунках. Ведущий. Для начала давайте вспомним, как называется один из самых больших и важных музыкальных инструментов. А я вам подскажу: загадаю загадку. У какого и нструмента Есть и струны, и педаль? Угадать его несложно: Это старый наш. . . ( рояль) . Показывает изображение рояля на рисунке. Видите, какой этот инструмент большой, важный. Кто знает, как играют на рояле? Верно, пальцами нажимают на его клавиши, которые внутри инструмента приводят в движение специальные молоточки. А эти молоточки уже ударяют по струнам — тонким или толстым, и поэтому звуки получаются разные — высокие, звонкие или низкие, гудящие. Рояль — инструмент для больших концерт ных залов, но у него есть брат — инструмент под названием пианино. Пианино намного меньше размером, чем рояль, поэтому пианино покупают для того, чтобы на нем дети учились играть дома, или для того, чтобы проводить музыкальные занятия в детских садах и шко лах. Специально для этого инструмента композиторы написали много прекрасной музыки — сонат, различных пьес и концертов. Давайте представим себе, что мы играем на рояле. Все игроки и ведущий делают вид, что нажимают клавиши рояля, «играя» на нем. Поскольку рояль называют королем всех инструментов, второй инструмент, о котором я вам загадаю загадку, называют «королева оркестра». Как будто девушка запела, Ив зале словно посветлело. Скользит мелодия так гибко. Затихло все: играет. . . ( скрипка) . Показывает изображение скрипки и смычка на рисунке. Действительно, скрипка — королева оркестра. Говорят, что голос этого инструмента ближе всех напоминает человеческий, поэтому скрипка без слов может выразить любое человеческое чувство. Но давайте вспомним, как играю т на скрипке. Сам инструмент музыканты берут в левую руку и укладывают между плечом и подбородком слева. А в правую руку надо взять воображаемый смычок. Теперь сделаем вид, что смычком проводим по скрипке, и она отзывается нам красивым голосом. Все игроки и ведущий «берут» в левую руку воображаемую скрипку, в правую — смычок, после чего делают вид, что «играют» на этом инструменте. Вот еще ряд загадок, которые загадывает ведущий. После каждого отгадывания производится имитация д ействий — «игра» на музыкальном инструменте. Деревянные подружки. Пляшут на его макушке. Сам пустой, Голос густой, Дробь отбивает, Шагать помогает, ( барабан) Деревянный инструмент Зазвучит в один момент, Струнам звонко подпевай- ка, Заиграла. . . ( балалайка) . Ну- ка, кнопки нажимай И тихонько подпевай. Растяни меха немножко И сыграй нам на. . . ( гармошке) . Ее голос басовит, Всех она перекричит. Бу- бу- бу, ба- ба- ба, Заиграла вдруг. . . ( труба) . Ведущий. Вот сколько, оказывается, существует музыкальных инструментов, мы даже еще не все перечислили. Но и теперь уже мы можем поиграть в игру «Здравствуй, дедушка Мазай! » Кто будет водящим? Произносит считалку, на ком она остановится, тот назначается водящим. Раз, два, три, Раз, два, три, На чем играем мы — смотри! После чего несколько раз проводится игра с использованием разученных действий. Игроки предварительно сговариваются, на чем они будут «играть», после чего подходят к водящему, скандируя стихи: Здравствуй, дедушка Мазай, На солнышко вылезай! Водящий. Здравствуйте, дет ки, где вы были, что вы видели? Дети. Где мы были, мы не скажем, А что делали — покажем. Показывают «игру» на выбранном инструменте. Если водящий отгадывает инструмент, то тот, на кого он укажет, занимает его место и становится водящим. А игра повторяется заново. Песенка про названия нот В преддверии этой игры также хорошо запастись наглядным пособием — любым изображением нот, чтобы дети смогли воочию убедиться, как они выглядят — круглые, черные и белые, с палочками, хвостиками, как расположены на нотоносце — на линейках, между линеек, под линейками, над линейками и даже на дополнительных линейках. Ведущий. У каждого из нас дома есть книги, все мы видели журналы и газеты. В них написаны слова, которые мы произносим, когда разговариваем. То есть слова можно записать специальными значками — буквами. А вот музыкальные звуки можно тоже записать специальными значками, они называются ноты. Видите, вот на этом листе напечатаны ноты. Ведущий показывает детям страницу или книгу с изображением нот. Посмотрите, как они выглядят, эти ноты — круглые, черные и белые, с палочками, хвостиками. Видите, нотная строчка, на которой они расположены, состоит из пяти линеек. А сами ноты пишутся на линейках, между линеек, под линейками, над линейками и даже на дополнительных линейках. Всего нот — семь, и каждая нота имеет свое имя. Запомните, как их зовут. Показывает на каждую ноту и называет ее название. До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Давайте выучим имена нот. Повторяет с ребятами названия нот. —Чтобы вам легче было запомнить их имена, попробуйте заучить несложный стишок: До, ре, ми, фа, соль, ля, си, Кошка едет на такси. Заплатила сто рублей И поехала в музей. А веселые котята К ней уселись позади И проехали бесплатно. До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Запомнили? Давайте повторим этот стишок вместе со мной еще раз. Повторяет с ребятами стихотворение. А теперь попробуем эту песенку не просто прочитать вслух, как стихотворение, а пропеть — на самую простую мелодию. Напевает примерный возможный вариант — из последовательно расположенных звуков гаммы. 812801474470 До, ре, ми, фа, соль, ля, си, Кошка едет на такси. Заплатила сто рублей И поехала в музей. А веселые котята К ней уселись позади И проехали бесплатно. До, ре, ми, фа, соль, ля, си. 00 До, ре, ми, фа, соль, ля, си, Кошка едет на такси. Заплатила сто рублей И поехала в музей. А веселые котята К ней уселись позади И проехали бесплатно. До, ре, ми, фа, соль, ля, си. А саму песенку мы попробуем представить в несложной сценке — о чем будем петь, то попробуем и показать. А там, где мы будем называть имена нот, представим себя дирижерами и будем махать руками вверх и вниз, будто бы мы управляем хором, который поет эти ноты. 701675361950 Текст 00 Текст 3759835333375 Жестикуляция 00 Жестикуляция Идет повторное исполнение песенки с жестикуляцией. - 104775450215 Дирижерские вертикальные взмахи Мягкие полуприседания, словно важная кошка едет на такси в музей. Веселые улыбки и покачивания головой Дирижерские вертикальные взмахи 00 Дирижерские вертикальные взмахи Мягкие полуприседания, словно важная кошка едет на такси в музей. Веселые улыбки и покачивания головой Дирижерские вертикальные взмахи — Ну, вот, благодаря этой шуточной песенке, вы запомнили названия всех нот. Песня- игра «Шар» Ведущий. Ребята, песня, которую мы сегодня с вами будем разучивать, необычная. Это песня- игра. Слова там простые, они почти не имеют смыслового содержания, а скорее, напоминают веселую шутку, скороговорку. В старину их назы вали тарабарщиной. Вы их запомните очень быстро. Зато по том, разучив и исполнив песню, можно проверить — все ли из вас внимательны. Ну и самое главное — наше занятие развлечет вас, поможет приобрести хорошее настроение и улыбки. А начнем мы вот с чего. Давайте вспомним всем хорошо известную песенку «В лесу родилась елочка». Исполним хором ее первый куплет, а чтобы получилось дружно, я помогу — продирижирую. Идет исполнение первого куплета песни «В лесу родилась елочка». Здорово у нас получилось — настоящий хоровой кружок. Я смотрю, мелодию песни все помнят неплохо. А вот теперь на мотив этой самой «Елочки» попробуем исполнить другие слова. Послушайте, они совсем не сложные. Летит, летит по небу шар, По небу шар летит. И знаем мы, что этот шар Д о не ба долетит. Это текст песни- игры, которая называется «Шар». Давайте повторим эти слова вместе со мной. Идет повторение слов. —Попробуем еще раз повторить слова, а затем спеть их на уже знакомую мелодию «Елочки». Идет разучивание слов и исполнение их на знакомый мотив, —А вот теперь — самое интересное, будьте внимательны. Давайте для начала слово «шар» заменим на жест, вот такой — руки вытянем вперед и сомкнем их, закруглив, как будто держим большой воздушный шар. Идет исполнение песни с заменой первого слова. Ведущий поет вместе с ребятами, демонстрируя правильное выполнение замены. Второе слово, которое мы будем не называть, а показывать, — слово «летит». Вытяните руки в стороны и плавно помашите ими, словно крыльями. Давайте споем песню уже с заменой д вух слов — «шар» и «летит». Идет исполнение песни- игры с заменой слов «шар» и «летит». Последнее, что нам осталось показать, «небо». Это очень просто — пальцем вверх. Споем песню, заменив в ней все три слова — «шар», «летит» и «небо». Смотрите не ошибитесь, будьте внимательны. Идет исполнение с заменой слов «шар», «летит» и «небо». Молодцы, почти никто не ошибся. Но мы пели в медленном темпе. Попробуем увеличить скорость. Идет быстрое исполнение всего четверостишия с заменой трех слов. Ну вот, я смотрю, вам понравилось играть в эту веселую тарабарщину. Кто теперь попробует заменить меня и стать ведущим? Идет исполнение песни- игры с новыми ведущими. Песня- игра «Колпак» Ведущий. Вторая песня- игра, которую мы разучим, называется «Колпак». Запоминайте слова, они также очень простые. Колпак мой треугольный, Треугольный мой колпак, А если не треугольный, То это не мой колпак. —Давайте сначала просто повторим их, как стихотворение. Идет повтор строчек. Теперь споем их. Идет напев текста. Подходящая мелодия может быть самой простой — на распев вальса или элементарной полечки на 5—6 звуках. Далее ведущий пр едлагает поочередно жестами за менить слова. «Колпак» — вместо этого слова нужно ладонью коснуться макушки головы; «мой» — ладонью прикоснуться к; груди; «треуго льный» — пальцами надо изобразить подобие треугольника. После разучивания всех трех элементов слов- замен идет исполнение песни — сначала в спокойном темпе, а затем в более быстром. Развлечение «Споем по очереди» Это музыкальное развлечение можно разыгрывать на основе любой знакомой песни, важно только одно условие — все игроки должны знать ее мелодию и текст хотя бы одного куплета. Приведем пример того, как разыгрывается этот «музыкальный момент» на примере всем хорошо известного произведения — пе рвого куплета русской народной песни «Во поле береза стояла». Число участников этой игры должно быть четным — два человека или две группы с произвольным количеством игроков, четыре человека или четыре группы также с произвольным количеством игроков. Игру м ожно исполнять в двух вариантах. Ведущий. Давайте вспомним всем нам хорошо известную песню «Во поле береза стояла». Споем все вместе хором первый куплет из нее. Идет исполнение первого куплета песни. Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли, лю ди, стояла, Люли, люли, стояла. 1- й вариант Ведущий. Теперь задания для первой группы игроков — спойте этот куплет так, как его исполнил бы человек, не выговаривающий звука «р». То есть, везде, где находится этот звук, его надо заменить звуком «л». Идет исполнение первой группой варианта песни. Задание для второй группы игроков — вам надо спеть этот куплет так, как его исполнил бы человек, не выговаривающий звука «л». То есть, везде, где находится этот звук, его надо заменить звуком «р». Идет исполнение в торой группой своего варианта куплета. Задание для третьей группы игроков — вам надо представить себя солдатами на марше. Как тогда будет звучать первый куплет? Покажите нам правильное исполнение! Идет исполнение маршевого варианта куплета. Осталась последняя группа игроков — у вас тоже свое задание. Представьте себя маленькими грудными детьми, которые ходят в ясли. Какие у них должны быть голоса? Вот вы сейчас и споете нам этот куплет так, как его спели бы дети в яслях. Идет показ «ясельного» пения к уплета. А теперь давайте попробуем спеть все четыре варианта куплета все вместе. Послушаем, что за удивительно смешной хор получится у нас! Идет завершающий показ исполнения. 2- й вариант Ведущий предлагает исполнить каждой группе свой куплет. Каждая группа поет свой куплет в соответствии с тем требованием, которое указывает ведущий. Сначала каждая группа разучивает свой текст и показывает свое исполнение, а в финале группы поют поочередно — каждая в своей манере. Приведем тексты всех четырех куплетов: Во по ле береза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли, люли, стояла, Люли, люли, стояла. Я пойду- пойду, погуляю, Белую березу заломаю. Люли, люли, заломаю, Люли, люли, заломаю. Срежу я с березы три пруточка, Сделаю из них я три гудочка, Люли, люли, три гудочка, Люли, люли, три гудочка. Стану я на дудочке играть, А ребята станут подпевать. Люли, люли, подпевать, Люли, люли, подпевать Игра «Море волнуется» Ведущий просит ребят вспомнить, каких интересных обитателей рек и морей они знают, и представить, под какую музыку этот персонаж мог бы станцев ать. Можно помочь детям стихами, передающими определенный музыкальный характер. Ведущий говорит, что сейчас все вместе будут петь вступительную песню, а потом он начнет п одходить к каждому и спрашивать, кто каким ге роем себя представляет. Задача детей — передать характер своего персонажа в жестикуляции и танцевальных движениях. Итак, сначала все напевают общую «стартовую» песенку: Море волнуется — раз, Море волнуется — два, Море волнуется — три, Морская фигура, сп ляши. После этого ведущий подходит к выбранному им ребенку и называет его имя. В ответ ребенок должен исполнить танец своего персонажа — в том характере, который ему кажется наиболее подходящим. Стихи- подсказки Краб( марш) Это — неуклюжий краб, Он и ходит кое- как. Вперевалку меж камней Он торопится скорей. Золотая рыбка( вальс) Вот золотая рыбка, — Она быстра и гибка, Хвостиком виляет, К танцу приглашает. Морской конек( полька) Погляди — морской конек, Как лошадка — прыг да ск ок, Вместо ножек — завитушка, Сам — как детская игрушка. Медуза( песня) Медуза — словно парашют, И под водой она — как шут, То стоит, а то колышится, Будто песенка нам слышится.