Творческо-исследовательский проект "В гости к осени"
Документы для скачивания
- 609601- 570866 Автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей №1 «Колокольчик» муниципального образования Ханты- мансийского автономного округа- Югры городской округ город Радужный Творческо- исследовательский проект Масалимова Резеда Махмутовна, воспитатель Актуальность проекта Вот и подходит к концу прекрасное лето… Но это совсем не повод для грусти. Впереди – чудесная осень, которая не менее прекрасна, чем другие времена года. Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Природу важно воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков, запахов. Сколько возможностей для развития чувств, речи, движений, воображения. Это формирует первый сенсорный опыт ребенка – основу для его интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Поэтому, так важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста. Красота «золотой осени» доступна даже самому маленькому ребенку. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать у малышей предпосылки наблюдательности, интереса и взаимосвязь явлений природы и жизни людей, развивать воображение, вызывать эстетический отклик на красоту осени. «Экологическое воспитание» ребенка раннего возраста означает содействие взрослых развитию доброго и любознательного малыша, открытого миру природы. Мы должны научить малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу. Проблема: Дошкольники не доста точно знакомы с явлениями природы, не умеют правильно называть то или иное явление природы осенью, необходимо расширить и обогатить знания детей о сезонных изменениях в природе. Цель проекта: Ознакомление детей с природой, формирование осознанно бережного отношения к ней. Задачи проекта: 1. Формирование элементарных представлений об осенних изменениях в природе( разноцветные листья на деревьях, похолодало, идут частые дожди, дует холодный ветер, листья летят с деревьев) . 2. Р азвивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы. 3. На основе расширения ориентировки в окружающем развивать понимание речи и активизировать словарь по теме. 4. Воспитывать добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, связанное с красотой природы. 5. Познакомить детей с произведениями художественной литературы об осени. Вызвать у детей интерес к иллюстрациям в книгах. 6. Воспитывать стремление отразить свои яркие впечатления в рисунках и аппликации. Учить передавать образ осени доступными способами художественного творчества. 7. Различать сенсорные свойства: величину( большой, маленький) , цвет( желтый, красный, зеленый, синий) , качества( мокрый, грязный) . 8. В оспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой. Ожидаемый результат Проект поможет заложить новые представления и ориентиры в мире природы. Благодаря работе по проекту дети научаться наблюдать, воспринимать происходящие вокруг них сезонные явления – лист опад, холодный дождь, ветер и т. д. , познакомятся с качествами природного материала, у детей активизируется словарь запас, разовьется зрительное и слуховое внимание, укрепится сила мышц руки. Осень – время адаптации детей к условиям детского сада. Общение с природой даст заметный оздоровительный эффект, поможет снять психологическую напряженность, стресс и агрессивность, настроит на доброжелательное отношение ко всему живому. Тип проекта: Творчес ко- исследовательский, групповой, детско – родительское. Срок реализации проекта: один месяц. Участники проекта: воспитатели ДОУ, дети группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет, педагоги. Родители. Этапы реализации проекта: 1. Предварительный этап: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями; 2. Основной этап: цикл НОД по теме проекта, изготовление поделок из природного материала; 3. Заключительный этап: выставка «У осени в гостях», «Кормушки для птиц », их анализ, закрепление полученных знаний. Предварительный этап: Подбор иллюстративного материала по теме проекта; Подбор художественной литературы по теме проекта; Подбор дидактических игр по теме проекта; Оформление уголка «Мир природы» в группе. Работа с родителями: Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»; Оформление уголка для родителей информацией по проекту( папки- передвижки, информация, объявления) ; Совместная деятельность родителей и детей «Осенняя поделка из природного материала », «Кормушка для птиц» Фотовыставка «Осенью на прогулке » Работа с детьми: Беседы с детьми по темам: «Идем на экскурсию( пешая экскурсия) », «Осторожно: грибы и растения на участке детского сада», «Правила поведения на участке детского сада во время прогулок», «Насекомые – польза и вред»; Наблюдения в природе на прогулках. Основной этап: Инте грация образовательных областей Образовательные области Вид детской деятельности Физическое развитие Подвижные игры: «Птички и кошка», «У медведя в о бору», «Лохматый пес», «Зайка серый умывается », спортивные упражнения( катание на самокате, велосипеде) , физкультура на прогулке, эстафеты, соревновании. Речевое развитие Чтение художественной литературы: п ословицы, потешки, поговорки, загадки об осени. Чтение стихотворений об осени: И. Бунина «Листопад», Ю. Тувим" Овощи" , А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» Чтение детям: Н. Сладков «Осень на пороге», русская народная сказка «Мужик и медведь», В. Сутеев «Под грибом», Г. Юдин «Как варить компот», В. Осеева «Синие листья», народная сказка « Дурак и береза», К. Чуковский «Бодливая корова» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов, придумывание загадок, сочинение рассказов. Художественно- эстетическое развитие Рисование: «Осень в лесу», « Радостная осень », «В лес по грибы», «Любимые фрукты, овощи », «Золотая осень», «Ветка рябины и паучок», «Деревья и кусты» Аппликация: « Угостим зайчика с морковкой », «Золотые подсолнухи»( коллаж из природного материала) , «Листопад», «Береза» Лепка: «Осеннее дерево», «Мухомор», «Фрукты из сада» Самостоятельная художественная деятельность детей. Музыка: с лушание: П. И. Чайковский" Времена года" . Разучивание песен об осени. Социально- коммуникативное развитие Сюжетно- ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов» Дидактические игры: «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Что растёт на грядке? », «Овощи и фрукты», «Найди и промолчи» Общение: «Краски осени», «Что нам осень принесла» Безопасность: «Осторожно: грибы и растения на участке детского сада», дидактические игры «Кто или что это? », «Разведчики» Здоровье: «Будем знакомы», «Здоровые зубы», «Осень в гости к нам пришла», подвижные игры «Перебрось предмет», «Скворечники», закаливание, физкультминутки, пальчиковые игры. Познавательное развитие Конструирование: «Заяц с шарами», «Теремок», игра «Муравьи» из геометрических фигур. Ознакомление с природой: - цикл НОД «Ранняя осень», « Грибы, о вощи и фрукты », «Золотая осень», «Деревья», «Путешествие в осенний лес»- цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября? », «Что было сначала, что будет потом? », «Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу, красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы? », «Чем отличается ель от других деревьев осенью? », «Почему осенью птицы улетают? », «Почему исчезли насекомые? ». Опыты: «Отгадай, что за фрукт? », «Отгадай, что за овощ? » Эксперимент: «Что произошло с листом? », «Шишка» Ежедневные наблюдения в природе на прогулках: - Наблюдения за солнцем( обратить внимание детей на то, что осенью солнце светит меньше, греет хуже, путь его по небу стал короче; поздно рассветает, рано темнеет) ; - Наблюдения за работой дворника( продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать) ; - Наблюдения в цветнике( познакомить детей с названиями цветущих растений: календула, бархатцы, ромашка; уточнить представления детей об изменениях в живой природе, происходящих осенью) ; - Наблюдения за облаками( обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками( тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду) ; - Наблюдения за птицами( уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением осени, рассказать о перелетных птицах, о том, что во время перелета многие птицы собираются в стаи) ; - Наблюдения за насекомыми( расширять представления детей о многообразии насекомых, учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых, в пасмурную жизнь насекомых замирает; подводить к пониманию того, как насекомые готовятся к зимнему периоду) ; - Наблюдения за дождем( предложить детям сравнить летний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают) ; - Наблюдения за деревьями( уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить понятия «лиственные», «хвойные») ; - Наблюдения за листопадом( показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад»; рассмотреть листья разных деревьев, помочь детям определить цвета, в которые окрашиваются осенью листья различных деревьев) ; - Наблюдения за сбором урожая( расширять представления детей об овощах) ; - Наблюдения за небом( учить детей замечать изменения на небе, происходящих осенью) ; - Наблюдения за прохожими( расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий) . Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Важным моментом в ознакомлении детей с погодой нашего края, как и в средней группе, является ведение календаря природы. Ежедневно после прогулки дети заполняют календарь природы. В конце недели, понаблюдав за растительностью, животным миром и погодой, дошкольники рисуют картинку живой природы. В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно- исследовательской деятельности- это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания. Экологический проект- это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения( любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство) . В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, участие в выставке, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия- беседы познавательного характера, экологические игры- путешествия, эксперименты и опыты, экологические задачи. В уголке природы были помещены дары осени- овощи и фрукты, ягоды. Дети учились различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть. Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца( количества тепла и света) , характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь- появились лужи; холодно- лужи долго не высыхают; солнце нет- пасмурно, темно; дует ветер- по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок- на лужах появился тонкий лёд. Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа- среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений- прикреплённость к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений- корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры. Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища( насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение. Для развития экологического сознания- понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, была разработана системная" паутинка" : что происходит осенью в живой и неживой природе. С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству организовали выставку семейных работ из природного материала под названием «У осени в гостях», «Кормушка для птиц». Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно- образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, лучше узнать собственных детей. Заключительный этап: Итогом проекта «Осень в гости к нам пришла» стало обобщение результатов нашей работы. Участие в выставке «У осени в гостях», «Кормушки для птиц» и проведение досуга по теме «В осеннем лесу». Результат проекта Проект позволил детям обогатить и расширить знания о природе, о сезонных изменениях в природе, о растениях, о жизни животных и птиц. Дети были заинтересованы, проявляли активное участие в реализации проекта. Удалось сформировать предпосылки поисковой деятельности. Работа над проектом способствовала развитию творческого мышления и воображения. В процессе работы над проектом, повысилась самооценка детей. У детей появилось желание беречь и защищать природу. Удалось активизировать родителей, с огромным удовольствием принимали активное участие в различных мероприятиях. «С мамой время зря не теряли, осень золотой, на лист бумаги перенесли» 2286000221615 « Мы с папой мастера, лихо смастерили, кормушку и скворечник для наших любимых пернатых друзей» 2057400175895 «Елочка красавица выросла у нас» 91440060325 «Осень, осень золотая» «Последние ягоды осени» 951865260350 «Время зря не теряем и за комнатными растениями ухаживаем» 1028700131445 «Вот и наши работы» 22580601485902279015708025468630022225- 1143001270008235951600202171700205168548006001708150- 3429001593850