a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Здоровьесберегающие технологии в ДОО

Автор: Полкунова Вера Михайловна Опубликовано: 2016-03-22 11:19:19

Документы для скачивания

СП детский сад «Светлячок» ГБОУ СОШ № 1 им И. М. Кузнецова с. Большая Черниговка Семинар- практикум для педагогов « Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Воспитатель: Полкунова В. М. 2 слайд «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости». Народная мудрость. 2. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка- дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. - Вопрос аудитории. Так что же такое « здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. 3 слайд. Здоровьесберегающая технология- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития Вопрос аудитории- Что такое валеологическая культура? 4 слайд Валеологическая культура – социально – психологическая деятельность индивида, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов и традиций здорового образа жизни, превращение их во внутреннее богатство личности. 4. Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно – воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами и символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации. Цель здоровьесберегающих технологий вы видите на экране. 5 слайд Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, - сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, - научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов- это технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни Слайд6 Выделяются  три группы здоровьесберегающих технологий: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая. 2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно- игровые( игротерапия) , коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж. 3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.      Все мы знаем, как трудно заставить и себя, и ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. И так же хорошо мы знаем, что это необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движений. Именно поэтому предлагаю вашему вниманию 1 технологию Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Начнём наш семинар с игр, которые можно использовать в работе с детьми. Педагоги встают в круг. Игра «Приветствие»  Поздоровайтесь друг с другом за руку, плечами, спинами, поздоровайтесь те, у кого одет брюки, платья и т. д. Игра «Передай сигнал».  Педагоги берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним через пожатие руки. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. С лайд 7. Стретчинг – упражнения на растягивание, полезны и необходимы всем, независимо от возраста и степени развития гибкости. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы. Слайд 8. Ритмопластика- система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоническое развитие тела. Ритмопластика сочетает в себе два направления: физкультуру и хореографию. Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка. Слайд 9. Динамические паузы- Во время занятий, 2- 5 мин. , по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Слайд 10. Релаксация- В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку( Чайковский, Рахманинов, звуки природы. Слайд 11. Гимнастика пальчиковая- С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени( в любое удобное время) Гимнастика для глаз- Ежедневно по 3- 5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Слайд 12. Гимнастика дыхательная- В различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Гимнастика бодрящая- Ежедневно после дневного сна, 5- 10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. Слайд 13. Гимнастика корригирующая- В различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Гимнастика ортопедическая- В различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Слайд14 « Забота о здоровье это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский 14. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни,    но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Вывод Результатом участия педагогов в практикуме стало приобретение коммуникативного опыта: умения ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с дошкольниками; конструировать программу деятельности, выбирая содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с детьми; применять индивидуальный подход к воспитанникам. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Упражнения на овладение практическими элементами здоровьесберегающих т ехнологий. Гимнастика для глаз. « Лиса » Ходит рыжая лиса,   Крепко зажмурить и открыть глаза Щурит хитрые глаза. Смотрит хитрая лисица,   Вытянуть вперед правую руку, на кото- Ищет, где бы поживиться.   рой все пальцы, кроме указательного, с жаты в кулак. Вести рукой вправо- влево и следить за движением указательного пальца глазами, не поворачивая головы. Пошла лиска на базар,   Поднять руку и опустить, прослеживая Посмотрела на товар.   взглядом. Себе купила сайку,   Описать рукой круг по часовой стрелке и Лисятам балалайку. против нее. Гимнастика для глаз « Солнышко» Солнышко, солнышко, в небе свети!   Потянуться руками вверх Яркие лучики к нам протяни. Ручки мы вложим в ладошки твои,   Похлопать в ладоши над головой Нас покружи, оторви от земли.   Покружиться, подняв руки вверх Солнечный лучик быстро скакал,   Вытянуть   вперед   правую руку, медленно И на плечо он к ребятам упал.   прикоснуться указательным пальцем к правому плечу. Проследить глазами. Весело лучик песенку пел,   Повторить то же самое с левой рукой Каждый себе на плечо посмотрел. Солнечный лучик быстро скакал,   Вытянуть руку вперед и коснуться паль- И на маленький носик к ребятам попал.   цем кончика носа. Проследить глазами. Весело лучик песенку пел, Каждый на носик себе посмотрел. Хлопают радостно наши ладошки,   Похлопать в ладоши. Быстро шагают резвые ножки.   Ходьба на месте. Солнышко скрылось, ушло на покой,   Закрыть глаза и положить руки под щеку Мы же на место сядем с тобой.   Сесть на стульчики Гимнастика для ног для профилактики плоскостопия « Дедушка Егор » Из- за лесу, из- за гор  Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, Едет дедушка Егор.   стараясь поднимать выше пятки. Сам на лошадке,   Ходьба на пятках, руки за спиной Жена на коровке,   Ходьба на носках, руки за головой Дети на телятках,   Ходьба с перекатом с пятки на носок, руки на поясе. Внуки на козлятках.   Ходьба с высоким подниманием ног, сог- нутых в колене, руки в стороны Гоп, гоп, гоп!   Приподниматься на носки и опускаться на всю ступню. Приехали!   Присесть Гимнастика для глаз « Снежинки » Закружились, завертелись  «Фонарики» Белые снежинки. Вверх взлетели белой стаей  Поднять руки вверх и посмотреть Легкие пушинки.   на них Чуть затихла злая вьюга-   Медленно опустить руки и просле- Улеглись повсюду.   дить за ними взглядом Заблистали, словно жемчуг, -   Развести поочередно руки в стороны Все дивятся чуду.   и проследить за ними взглядом Заискрились, засверкали  Выполнить руками движение «нож- Белые подружки.   ницы » Заспешили на прогулку  Шаг на месте Дети и старушки. Массаж спины «Дождик» Массаж спины под песню Е. Поплянской( сб. «А мы на уроке – играем») Дождик бегает по крыше-   Встать друг за другом «паровозиком» Бом! Бом! Бом!   и похлопывать друг друга по спине. По веселой звонкой крыше- Бом! Бом! Бом! Дома, дома посидите-   Постукивание пальчиками. Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите- Бом! Бом! Бом! Почитайте, поиграйте-   Поколачивание кулачками. Бом! Бом! Бом! А уйду- тогда гуляйте- Бом! Бом! Бом! Дождик бегает по крыше-   Поглаживание ладошками. Бом! Бом! Бом! По веселой звонкой крыше- Бом! Бом! Бом! «Чтобы не зевать от скуки» Оздоровительный массаж всего тела: быстрые, частые хлопки на соответств. слова Чтобы не зевать от скуки, Постучим и тут, и там, Встали и потерли руки, И немного по бокам. А потом ладошкой в лоб Не скучать и не лениться! Хлоп- хлоп- хлоп. Перешли на поясницу. Щеки заскучали тоже? Чуть нагнулись, ровно дышим, Мы и их похлопать можем. Хлопаем как можно выше. Ну- ка дружно, не зевать: Раз- два- три- четыре- пять. Муз. рук- тель показывает ежика. Вот и шея. Ну- ка, живо Переходим на загривок. По сухой лесной дорожке- Топ- топ- топ- топочут ножки. А теперь уже, гляди, Ходит- бродит вдоль дорожек Добрались и до груди. Весь в иголках серый ежик. Постучим по ней на славу: Сверху, снизу, слева, справа.  ( вставка про ежика для сказки «Рукавичка») Самомассаж тела « Черепаха » Шла купаться черепаха  Дети выполняют легкое пощипывание И кусала всех со страха  пальцами рук груди, ног. Кусь! Кусь! Кусь! Кусь! Никого я не боюсь! Черепаха Рура!   Дети поглаживают себя ладонями, В озеро нырнула,   выполняя круговые   движения и С вечера нырнула  приговаривают. И пропала… Э- эй, Черепашка Рура, Выгляни скорей. Динамическая пауза « Три медведя » Три медведя шли домой. ( ходьба на месте вперевалочку) Папа был большой- большой, ( руки поднять над головой, потянуться) Мама с ним поменьше ростом, ( руки на уровне груди) А сынок – малютка просто. ( присесть) Очень маленький он был, ( присесть и покачаться) С погремушкою ходил, ( руки перед грудью сжать в кулаки) Дзинь- дзинь, Дзинь- дзинь. ( имитация игры на погремушке) « Мы устали » Упражнения, способствующие быстрому восстановлению работоспособности при усталости или перевозбуждении- Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней, чтобы руки задрожали. Напрячь мускулы плеч и груди. Затем втянуть живот и потянуться вверх, как будто выглядывая из окна, опираясь на руки. Повторить 3 раза. Во рту должно стать влажно. - Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям. Не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно, так, чтобы было приятно. Выполнять в течение 10 – 15 секунд. - Растирать хорошенько уши в течение 15- 20 секунд. 3. Упражнения для снятия стресса. 1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени. 2.    Крепко зажмурьтесь, напрягая веки на 10 секунд, затем расслабьте, тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее. 3.   Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее. 4.   Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее. 5.  Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьте. Повторите быстрее. 6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте. Повторите быстрее. 7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте их. Повторите быстрее. 4. Самомассаж на работе, снимаем стресс и напряжение. На работе мы постоянно испытываем дефицит времени и находимся  в напряжении. Как быстро освободиться от накопившейся усталости, зарядиться энергией на работе? Вам поможет знание простейших упражнений для самомассажа. 1. Быстро потрите обе ладони- 5 секунд. 2. Теперь быстро потрите разогретыми руками щеки вверх- вниз- 5 секунд. 3.  Часто постучите барабанной дробью по макушке головы- 5 секунд. 4.   Сожмите руки в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья- 3 раза. 5.  Найдите на шее пульсацию сонной артерии, осторожно нажмите на артерию, сосчитайте до 5. Освободите. Дышите глубже. Снова нажмите и перейдите на другую сторону. 6.  Большим пальцем нащупайте впадину в основании черепа. Нажмите, сосчитав до 3, отпустите. Повторите 3 раза. 7.  Массаж рефлекторных зон ног: -     сожмите кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли; -  плотно захватите большим и указательным пальцами рук ахиллово сухожилие, сдавите его, отпустите. Повторите 3 раза на каждой ноге; - быстро потрите верх ступни рукой( или, что более удобно, пяткой другой ноги) . Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха( если у Вас нет варикозного расширения вен) . Если Вы чувствуете, что по телу разлилась приятная тепло- цель достигнута: всего за одну минуту Вы включили основные системы организма на полные обороты. Игра «Аплодисменты друг другу» Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого- то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Оставить комментарий: